Псеашхо Сахарный. Восхождение, октябрь 2018. Часть 1.

Dec 18, 2018 22:53

Сегодня я расскажу о коротком походе на вершину Псеашхо Сахарный (3188,9 м). Это одна из вершин массива Псеашхо на Западном Кавказе.

Псеашхо́ (Псеашха) - горный массив в 20 км от посёлка Красная Поляна, в верховьях рек Уруштен, Малая Лаба, Пслух, на территории Кавказского природного биосферного заповедника. Относится к Главному Кавказскому хребту. Топоним «Псеашхо» переводится с адыгейского как «многоводная гора» (адыг. Псы- вода и адыг. Шха - голова, верхушка, по-видимому, из-за того, что на склонах массива берут начало несколько рек, питаемых ледниками.

Массив Псеашхо ограничен с запада троговой долиной с перевалом Псеашхо (2014 м). Эта долина протяженностью около пяти километров ЮЮЗ-ССВ и шириной около 500 м выработана древним ледником. Продольный уклон долины настолько мал, что прохождение перевала Псеашхо незаметно.

Через этот перевал идет доступный маршрут с севера из Псебая через Главный Кавказский хребет на юг. Именно этим путём в 1835 г. русский офицер барон Фёдор Торнау проник с северных отрогов Кавказского хребта с целью разведки в Кбаадэ (старое название пос. Красная Поляна) и далее на юг к Чёрному морю в район будущего Адлера.

С юго-запада массив Псеашхо ограничен долиной реки Пслух, с востока долинами рек Малая Лаба и Чистая, с севера - долинами рек Холодная и Мраморная. Южной оконечностью массива можно считать перевал Аишха (2401 м), северной - перевал Мраморный (около 2800 м).

Массив Псеашхо представляет собой сложный горный узел с хребтами разной направленности и вершинами от 2500 м. В основном массиве выделяют следующие вершины:Северный Псеашхо (3256,9 м) - главная вершина массива; Южный Псеашхо (3251,2 м) Узловая (3196 м) Сахарный Псеашхо (п. Сахарная голова) (3188,9 м) Западный Псеашхо (2899,8 м)

Массив Псеашхо интересен своими 11 ледниками. Наиболее крупный из них ледник Псеашхо является самым крупным ледником Краснодарского края. Ледник карово-долинного типа длиной 3 км и площадью 1,5 кв. км. К северу от высшей вершины Северный Псеашхо расположен ледник Мраморный, дающий начало реке Мраморной. Также на северных склонах находится ледник Холодный, из которого вытекает река Холодная, впадающая через несколько километров в реку Уруштен. Особенностью оледенения массива Псеашхо является то, что здесь появляются первые с запада ледники южного макросклона Большого Кавказа. За последние десятилетия площадь ледников сокращается.

Пик Песашхо Сахарный (он же Сахарная голова - так его называют из-за того, что его покрытая снегами вершина напоминает сахарную голову) - один из самых легкодоступных трехтысячников заповедника. Попасть туда можно или из долины Пслуха или с Бзерпинского карниза - оттуда пешком часа полтора-два. Последний вариант предпочтительнее как тем, что от карниза туда ведет удобная и простая тропа, так и тем, что практически до самого карниза можно подняться на канатке "Газпрома". Если точнее - подняться можно до Пихтовой поляны, оттуда полчаса вверх лесом на вершину хребта Псехоко до перевала Медвежьи ворота, и уже оттуда по удобной тропе час до самого карниза - популярного места у туристов, где можно отдохнуть, поставить палатку или переночевать в домике (300 рублей в сутки), полюбоваться красивейшими видами, сходить до лагеря Холодный или до озер Дзитаку, подняться на окрестные вершины.

Внимание, с Бзерпинского карниза официально разрешен только один маршрут - №8а (Урочище Медвежьи ворота - Лагерь Холодный), который подразумевает стоянки только на самом карнизе и в лагере Холодный, радиалку к озерам Дзитаку и восхождения на г. Табунную, Коготь и Пик Бзерпи. Восхождение на пики Псеашхо запрещены, и если вас там поймают, вам грозит штраф, так что все нижеописанное совершалось в нарушение правил заповедника и по правде является плодом моего буйного воображения.

Итак, в субботу 13 октября мы выдвинулись с Красной поляны, будучи в полной уверенности, что к обеду мы будем на карнизе, а ночевать будем у подножья Сахарного. Но тут-то нас ждал большой облом. Оказалось, что в эти дни на курорте "Газпрома" проходил форум "Валдай", куда съехалось множество друзей Путина. Канатку закрыли, по дороге наверх пускали только машины со спецпропусками. Можно было бы подняться по ней пешком, но мы решили зайти со стороны кордона Пслух - там дорога была явно короче. Заодно исполнил свою давнюю мечту - дойти до карниза своим ходом, как в доолимпийские времена. В любом случае, день мы теряли на подъеме с высоты около 500 метров над уровнем моря на приблизительно 2000, и это было неприятно...

Приблизительно на пол-пути от кордона пограничников на слиянии Пслуха и Мзымты до одноименного кордона заповедника мы обнаружили старую грунтовку, которая, как нам объяснили, вела к балаганам, расположенным прямо под Когтем. Там мы планировали заночевать, рассчитывая к полудню следующего дня дойти до карниза, а к обеду - к подножью Псеашхо.

Дорога в начале была перекрыта шлагбаумом, так что надежды на попутку не было - предстояло пройти весь путь пешком.Впрочем, мы уже никуда не спешили и просто наслаждались золотой осенью в горах, тем более, что дорога была сухая и ровная и идти по ней было легко и приятно. Виды вокруг очень красивые...

Вот мы выходим из лесной зоны и слева видим красавицу-Агепсту:

Вот снова она:

А прямо по курсу можно увидеть Чугуш, пик Пришвина и Ассару:

Дорога уходит прямо, но справа в горы резко уходит тропинка. Решив, что она выведет нас на карниз, в обход Когтя, а то и сразу в долину Пслуха, идем по ней. И через пару часов подъема перед нами вырастает пик Бзерпи (2482 м):

Отсюда 15 минут ходу до карниза:

Закатные пейзажи напоминают марсианские:

А вот и карниз (2100 м):

Закат над Красной поляной:

Октябрьская ночь быстро упала над перевалом Псеашхо:

А над поляной закат еще пламенеет:

Ночи на карнизе всегда не столько холодные, сколько ветреные. Быстро разбираем палатку, перекусываем и спать.

Утром, не спеша (спешить некуда, наша цель - дойти до подножья Сахарного, восхождение - на другой день) отправляемся на перевал Псеашхо. Полчаса по тропинке, и справа открывается долина Пслуха. Пик Сахарный крайний справа. Снега почти нет, так что название свое он в этот раз не оправдал. Но это и к лучшему - подниматься проще.

Долина Пслуха:

Отчетливо видна Агепста:

И сам Пслух на дне долины:

А вот и искомые вершины. Вернее, наша - справа. Слева - ложная цель, это всего лишь узловое плечо.

Доходим до второго притока Пслуха:

И переходим его:

Долина Пслуха в лучах полуденного солнца:

Надо отметить, что у подножья мы были, да, к полудню. но времени на восхождение уже не было, ибо октябрь, темнеет рано, а застрять на вершине ночью даже несмотря на идеальную погоду не хотелось бы. Было решено подняться на начало гребня - около 2200 метров, заценить завтрашний маршрут, полюбоваться видами, спуститься и ждать рассвета, чтобы выдвинуться на штурм не позже утра...

Вот она, наша вершинка:

А вот вид обратно, виден снежник на треугольном пике Ассары:

Типа загораю:

Вот он, западный гребень, по которому нам предстоит подниматься примерно половину пути.

Релаксируем:

Вершина во всей своей осенней красе:

Узловое плечо:

Панорамка:

И немного автор этих строк:

Видосик:

Интересно, что на этом месте мы встретили ... бегуна. Да, нам до этого говорили, что на Сахарный устраивают экстремальные забеги. На наших глазах парень в кроссовках, шортах и с легким рюкзачком (как потом выяснилось - МС по лыжным гонкам), прыгая по камням аки горный козел, сбегал почти до самой вершины примерно за полтора часа.

Увы, мы если и мастера спорта, то только по литрболу, так что наш подъем займет не менее четырех часов в один конец, так что спускаемся и ждем утра.

Наша палатка. Место, откуда надо начинать восхождение, легко узнать по удобной площадке для лагеря у подножья...

Второй приток в пламени заката:

Луна над горами:

И пролетающий над нами самолет:

Все, спать! Утром восхождение!