"Катится мой мир по наклонной вниз,
Рушится всё повсюду..." (опенинг)
В очередной раз я сделал глупость: сперва купил куклу, и лишь потом посмотрел с участием её образа аниме. Но как было не заказать Нао Томори (27 см, шикарная серия "Pureneemo"), если она входит в топ-10 самых лучших куколок всех категорий великой фирмы "Azone"? И поискать еще по Японии пришлось, да и цена уже на 100 с лишним долларов выше начальной. Но какая красава зато!
Сразу скажу: сейчас я бы вряд ли сделал этот заказ. Особенно после просмотра OVA-шки. Ибо налицо один из самых скверных характеров у главных героинь аниме. Вариант Харухи Судзумии с поправкой на отсутствие фантазии. Спокойно избивает близких и дальних людей и не особо сетует, когда хором бьют её саму. Психически нездоровый человек, безусловно. Ну и оставим её пока вместе с её же камерой: не так интересна она мне оказалась. Даже порой неприятна. В отличие от, собственно, сериала "Charlotte".
↑ Ты бьёшь - и тебя бьют. Разница лишь в количестве действующих лиц и в жестокости...
Наивно понадеявшись после первых серий на очередные в меру веселые и грустные школьные будни с лёгкими наворотами, я чуть было не вырубил просмотр после гибели Аюми. Есть такое понятие: "болевой зрительский порог", с которым любому вменяемому автору следует считаться, чтобы не потерять клиента. Этот "порог" у каждого свой - у меня он срабатывает при немотивированном авторском беспределе по отношению к собственным героям. После того, как похожий на добродушного лесного мишку, Джордж Мартин походя уничтожил трёх ярких своих героинь, у меня как отрезало: перестал читать и смотреть. Не могу. А ведь каким был фанатом...
↑ Команда "ненормальных" в поиске тоже ненормальных...
Вот и "Charlotte" чуть было не бросил, но вовремя сообразил, что Аюми "убили не до смерти". Чистый, трогательный ребёнок, говорящий о себе в третьем лице - какая, к бесу, она любовная соперница школьной подружке! Однако тут наметился крутейший поворот и в сюжете, и в концепции - и я прилип к экрану.
[ Еще момент, связанный с работой писателя и сценариста: как известно, одни заранее продумывают всё вплоть до конечной реплики, а другие садятся за "клаву" и с интересом ждут, как же дальше будут развиваться события? Куда их заведет фантазия? Два совершенно разных творческих способа. Я полюбопытствовал, а сколько же у сериала авторов - оказалось, всего один да ещё какой! Фирмач веников не вяжет, в отличии порой от фирмы. ]
Действие сразу и укрупнилось и пошло размашисто, всерьёз. Первоначальная канва событий с "типичным школьным советом" и "типичными приключениями" доморощенных экстрасенсов оказалась фальшью, прикрытием истинного трагического положения вещей. Настрой зрителя резко ломался, но подобный ход был вполне возможен и не нарушал ни логики, ни общих сценарных правил. Причем нам дали целую серию, дабы прийти в себя и перестроиться (часть седьмая "Дорога без возврата"). Кроме того, в ней детально исследовался психотип главного героя, после чего его поступки в самой последней серии - столь возмутившие многих! - лично меня не удивили.
После множества драматических и трагических моментов был выдан мягкий хэппи-энд, обойтись без которого никак нельзя: Маэда всё же не Мартин и свою аудиторию щадит. Ну а после заключительных кадров у меня, как и у многих, наверное, возник сакраментальный вопрос: "Так. Досмотрели. А всё же - что это было?"
↑ Природа... Девочки... Красиво. Ну и...?
Псевдо-фантастический триллер-антиутопия? По событиям очень даже похоже! Но ради чего всё наверчено? Какова концепция? Основная авторская мысль?
Критики сериала отмахиваются: мол, халтурка перед нами! С фанатами-отаку нечего и спорить: "идейность" они домыслят сами, не впервой! Дёшево и сердито.
Но зачем же так уж сразу и домысливать? Можно просто поразмышлять. Не претендуя на откровения и сюрпризы.
Итак, у детей по всему миру вдруг обнаруживаются разные "парапсихические способности". Которые с возрастом исчезнут, но до того взрослые злодеи всех мастей сумеют извлечь из этого свою преступную выгоду. Выход из ситуации: поголовная вакцинация и насильственное изъятие "способностей" с помощью суперсилы главного героя. Последнее и было успешно проделано.
↑ "Больше так не делай!" - "Хорошо... но что именно не делать?"
Встречались мы чем-то подобным в фантастике? Да, конечно. Сразу же вспоминаются роман "Отклонение от нормы" Джона Уиндема и один из лучших фильмов советского периода "Сказка странствий" Александра Митты. В обоих случаях главные герои тоже дети: с телепатией (Уиндем) и способностью притягивать золото (Митта). Особенно важен роман - там взрослые охотятся на детей с даром, так как они, дети, по мнению взрослых, представляют собой отклонение от некой идеальной "нормы".
А разве в "Charlotte" почти не то же самое? С одним очень важным нюансом: талантливые дети сами понимают вред своего таланта и хотят от него избавиться поскорее. Говоря иначе, прийти в общественную норму!
Это и есть то главное, к чему исподволь подводят авторы. "Charlotte" - очень японская вещь и, как у них часто бывает, незаметно-поучительная. Нам как бы намекают: а не многовато ли сложностей в нынешнем мире? Не становится ли он всё более хрупким день ото дня? Нужен ли нам наряду с летящим неведомо куда техническим прогрессом ещё и прогресс биологический? Да и "прогресс" ли это - может, извращение, болезнь? Не лучше ли, по крайней мере, в человеческих отношениях быть проще? Чувствительней? Ведь почему обычная лапша у отца Мисы и Юсы вкуснее магазинной? Да потому, что "...любовь родителей, пропитывающая каждый ингредиент, делает блюдо неповторимым!"
В нынешнем российском "искусстве" вы подобных сентенций не найдёте. А вот японцы о них никогда не забывают. И напоминают: в аниме так постоянно.
И вот в этом сериале нам подробно и жёстко показали, куда может завести пресловутая "мощь интеллекта". С чего начал главный герой? - "Я хотел лишь жульничать на экзаменах и нравиться девочкам!" Так. А чем кончил? - "Слишком тяжело... Хватит! Кто нагрузил меня этой адской работай?! Надо вернуться... Но кому я нужен?"
У всех ребят от ихней "парапсихологии" одни горе и беды, жалко и больно глядеть (и на самоуверенную синеглазую Томори тоже). А в качестве противопоставления - бесхитростные и добрые Юса и Аюми. И гарантированно спасти последнюю от взбесившейся от ревности одноклассницы может не способность устраивать катастрофы, а только любовь и забота старшего брата!
↑ "Я ведь никому не мешаю, правда?"
И воистину многозначителен и горек эпизод 13-й серии с последним изъятием "дара" (в окрестностях Пекина, кстати), которым у девочки оказывается "безрассудная храбрость". Да она ли одна? А как насчёт жалости к ближнему своему? И если бы эта отважная крошка не мешала убийце с арбалетом - как знать, успела бы помощь к главному герою, дошедшему до крайней степени истощения?
↑ "Можешь убить меня. А его трогать не смей!"
Круг замкнулся: вторгаться в чужую личность - однозначно плохо. А с риском для жизни спасать другого - выходит, тоже. И "камо грядеши", хомо?
Создатели сериала, как и положено, не дают прямого ответа. Но намёк есть: "Раньше я снимала одну ерунду. Но теперь всё наоборот: я зафиксирую каждую счастливую минутку нашей жизни!" - "Да! Начнем всё с чистого листа. Я очень жду будущего!"
Что ж, так уж получается, что в нынешнем сумасшедшем 21-м веке простота бытия является его спасением. Ещё одна ключевая авторская мысль. Я - медиевист, мне это очень близко и понятно.
Буквально пару слов в итоге: рисовка восхитительна, характеры интересны и непросты, действие быстрое (бейсбол бы только убрать, не выношу я его), подумать есть над чем, девочки хороши - даже Нао...
"Повторяю в последний, блин, раз..."
...Куклу Нао Томори я извлек из коробки, расчесал волосы, заплел ленты - и снова спрятал. Побаиваюсь я немного её мышления. Хотя внешне она прекрасна, просто чудо! Но ставить на стол в качестве кукольной хозяйки всё же не буду.
P.S. Чуть не забыл! Во всех бедах, свалившихся на детей и на всё остальное человечество в этом странном сериале, виноватой оказалась коварная комета "Шарлотт"! Которая постоянно засоряет наши чистые мозги своими зловредными частицами. Сомневающиеся есть?
↑ "Ты умеешь быть невидимкой?!"
↑ "Я Аюми. И мой мир прекрасен!"
↑ Да, мир был бы прекрасен. Если бы не этот взгляд из больничного окна...
Кукла Нао Томори в деталях: