Я в детстве очень любил новогодние праздники. И не только из-за долгожданных подарков, невероятных тогда мандаринов и редких конфет, которые мы связывали попарно и вешали на ёлку ("Белочка", "Кара-Кум", "А ну-ка, отними!", "Ласточка" и другие), но и за телепередачу "В дни школьных каникул", когда раз в год показывали сериалы, предназначенные именно для нас, тогдашних младшеклассников. Их было три: "Четыре танкиста и собака", "Капитан Тенкеш" и "Тени старого замка".
Это мало помнить - это нужно было пережить как бы заново. Я тогда находился в обычном шлаконаливном домике (последний в Калуге, далее деревни); две русские печки, никаких удобств на многие десятилетия. Чёрно-белый телевизор "Рекорд" - главное виртуальное окно в окружающий мир, предельно однообразный за реальным окошком. И этот мини-сериал - словно из другого измерения! Вымышленный, но одновременно основанный и на реалиях родной страны, огромной и абсолютно не изведанной. Таинственная и далёкая Прибалтика - что мы о ней знали? Да ничего толком. О страшных и загадочных "лесных братьях" тем более. Книгу Николая Асанова "Янтарное море" я нашёл значительно позднее. А сериал "Тени старого замка" поставили по небольшой повести Арнольда Негго "Остров великанов". Тоже прочитал лишь в студенческие годы.
Совсем коротко о сюжете: перед нами осень-зима 1948-го года. Зрителя вводят в действие как раз в тот момент, когда советская контрразведка готовится обезвредить законспирированную группу немецко-националистических шпионов, свивших своё гнездо на одном из островов Эстонии. Нам по сути показывают лишь финал спецоперации, об остальном можно было только догадываться.
Сейчас легко анализировать достоинства-недостатки! А тогда - тогда мы смотрели, не отрываясь и затаив дыхание. Тут и воистину неведомая страна, и старинный замок, и романтическая легенда, и жестокое военное прошлое. И невероятно мрачный визуальный колорит, почти соответствующий реальному пейзажу за калужским окном, так уж совпало: поле, воронка от авиабомбы перед моим домом, ветер и позёмка... Тот самый "эффект ложного присутствия" был невероятным, больше подобного впечатления я никогда не испытывал.
А ведь ещё была музыка! Страшная, пронзительная, загадочная - именно та, какая нужно. И морские волны в начальных кадрах бушевали так близко, словно были готовы выплеснуться за край телеэкрана.
И самое главное: показанному на экране верилось безоговорочно. В фильме были задействованы театральные актёры старой школы - не слишком известные советские звёзды той поры, но истинные профессионалы своего дела. Впрочем, Михаил Болдуман был лауреатом аж трёх первых Сталинских премий. Они не просто жили в кадре, как модно говорить; они показывали события чуть интереснее, чем в реальности ("Правда искусства должна быть немного выше, чем правда жизни" - основная заповедь художника-реалиста). Сейчас так то ли не умеют, то ли принципиально не хотят. "Распалась связь времён".
А осуществила постановку Мария-Мариэтта Муат, опять же классик старой кинорежиссуры и одновременно новатор советского телевидения, создавшая систему многокамерных съёмок. Она сняла "Тени старого замка" в типичной манере тогдашнего авантюрно-детективного кино-жанра: короткий "рваный" монтаж, акцент на средних и крупных "хичкоковских" планах, быстрая смена сюжетного ритма. Всё это прекрасно работало и влияло на зрителя: вместо нынешней компьютерности было немного изысканной театральности - и, право, это выглядело в своём роде не хуже.
И общая обстановка фильма оказывала своё воздействие. С одной стороны, мрачнейшие, тревожные осенние пейзажи (солнце пару раз появилось лишь в последней зимней серии): угрюмый лес, бездорожье, жестокая непогода - а с другой, безупречный внешний вид героев из запредельного советского захолустья: костюмы-тройки, галстуки-бабочка, хрустальная посуда застолья, шампанское и коньяки, классические танцы, угодливая прислуга... Контраст завораживал и настраивал на некие тревожные мысли. Впрочем, озвучивать их сейчас нет смысла. Просто ещё раз напомню, что время действия сериала - 1948 год, а я смотрел его двадцать два года спустя.
↑ Обратите внимание на портрет...
Ну, с позиций нынешнего времени и личного возраста можно упомянуть и о недостатках. Вполне объективных: например, два эпизода с "Попутной песней" школьников о светлом будущем настолько не соответствуют духу сериала, что тут и говорить не о чем - они явно из других кинолент. Просто такова была эпоха и идеология - подобной оптимистичной вставки было не избежать. Гораздо обиднее и непонятнее другое: сверхукороченный формат сериала. Пять серий завёрнутого детектива всего по 37 минут! Простите, но это ни в какие ворота не лезет. И вообще подобного временного серийного аналога я не припоминаю. 50 минут, 70 - это нормально, но чтобы меньше сорока!...
Сериалу катастрофически не хватает подробностей! Да, конечно, недосказанность заставляет будить зрительское воображение, но по сравнению с повестью слишком многое и важное остаётся за кадром. К финалу действие вообще несётся галопом, не давая передохнуть и осмыслить происходящее. Но... но я опять же не рискну упрекать режиссёра, ибо убеждён: отснятого материала было много больше, нежели в итоге вошло в фильм. Просто подробному монтажу не дали ход. Запретило начальство.
Причина опять же на поверхности: официально-то сериал снимался для подростков! А мистико-романтическая экзотика тогда не приветствовалась, мягко говоря. Да и вообще слишком мрачно... Вот и последовала команда: убрать лишние раздражители. Убрали, а куда денешься? Но это, повторяю, всего лишь моё личное мнение.
Но при всём при этом необходимо снова напомнить известное: в остросюжетных произведениях просто-таки необходим сильный, внешне обаятельный злодей! И таковой в "Тенях" имеется: баронесса Гертруда фон Лорингер.
Мария Юрьева-Юрге просто великолепна в этой роли! Даже зная подлинное лицо героини, в него трудно поверить: обычная же по виду учительница, завуч - строгая, элегантная и немного бесцеремонная... И вдруг такое зловещее преображение в финале:
И, разумеется, в самом конце мы увидели сокровища - "настоящие пиратские", которые, однако, оказались лишь приложением к идеологической начинке фильма. Но именно благодаря такой дуали зрители как бы побывали одновременно в двух эпохах - современной и средневековой. Дети были нацелены на одно, взрослые немного на другое, ну а совмещение интересов произошло значительно позднее, уже в серьёзном возрасте.
Подводя краткий итог, скажу, что все изложенные выше чувства и мысли я вновь испытал и проверил буквально на днях, пересматривая "Тени старого замка" - всё так и есть! Давно перевалило за полночь, но оторваться было невозможно, и три часа улетели незаметно...
↑ Некогда знаменитый актёр Михаил Болдуман - кто его сейчас помнит?