Когда на днях Ю-Тюбик начал вдруг усиленно и без спроса пихать в мою ленту ролики "M-three-gan" (2023 год, почти свежак), то я сразу же заинтересовался. Агрессивные девочки-роботы - главные героини в моей фантастике, поэтому я следил за таковыми в аниме и в кино. "Чобиты", "Воины-марионетки Джей", "Арпеджио голубой стали", "Алита - боевой ангел" - эти приятные и любимые картины вспомнились сразу, а вот всякие страшилки никак. Словно их и не видел, а должен был. Поэтому я тут же полез искать новый разрекламированный ужастик с коварной роботессой в главной роли.
Нашёл в разрешении "для ознакомления" без особых проблем. На Мэйле, разумеется, где же ещё? Нет, есть, конечно, и такой завлекательный ресурс, как "Lordfilm", но он просто обожает во время этой самой ознакомительности намертво вешать мой браузер. Поэтому я туда больше не ходок.
Ладно. Если подытожить вкратце, то увидел я вот что (видеоспойлер на пару минуток):
Click to view
Помимо этого ничего больше в фильме не было! В смысле, хоть чего-то толкового, заслуживающего внимания и вдумчивого отношения. Никаких щекочущих нервы страшилок - стандартный лоли-триллер с элементами хоррора и предсказуемыми сюжетными ходами на пять минут вперёд. Слабенький сценарий, где отброшены не только обыкновенная логика и мотивация поступков, а и простой здравый смысл. Так в предложенном выше клипе есть эпизод, где мальчику отрывают ухо - малоприятное зрелище, но... Но мне очень хочется предложить сценаристу, режиссёру или продюсеру в порядке эксперимента ухватить себя рукой за ушко и как следует потянуть в сторону. И посмотреть, как они при этом усидят на месте. Можно даже оторвать им кусочек плоти и опять-таки полюбоваться, как они катаются по земле, воя от лютой боли (ухо напрямую связано с мозгом, со всеми вытекающими). Нет, я нисколечко не садист, а просто хотел бы убедиться в их нормальной животной реакции. И стопроцентно уверен, что резво бегать по лесу с оторванным органом они не смогут. А вот героя заставили! Одна из ряда нелепостей, слишком уж бросающаяся в глаза.
Прошу понять правильно: я не придираюсь и знаю, что фантастическое кино - зрелище лукавое; в нём многое допустимо при условии, если зрители увлекутся действием и поверят в него. Но в "M3gan" в происходящее на экране совершенно не верится! События показаны кусками, небрежно, без серьёзной связи и мотивации. Какие веские причины для того, чтобы послушная и заботливая кукла стала вдруг беспощадным убийцей-маньяком? Нет таковых. И уж совсем непонятно, откуда взялся её откровенный садизм? Разве что от неуёмного желания авторов? :-)
И мне тут всё же вспомнилась достойная картина на подобную тему - наш отменный сериал "Лучше, чем люди" (2019) с очаровашкой Витой Корниенко в детской эпизодической роли. И классный боевик, и трогательное зрелище, и пища для размышлений. Надо полагать, американцы это тоже разглядели, если Netflix купил на него права за "лимон" зелёных. Такие дела.
Мне могут сказать, что некорректно сравнивать двухсезонный, полноценный сериал с полуторачасовой киноподелкой. Но весь и не надо, для сравнения достаточно взять любую серию! Дабы убедиться, что в "Лучше, чем люди" герои по-настоящему живые, независимо из плоти они или из пластика. А в "M3gan"-е персонажи ничем не интересны, за них даже не переживаешь в критические моменты, потому как они никакие (вина не столько сценариста, сколько заказчика). Одна марионетка дерётся с другими марионетками в заключительные полчаса, живые кое-как справляются с механической, вот и всё. Неприятно, а порой и откровенно тоскливо.
Итак, короче говоря, "M3gan" - полный провал, да?
А вот и нет - невероятный успех! Свыше ста шестидесяти миллионов долларов сборов в прокате меньше, чем за год; восторги критиков, место в списке самых коммерчески успешных ужастиков, срочная подготовка к продолжению (вторая часть, сиквелы, приквелы...) И самое удивительное - дичайший восторг публики! До визга, косплея и подражаний. Тик-Ток и Ю-Тюбик забиты всевозможными клипами. Эффектный кукольный танец свёл с ума сотни миллионов моментально объявившихся поклонников. Ещё разок, подробно, 50 секунд:
Click to view
Хотите анимационную стилистику? Пожалуйста, вот как реконструировали эту сцену в Тик-Ток, 30 секунд:
Click to view
Что тут скажешь? Нет слов, в общем. А их надо бы найти. Чтобы понять, в чём же секрет этого феномена?
Есть такая корейская поговорка: "Рыбак корявый, невод дырявый, а улов богатый". Применительно к нашему разговору: откуда успех, если сценарий плохой, режиссура средняя и персонажи примитивные? Неужели сработало некое подсознательное обаяние главной отрицательной героини? Но у неё нет ничего подобного: ни красоты, ни интеллекта, ни особых способностей - один только показанный "танец смерти"! И что, неужели этого достаточно для бешеной популярности?!
Ага. Получается, что так.
Выходит, сейчас практически не нужно то, что считалось необходимым ещё в конце прошлого века: аккуратность в исполнении, логические связки, мотивация всего и вся (пусть мимолётная), психологическая достоверность, выразительные диалоги и прочие атрибуты профессионализма. Вполне хватит найти необычного внешне героя, придумать парочку эффектных сцен с шоковыми вставками и с помощью нагнетаемого напряжения подвести к ним зрителя. Финал может быть любым в смысле оптимизма-пессимизма, нужно лишь непременно намекнуть, что история как бы ещё не закончена... И будет всем щастье!
В киношной масскультуре эта схема ныне работает почти без сбоев. Не исключено, что и в литературной беллетристике тоже. Надо бы мне попробовать работать так же, а то пишу по роману в год с "муками творчества" :-) А тут просто, сердито, завлекательно, быстро... Последние два слова определяющие.