Почему я больше не читаю Пелевина?

Jul 04, 2023 22:21



Если отвечать совсем коротко и слегка парадоксально - то из-за удручающего разнообразного однообразия. А если развёрнуто...

Последний прочитанный мною пелевинский роман был написан 12 лет назад и назывался "SNUFF" Книга представляет собой привычный для данного автора текст со всякими наворотами и обильно расцвеченный унылым матерком. Мистико-фантастические события, очередная критика гламурно-дискурсного российского и мирового общества, непременные восточно-философские мотивы. Сюжет пересказывать нет смысла, ибо это постмодерн даже на уровне композиционного каркаса. Могу лишь отметить узловые точки.



Итак, действие в книге, обозначенной как "утопiя" (тоже постмодернистский прикол), происходит в отдалённом будущем. Человечество за это время всласть повоевало всеми возможными варварскими способами, и теперь от него осталось лишь "сибирское государство Уркаина, населённое орками", да гигантский "оффшар" на тридцать миллионов сверх-недо-людей, висящий в небе на антигравитационном приводе. Основное занятие орков - проклинать свою распостылую жизнь, устраивать друг дружке всяческие гадости да пытаться прорваться в оффшар. Основное занятие людей - наслаждаться всеми видами сексуальных извращений (ах, пардон - всеми богатствами секса!) и воевать с орками, создавая из всего этого Зрелища, Угодные Своему Богу. Имя которому - Маниту (маниту, мани, монеты, монитор - это автор даже не шифрует). Обложка книги предельно аляповатая:



Удивительная вещь: в романе масса завлекательных событий - а читать мне было скучновато! Наверное, дело в том, что книги Пелевина предназначены, главным образом, для молодых и относительно зрелых людей лет до сорока. Когда кровь вовсю играет в жилах, и больше тянет действовать, чем размышлять. В такой жизненный период и в литературе, и в кино хочется побольше драйва и поменьше сантиментов. "Описание природы? Да кому оно нужно?! - искренне удивлялся один мой знакомый. - Разговоры да приключения - вот чего подавай!"

Нисколечко не преувеличиваю - сам был таким. Правда, помимо крутого действия мне всегда были нужны и характерные, неоднозначные герои. Чтобы было, кому сопереживать при чтении-просмотре. Кого любить, если хотите! А с возрастом подобное условие стало для меня обязательным.

Пелевинских героев, которые волновали бы, я встречал лишь дважды: это Пётр Пустота из "Чапаев и Пустота" и А-Хули из "Священной книги оборотня". И это всё! Может быть, я чересчур привередлив, не знаю.

Ладно. А как насчёт языка? Перед нами ведь не автор какой-нибудь, а европейский писатель! Но здесь мне тоже радоваться было нечему. Правда, Пелевин - не Прилепин: его трудно назвать чернушным. Если, конечно, не ввести термин "интеллектуальная чернуха". Похоже, придётся.

С лёгкой руки Никиты Сергеевича Хрущова, российским псевдо-интеллигентам очень полюбилось словечко пидарас - этимология понятна, на ней останавливаться не буду. И Пелевин данное словцо просто обожает! В романе "SNUFF" оно чуть ли не на каждой странице.

Я вовсе не ханжа, но у меня стоит поперёк горла пелевинский речевой эсгибиционизм - иное выражение тут подобрать трудно. По отношению к русской словесности он делает, примерно, то же, что и небезызвестные "пуси" в Храме. Причём с каждой новой книгой всё отвязнее и отвязнее.

Не буду говорить про языковую нецензурщину, вставленную безнадёжно примитивно (мат - крайнее средство эмоционального усиления текста, а для связи слов в предложениях его употребляют лишь слесаря да Сорокин). Ну не вникает Пелевин, что в русском языке любой ругани можно найти гораздо более сильный художественный эквивалент, было бы желание - ладно. Не стану я и распространяться, насколько уже надоела регулярная агитация за буддизм (вернее, за то, что Пелевин понимает под буддизмом :-) - в каждом романе на десятках страниц подробно объясняется, как именно нам всем нужно правильно жить, чтобы навсегда исчезнуть... Не буду упрекать и в детском, радостном аморализме - какая тут, к чёрту, мораль в наши бессовестные денёчки? Не заикнусь и о приличиях, дабы вообще не насмешить читателей.

Я - человек весьма терпимый. Но то, как гнусно Пелевин переиначил "Дао-дэ-цзин" и "ГУЛАГ", достало даже и меня. Люди дорогие, существуют же понятия, над которыми глумиться никак нельзя! Не всё на свете только словесные оболочки, как с наивной хитрецой провозгласил упомянутый господин Сорокин. Иначе мы давно бы уже выродились в общество из фильма "Кин-дза-дза!", в котором существовали только два выражения: "кю" (предельно допустимое ругательство) и "ку" (все остальные слова).

Не понимаю, зачем Пелевину нужен весь это Глобальный Стёб. Может, в личной жизни есть какие проблемы? Кстати, трудно найти другого автора, персонажи которого относились бы к женщинам с таким презрением, как пелевинские ("суккубы", "суки", "машина из мяса для воспроизводства", "резиновые" и тому подобное - тошно лезть и искать). В "SNUFF" это вылилось в совсем уже крайнюю формулировку: "Женщина - не человек. А проститутка - единственное, что может спасти человека от женщины". Приехали...

А может быть, как говорил Оскар Уайльд: "Не приписывайте художнику нездоровых тенденций - ему дозволено изображать всё"?

Не знаю. Я отказался от поиска ответа на этот вопрос. На свете есть много гораздо более интересного, чем внутренний мир Виктора Олеговича Пелевина. Которым я насытился уже по самое "не могу".

Поэтому все последующие его книги я не покупал, а лишь просматривал в Сети ознакомительные фрагменты. И этого оказывалось достаточно для полного нежелания продолжать дальнейшее чтение. А вот перечитывать старые, любимые вещи буду обязательно. Как я уже отметил, это "Чапаев" и "Книга оборотня". И ещё рассказы "Жёлтая стрела" и "Акико".

Талант ведь! Один из самых-самых, как и Саша Бушков. Ну, а то, как они оба этим талантом распорядились - "на то ведь и свобода, не так ли?"



P.S. Этот текст из уничтоженного моего дзен-канала. Успел сохранить.

Previous post Next post
Up