Заблуждение Резерфорда

Mar 27, 2011 08:27


Последние дни слежу за событиями на аварийной японской АЭС и кое-что пишу в этом блоге о ядерных неприятностях. А параллельно по каналам PhysicsToday, MarginalRevolution и PaleoFuture поступили исторические «ядерные» ссылки, в совокупности любопытные.


Как раз в марте 2011 года, когда взбунтовалась АЭС Фукусима-I, исполняется сто лет открытию Эрнестом Резерфордом атомного ядра и планетарной модели атома. Этим открытием Резерфорд по сути основал ядерную физику, сделав ключевой шаг к пониманию структуры вещества, о чем на днях напомнила New York Times. Десятью годами позднее Резерфорд предположил возможность существования в ядре некой электрически нейтральной частицы, объясняющей ряд непонятных без неё явлений. И в самом деле, еще через десять лет, в 1932 г., был обнаружен нейтрон. До открытия цепной реакции, ключевым участником которой является нейтрон, и до первых ядерных взрывов и атомных реакторов оставалось еще несколько лет, но широкую общественность уже занимали волнующие, пусть и туманные пока перспективы. И вот в 1933 г. Резерфорд, тогда уже признанный патриарх ядерной физики, решил публично высказаться в духе «тут все вокруг кричат о..., тогда как на самом деле..., истинно говорю вам!». В речи, которую пересказала лондонская Times, Резерфорд поведал:В этих процессах можно было получать много больше энергии, чем энергия протона, но в целом у нас не было оснований рассчитывать на получение энергии таким способом. Это был жалкий и неэффективный путь производства энергии, и всякий, кто усматривал в атомных превращениях источник энергии, болтал ерунду. Но в научном отношении эта тема была интересна, потому что позволяла заглянуть внутрь атома.

В том же 1933 году Лео Силард, который, говорят, был раздражен энергетической инвективой Резерфорда, предположил возможность цепной реакции, но пока лишь умозрительно. А в 1938 году открыли деление ядер урана, и вскоре стало ясно, к чему может привести цепная реакция деления ядер. Наконец, 2 августа 1939 г. Эйнштейн подписывает знаменитое ныне письмо президенту Рузвельту, в котором советует правительству США приступить к разработке ядерной бомбы и предполагает, что Германия этим уже занимается. Рузвельт принял совет Эйнштейна.

В общем, через шесть лет после суровой отповеди Резерфорда всяким там фантазерам и болтунишкам романтического периода ядерной физики, ряды раскритикованных пополнились энным количеством нобелевских лауреатов и примкнувшим к ним президентом США. Сам Резерфорд умер в 1937, не дожив до новых занимательных открытий. А сейчас мы, наблюдая за отчаянными попытками укротить остаточную мощность японской АЭС, жалкую долю от её штатной мощности, можем оценить масштаб заблуждения Резерфорда. Но при этом навряд ли мы сможем привнести в развитие знаний хоть сотую долю процента от того, что привнес Резерфорд. (Высказывалось предположение, что Резерфорд якобы нарочно умалял на людях перспективы ядерной энергетики, чтобы в тайне от широкой публики убедить правительство Её величества в том же, в чём позднее Эйнштейн успешно убедил Рузвельта; я сомневаюсь в этой конспирологической версии, но может я просто не в курсе...)


Будущее, как оно виделось в прошлом:
«Радиевое отопление в 2000 году», французская открытка 1910 г.

arts, society, selected-posts, history, science

Previous post Next post
Up