Если не Хиггс, то кто же? Кто же, если не Хиггс?

Oct 07, 2013 16:44


Завтра объявят лауреатов 107-й Нобелевской премии по физике. В прошлом году я пожелал успеха австрийскому активисту квантовой информатики Антону Цайлингеру. Прошлогоднюю премию и в самом деле вручили за тонкие манипуляции с квантовыми состояниями и изучение декогеренции, что имеет прямое отношение к деятельности Цайлингера. Однако, награду 2012 года получил не Цайлингер - она досталась Сержу Арошу и Дэвиду Уайнлэнду, которые менее известны широкой публике (и мне в том числе), зато среди профессионалов считаются патриархами квантовых манипуляций. Прошлогодний выбор Нобелевского комитета по физике оказался мудрее большинства прогнозов.

В этом году прогнозировать не проще, чем в прошлом. Наиболее вероятными претендентами на физическую Нобелевку считаются бозон Хиггса и экзопланеты.

С одной стороны, можно ожидать премирования теоретиков и экспериментаторов, полвека назад предсказавших и в прошлом году, наконец, экспериментально обнаруживших характерный след нового фундаментального поля. Это поле было названо «полем Хиггса» по фамилии одного из теоретиков, его придумавших. Результаты последних измерений на Большом адронном коллайдере вроде бы позволяют утверждать, что там действительно обнаружили частицу, являющуюся квантом поля Хиггса. Эта частица называется, соответственно, «частицей Хиггса», или еще «бозоном Хиггса». А раз есть квант поля, то, значит, существует и само это поле. Бозон Хиггса имеет такое же отношение к полю Хиггса, какое фотон имеет к электромагнитному полю или (гипотетический) гравитон - к полю гравитационному. Всё это хорошо, но обширная программа опытов на коллайдере еще далека от завершения, а Нобелевский комитет обычно не спешит с наградами, предпочитая дождаться окончательного и бесповоротного вердикта экспериментаторов. В данном случае тоже, наверное, есть смысл еще потерпеть, хотя это и не обязательно. Проблема, однако, в том, что придумавшие поле Хиггса теоретики - люди не молодые, и они уже начали покидать этот мир. Сам Хиггс жив, как и большинство других потенциальных лауреатов-теоретиков, но если затянуть, то они все могут оказаться вне зоны доступа. Нобелевский комитет может принять это обстоятельство во внимание и вручить премию, не дожидаясь дальнейшего экспериментального перфекционизма. Если так и произойдет, то трудно угадать, кого конкретно объявят лауреатами. Почти наверняка самого Хиггса объявят - но именно почти, не сто процентов. Мало ли, что искомое поле назвали его именем - расчеты делали несколько человек одновременно, если говорить о теоретиках. С экспериментаторами совсем сложно - опыты на коллайдере готовили и выполняли сотни людей, и еще сотни рассчитывали и строили сам коллайдер. Не знаю, что по этому поводу решит Нобелевский комитет. Бредовая идея: может, вообще не награждать экспериментаторов в данном случае... хотя, это было бы странно. В общем, не знаю. Премию по традиции дают не более чем троим (и не дают посмертно).

Ну, а если бозон Хиггса отложат на потом, то кто и за что получит Нобелевскую завтра? На мой взгляд, вполне созрела Нобелевка за открытие внесолнечных планет, то есть планет за пределами Солнечной системы, или «экзопланет». Недавно вынужденно завершил свою основную миссию (сломался) космический телескоп «Кеплер», обнаруживший сотни ранее неизвестных планет при множестве солнцеподобных звезд нашей галактики. Экзопланеты обнаруживают и другие астрономические инструменты, как орбитальные, так и наземные. Всего на данный момент подтверждено около тысячи планет за пределами Солнечной системы, но это лишь капля в море. Расчеты показывают, что только в Млечном Пути - нашей собственной спиральной галактике - существуют, вероятно, сотни миллиардов планет. Некоторые из обнаруженных планет, между прочим, находятся в пределах обитаемых зон своих звезд, то есть обращаются на таком расстоянии от звезды, которое допускает существование на планете воды в жидкой фазе. Большинство обнаруженных планет значительно превосходят по размерам Землю и подобны, скорее, Юпитеру. Но преобладание больших планет является, по всей видимости, продуктом ограниченной разрешающей способности нынешних методов наблюдений - нам гораздо проще обнаружить большую планету, чем маленькую. На самом деле, в нашей галактике может оказаться очень много землеподобных планет, в том числе и в обитаемых зонах своих звезд. Сюжеты фантастических книг и фильмов моего детства теперь материализуются в научных статьях. Они как-то постепенно и незаметно переползли из художественной реальности в просто реальность. Этот переход на данный момент уже состоялся, и он, безусловно, достоин Нобелевской премии. Кого именно наградить за открытие планет при иных звездах - опять-таки, сложный вопрос, но Нобелевский комитет в состоянии выбрать достойнейших экзопланетчиков, в комитете умеют выбирать.

Ну так, все-таки - бозон Хиггса или экзопланеты? Как по мне, тема экзопланет вполне созрела для Нобелевской премии и заслуживает её безоговорочно, вот прямо завтра и заслуживает. Поле Хиггса тоже заслуживает, но, если по-честному, окончательно созреет через год, максимум два года. Впрочем, в данном случае я не настаиваю на педантизме. Обе темы хороши. Ну и, конечно, Нобелевский комитет может не пойти на поводу у прогнозистов и выдать премию за какую-то другую тему.

Все-таки, азарта ради, сделаю свою конкретную ставку на завтра: экзопланеты. Теперь ждём-с.

science

Previous post Next post
Up