Обзор сериала "Топи" (2021 г.)

Mar 11, 2023 18:47

После удачного опыта с "Троцким" мне захотелось продолжить эксперимент и посмотреть нечто более современное. В Сети весьма бурно обсуждали сериал "Топи", причём хватало как похвалы, так и откровенной ругани - мнения были полярные. Это интриговало; кроме того, серьёзная мистическая вещь российского розлива - весьма редкий гость на нашем экране. Семь серий, немного...




Да, посмотрел за пару суток. Зрелище, что и говорить! Правда, бедноватое на спецэффекты (не Голливуд всё-таки, да и бюджет не тот), однако буквально выворачивающее душу наизнанку с помощью изощрённого русского психологизма. Когда американские критики говорили нам: "Ваши фильмы невероятно жестоки", то они имели ввиду именно это, а не набор компьютерных страшилок.

Сюжет сериала прост и не нов: группа молодых людей (каждый в своей критической ситуации) бежит из Москвы куда-то на север, в Архангельскую губернию, надеясь переждать там житейские неприятности. Ну и "попадает в непонятное", как говорят блатные. В полузаброшенной деревеньке Топи всё странное: люди, обстановка, атмосфера - как погодная, так и душевная. Итог столкновения московских яппи с российской глубинкой безнадёжно-трагичен и проецируется авторами на всё современное общество РФ. И главный вопрос - насчёт правомерности подобной проекции.

У сериала "Топи" есть вполне конкретный кинематографический предшественник - я имею ввиду последний фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу!" И замысел совпадает (поиск чуда в забытом монастыре), и тематическое музыкальное оформление: заунывные психоделические песни, цель которых - погрузить зрителя совсем уж в инфернальную духовную ауру. В обоих случаях, на мой взгляд, решение крайне неудачное, ибо попросту отвлекает от экранных событий (раздражает и мешает просмотру, говоря откровенно). Вполне годные для заставки и финальных титров, эти песни в середине явно лишние. Тот случай, когда известная поговорка "Маслом кашу не испортишь" ошибочна.

Создание образа главного злодея также отмечено вторичностью. Слишком уж похож Хозяин "Топи" на вторую ипостась Дракона из "Убить дракона" Марка Захарова: полубезумное лицо, гнилые зубы в кривой ухмылке, дефектная речь, изуверское местечковое паханство. А если сравнить их жизненное кредо - "Иногда убиваю, а иначе жить тут совсем скучно" и "Мы давно уже убиваем без всякой причины" - так вообще один в один! И народонаселению оба пахана нужны и чуть ли не желанны, поскольку обеспечивают какой-никакой минимум существования. В "Топях" это сознательно доведено до уровня известной юморески Жванецкого: "Вася, иди к нам на завод работать. Хорошо платят и плюс большая надбавка за вредность! Какая вредность, спрашиваешь? Да без понятия, мы её и не замечаем. Не замечаем... не замечаем... не замечаем..."

Ещё одна характерная деталь: в начале просмотра предлагалось выбрать озвучку - без цензуры или же с ней, родимой. Я по старой советской привычке согласился на второй вариант, но очень скоро был вынужден перейти на оригинальный текст - надоело непрерывное "пик-пик-пик!.." К некоторому моему удивлению, отборный мат, на котором разговаривали герои сериала, звучал настолько естественно и органично, что почти сразу перестал резать слух. Такое впечатление, что русская нация потеряла наиболее сильное средство самовыражения - остались просто грубые слова, и никаких эмоций.

Герои сериала - современные молодые люди - показаны откровенно жалко с точки зрения самой терпимой человеческой морали. То есть мелочными, суетливыми, неумными и во многом инфантильными. Они настолько погружены в извращённую суету столичного времяпровождения, что для них за Садовым Кольцом действительно "жизни нет". Есть великая Москва и есть убогая Раша - поставщик ресурсов, сенсаций и экзотики. И вполне логично, что в подобной парадигме одним из главных персонажей становится Его Величество Смартфон, без которого полноценное существование невозможно в натуре. Сперва нужно заснять, зафиксировать происходящее, а уж потом его как-то осмыслить - иной порядок действий если и предвидится, то причиняет сильный дискомфорт. Весьма точное наблюдение за сегодняшней действительностью... хотя, справедливости ради, нужно отметить явную любовь сценариста Глуховского (признан у нас опасным иноагентом, ага) к упомянутому "смартфону" - для него это уже не столько прибор-предмет, сколько философская категория (см. его роман "Текст"). Ну, мне так кажется. Как хотите, а смартфон создаёт извращённую иллюзию реальности не хуже, чем галлюциногенная вода в Топи.

Да, обитатели этой жуткой во всех смыслах деревни всё знают и понимают - и они по унылой отечественной традиции полностью свыклись с этим ненормальным знанием-пониманием. Кроме разве что участкового со специально подобранной авторами фамилией "Козлов" (как тут не вспомнить Пелевина: "Все Козловы, например, нуждаются в помощи психотерапевта...") Как профессионал-оперативник он совершенно точно знает суть и причины происходящих загадочных явлений и до самого финала страхуется, не желая становиться пресловутым козлёночком из народной сказки. Но под конец не выдерживает и добровольно соглашается на иллюзию ("Иначе тут взаправду подохнуть можно...") Слишком просто объяснять подобное поведение привычкой к вранью и халявным денежным подачкам от зловещего Комбината, а сказать, что это и есть "загадочная русская душа" - значит навлечь на себя обвинения в русофобии и дискредитации. Тогда остаётся разве что вспомнить ещё одну цитату - из "Дикой охоты короля Стаха" В. Короткевича: "Я вовсе не сумасшедшая, просто мне так удобно и безопасно!" И это тоже очень-очень русская метода: сперва обезопась себя от неправедной власти, потом обзаведись каким-никаким уютом - и будет тебе щастье...

О том, что под Комбинатом подразумевается система управления нашим государством, заявлено в сериале без двусмысленностей. Точнее сказать, даже не Управления, а Владения. Эта система надмирная, пугающе-беспощадная и вечная - убивать Хозяина нет нужды, ибо тотчас назначат нового, который, возможно, будет ещё хуже (об этом также говорится прямым текстом). Вся фальшь современного общества раскрывается в "Топях" вполне конкретно и с беспощадной образной откровенностью: тут и милицейская машина, которую нет смысла перекрашивать в полицейскую, поскольку суть "органов" не изменилась; и ожившие в виде людей воспоминания - по-прежнему горестные и безнадёжные; и черви для богатой рыбалки, которые лучше всего выращиваются на человеческих мозгах... Ну и священник, набравший кредитов, забывший о вере и вынужденный обслуживать Хозяина - тому это не шибко и надо, просто традиция в стране такая! Батюшка понимает весь ужас своего положения и сознательно идёт на страшный грех - самоубийство - но и это не в его воле, а в хозяйской: захотела власть - и уничтожила церковь, передумала - и воскресила... "Да кто тебе сказал, что чудеса бывают только от бога?" - вот вам и вся истина в последней инстанции. Восьмое доказательство, да.

Как бы там ни было, а безнадёга в итоге полнейшая. По Глуховскому (автору) и Мирзоеву (режиссёру) наше общество давно уже мертво и обитает в Послесмертии - неопределённом состоянии, из которого нет выхода даже в католическое Чистилище. И это равно относится как к глубинке, так и к столице. На семь полновесных серий нет ни одного действительно серьёзного разговора с глубоким смыслом - всё наполнено повседневной текучкой и суетой. Актёры очень убедительны, им веришь, но это только потому, что играть им нечего и некого. Перед нами не знаменитые "evil dead" и даже не зомби, а ожившие скучные программы в человеческом обличие - недаром для подтверждения своей правдивости им опять-таки требуется смартфон. "У вас одна Катя на живую похожа" - верное наблюдение; возможно, именно поэтому она почти сразу и трансформируется в пожилую безумную тётку. Чтобы не мешала не-жить остальным. По-настоящему трагична только чеченка Эля, но и та находится лишь в преддверии осмысленного существования ("Я хочу вернуться в двадцать первый век, а не в девятнадцатый; я хочу быть не бабой, а человеком!") Перед нами не просто распавшаяся связь времён, но и полная невозможность хоть какого-то достойного выбора. Воистину:

"Так было раньше, будет впредь
И лучшего не жди:
Давно родиться, умереть
И выпить посреди..."

Герои упомянутого балабановского фильма "Я тоже хочу!" тупо пьют, а герои "Топи" жрут - именно жрут, а не едят, чавкая и роняя крошки. Цивилизованность исчезла, растворилась, "затерялась в мордве и чуди" по Есенину - вокруг полное и окончательное Дальневековье. А чтобы хоть на миг вернуться в Настоящее, нужно найти высокое место, подкинуть в небо этот самый клятый смартфон, подпрыгнуть самому, успеть нажать на кнопку и громко прокричать текст - очередное суетливое пустозвонство. Впечатляющая метафора, что и говорить.

И вот тут приходится возвращаться к поставленной в начале проблеме: вправе ли авторы закольцовывать смысл повествования и подразумевать под Топью всю Россию? Не перебор ли это? Ведь очень легко скатиться от пророчества к пасквилю!

По такому случаю мне вспомнились картины художника Василия Шульженко, посвящённые народной жизни - полотна неприятные, отталкивающие, примитивно-уродливые. А в ответ на упрёки в очернительстве и злопыхательстве автор отвечал просто: "Да, я не люблю наш народ. А за что его любить?"

Знаете, легче на это возмутиться и схватить за грудки, чем ответить по существу. Ведь всякие жуткие правители и страшные Комбинаты к нам не с неба сваливаются!

"Топи" - весьма значительная и горькая вещь, которую тяжело глядеть, а с увиденным трудно примириться. Поэтому даже у искренних поклонников преобладают высказывания: "Очень впечатлило, но пересматривать не буду". Я, примерно, такого же мнения.

Напоследок стоит сказать, что смысл сериала станет совсем ясным, если в его названии "Топи" переместить ударение на последний слог. Именно это активно и проделывают всяко-разные хозяйчики с нашей страной и народом вот уже более трети века. Сейчас могут утопить окончательно.

P.S. Хозяин на Топи-Руси бывает простецким, вальяжным... но чаще всего таким, как на последнем кадре:

[По виду почти свой...]




Previous post Next post
Up