Не Зевс ли гром с Олимпа мечет... Оды и элегии Сумарокова

Mar 26, 2009 11:17


Вряд ли кому, кроме студентов филологических факультетов, приходится подробно знакомиться с творчеством поэтов XVIII века. А когда они знакомятся, удивляются: это поэты удивительно современные. Впрочем, тогда редкий писатель занимался только стихами: они создавали литературную систему почти с нуля, и каждый из них - и драматург, и лирик, и автор эпических произведений...
Вот и Сумароков - на самом деле, удивительно современный автор.
А книга, о которой речь, - удивительно современное издание. И идеально научно подготовленное.
В начале - репринтное воспроизведение двух сборников Сумарокова - "Оды торжественныя" и "Елегии любовныя". Отлистав четверть объема книги, мы видим: "Приложения". Из века XVIII - в век ХХ: меняется шриф и бумага, слово от поэта переходит ученым: публикуются редакции и варианты, комментарии, словарь основных имен и понятий, целый сборник статей.
Составитель сборника Роналд Вроон пишет об истории создания и композиции сборников Сумарокова. Маркус Левитт смотрит на них через призму истории поэтического сборника как явления литературы. Статья Кирилла Осповата называется "Эстетика Сумарокова: к социальным измерениям литературной рефлексии". Опять-таки знакомые студентам имена: Виктор Живов, рассуждающий о языке и стиле Сумарокова, Михаил Гаспаров ("Стихосложение од Сумарокова"), Александр Каменский ("Оды торжественныя" глазами историка").

Так откуда такой огромный раздел приложений? Все дело в том, что сборники элегий и од Сумарокова - особое явление в истории русской литературы. Это не просто собрания уже публиковавшегося под одной обложкой. Автор перерабатывал свои произведения для публикации в сборнике, организовал книгу по определенному композиционному плану, так что все тексты оказались интегрированы в единое поэтическое пространство. Проследить, как шла переработка каждого произведения, помогает текстологический раздел. В отдельный блок вынесены тексты, которые не были включены Сумароковым в итоговые сборники. Сопроводительные статьи дают возможность оценить и контекст культуры того времени, и роль Сумарокова в нем.

Во всех смыслах серьезное издание - плод многолетних трудов составителя и издательства ОГИ.

поэзия, классика

Previous post Next post
Up