"Вот только прошу поверить, что дьявол существует! На этот счёт имеется самое надёжное, седьмое доказательство. И вам оно сейчас будет предъявлено..." ("Мастер и Маргарита")
"Вокруг сплошной лес, под ногами твёрдая почва и камни, но почему-то кажется, что я влипла..." ©
...Едва я увидел рекламный плакатик, как желание смотреть "Saga of Tanya the Evil" почти исчезло − что хорошего можно было ожидать от девицы со столь злобно-хищной физиономией? Однако полный разброд в комментах меня насторожил, ну а после посещения странички "World-art", посвящённой фильму, я вообще был шокирован − меня впервые не пустили в "болталку"! Не было доступа, и мой заслуженный "вип-аккаунт" ни фига не помог :-) Да и почти все отзывы там были почему-то с пометкой "закрыто для обсуждения"...
Заинтриговало однако! Решил, как обычно, глянуть пару серий на пробу − в итоге в течение суток практически без отрыва просмотрел весь сериал в одном переводе, затем в другом... Далее в состоянии душевного подъёма полез в Сеть − расстаться с "Танечкой" я уже не мог. На "Ю-тубе" наткнулся на полный компактный вариант (уже заблокирован...) в моей любимой озвучке, но по некоторым причинам (о них после) мне этого было мало. Нужный торрент пришлось искать долго, а нормальную раздачу ждать ещё дольше, но в конце концов получилось. Затем я создал на компе для фройляйн фон Дегуршафф персональную папку, набил её арт-картинками с Яндекса и только тогда успокоился. Такие дела...
[ Здесь я немного скажу и про фильм тоже, ибо это по сути дополнительные четыре серии, логично завершившие грандиозную псевдоисторическую мистерию.]
Братцы-сестрицы, коллеги и оппоненты, а ведь перед нами не просто аниме-шедевр! Это полноценное произведение искусства − зрелищная и одновременно тонкая философско-психологическая драма. Умная и очень серьёзная вещь, так что детские стишки про "плачет мячик в речку" тут совершенно неуместны. Хотя некоторые, естественно, не удержались :-)
Сериал "Военная хроника злой Тани" хоть и лёгкий для просмотра, но весьма непростой в осознании. Главная трудность тут в том, что надо постоянно (постоянно, Карл!) помнить, что перед нами Мужчина в облике маленькой Девочки. С соответствующим чисто мужеским мышлением. Это даётся нелегко, ибо визуально-акустический фактор уклона в сторону именно "девочки" очень сильный. В моей "АниЛибрии" это хорошо поняли и поэтому выстроили роль от взрослого лица (Таня всё время говорит "я сделал", "я подумал" и т.п.) Голос у их сейю правильный, то есть резкий и стервозный в меру; присутствуют поясняющие экранные надписи на русском − одним словом, отличная студийная работа! Но...
Но в данном случае "АниДаб и Банда" поступили интереснее. Они наделили Таню обеими гендерными сущностями, но снабдили её невероятно красочным голосовым женским тембром − звонким, напористым, нагловатым, на чуть повышенной скорости воспроизведения (по-моему, озвучивает та же сейю, что и лисичку Сэнко − виртуозная работа в обоих случаях). В результате резко возросла эмоциональная и смысловая убедительность речей персонажа. А выдаёт он (она) ну очень любопытные монологи!
Тут важно с самого начала определиться с личностью Главного Героя (вторая серия). Итак, перед нами современный, образованный японец − вне всякого сомнения, либертарианец, эдакий восточный "яппи" без религиозных предрассудков, верящий в логику и здравый смысл. Воспитанный в обществе потребления и формирования материально-духовного спроса. Вот его характерные откровения: "Да, у меня сложный характер, но зато превосходная компетентность!" --> "Я говорю людям всю правду, даже неприятную... ну, пока мне платят за это" --> "Нужно точно выполнять приказы, и со временем я окажусь в начальственном кресле!" --> "Работай в Системе по её правилам, и тогда жизнь пойдёт, как по маслу!". Налицо явный циничный приспособленец... но, как говорил один из героев Евгения Шварца: "А кто нынче хорош?"
Кроме того, у нашего ГГ всё в порядке с реакцией и сообразительностью: "Значит, некое существо Икс остановило время за секунду до того, как меня собьёт поезд, я правильно понял?" − мало кто способен столь здраво рассуждать в сверхкритической ситуации! А ещё он высокомерен и при ба-альшом самомнении, ибо даже на волоске от смерти способен поучать: "Бог ты или дьявол − твоя бизнес-модель потерпит крах при игнорировании потребителя!" Нет, но каков наглец?
И при этом ещё и махровый эгоист! Если по Роберту Янгу, то "десентиментализированная в подростковом возрасте личность". Эмоции-то у него остались, но все они направлены внутрь, на себя любимого. Мнение окружающих ему по барабану; будучи девочкой, он даже не следит за своей внешностью − ходит с причёской "воронье гнездо", а в платье переодевается всего раз да и то по необходимости. В "Тане" вообще нет ни капли женственности, поэтому к ней относятся фактически как к бесполому существу или как к капризному, жестокому ребёнку. А ГГ это всё равно − он фатально не понимает (не по глупости, так воспитан!), что при наплевательском отношении к людям нормальной карьеры выстроить не получится. Вернее, одну всё же можно, но ведь на войне! И выслуживаться придётся с самого низа − это сколько же труда и риска?!
Но у Тани в армии почти всё получается − причём без протекций, как раз через пот и кровь. Сказалась та самая классическая японская ментальность: усидчивость в обучении, предельная жёсткость в качестве командира, самурайское бесстрашие в бою. И всё это только для того, чтобы угодить на какое-нибудь тёплое местечко в тылу, вот ведь парадокс! Она же не кровожадина какая ("Война − это глупая трата людских и материальных ресурсов!") − просто так складывается новая жизнь. По старым своим принципам, конечно. Танечка по-прежнему не верит в сверхъестественное, а навязанную способность "боя с молитвой" воспринимает как дополнительную магическую функцию, только и всего. Запас карман не тянет, тем более что мировая война длится уже лет десять...
И в очень интересном мире, надо сказать! Расстановка и наименование сил мне почти понятна, кроме "Антанты" ("Энтента", "Федерация") − скорее всего, это Швеция, но не уверен. Ну и насчёт "Империи" тонкости имеются: герб исторически двуглавый, как и у нас, а фамилии "Дегуршафф-Дегуржева" ("Дегречева" в переводе от "AniPlay" или "Дегуречав" в японском произношении) и "Серебрякова" на немецкие не слишком похожи. Да и генерал Рудерсдорф внешне чуть ли не вылитый Будённый! Такое впечатление, что Империя содержит намёк и на германскую, и на российскую стороны (белоэмигранты на службе у рейха, почему нет?). Это уже потом в полнометражке появились "коммуняки", которые из-за своих материалистических принципов всех магов упрятали в лагеря − что скрывать, сатира на Совдепию получилась страшненькая. И в наши дни заглянули: гнусный "Меченый" показан во всей своей подлинной жути, да и остальные "слуги народа" тоже. И напрасно многие критики возмущались: ах, русофобия! Да ни с какого боку: что заслужили, то постоянно и получаем. "Коммунисты считают, что политические основы важнее людей", − увы, Танечка тут не ошиблась. Кстати, она очень шустро овладела командной демагогией, сам д-р Геббельс позавидовал бы. Как известно, для империалистов и транскапитала население Земли также представляет невеликую ценность...
↑ Никого не напоминает? Символично, что в качестве главного "коммерзавца" авторы выбрали именно его!
Разумеется, тут каждый зритель решает по-своему, сообразно со своими жизненными принципами. Но это внешняя развлекательная сторона. А есть и внутренняя, первооснова всей структуры сюжета.
Вернёмся к завязке: итак, неизбежную гибель ГГ под колёсами поезда вдруг предотвращает некто потусторонний, которого наш политкорректный персонаж называет "существом Икс". Хотя и прекрасно понимает, что перед ним однозначно Злое Начало (это подтверждается позднее чередой его мрачных воплощений в неживые и в мёртвые существа). Герою обещано всего одно перерождение и в таком опасном мире, где для выживания необходима религиозная вера и постоянные восхваления Творца. Так сказать, попытка воспитания заблудшей овцы в полноценного барана :-)
Однако − минуточку! − если Зло требует поклонения не перед собой, а перед Создателем всего сущего, тогда, значит, этот Создатель-Творец на самом деле и является...
Вот то-то и оно. Перед нами по сути основной постулат манихейства (может быть, самой ясной и точной религиозной системы в истории человечества) о приоритете материального мирового зла. Поданный авторами сериала весьма изящно и убедительно.
↑ Тот, кто дёргает за ниточки. На благого Создателя похож не слишком...
Все Танечкины "молитвы" типа: "Во имя Господа обрушь гнев Его на врагов, что вторглись в наши земли, и яви миру чудеса свои..." направлены исключительно на уничтожение противника и на точную работу её магических кристаллов. Ни грамма духовности или возвышенного чувства в них нет и в помине! Кстати сказать, когда Танина антагонистка Мэри Сью (Мари Сиу, Мэри Сакс) восклицает: "Я буду без устали нести в мир божественное правосудие!", то речь идёт совершенно о том же самом! Убойном и дьявольском, проще говоря. Перекошенная от неистовой ненависти физиономия дочери полковника в финале 12-й серии не оставляет в этом никаких сомнений.
↑ "Во имя Господа, я не прощу! Не прощу!!"
Признаюсь не без смущения: неизбежную в фильме схватку с озверевшей от хронических приступов справедливости Мэри, я ожидал с тревогой за... за Таню! Так как у меня вдруг возникло необъяснимое чувство симпатии к этой малоприятной во всех отношениях особе. Чуть ли не вариант "стокгольмского синдрома"! В итоге Танечку спасла её выучка и умение выжидать − нет сомнения, что "существо Икс" коварно наделило её соперницу гораздо большей и огневой поддержкой, и магической защитой (как мы помним, наша героиня получила по мордасам очень качественно!). Когда обе оголтелые драчуньи уцелели, я вздохнул с облегчением...
Замечу, что изначальная конфронтация с "существом Икс" вовсе не означает для нашей Тани, что та заделалась борцом с нечистой силой − ничего подобного! Во-первых, она в нужные моменты охотно пользуется чужой мощью, а во-вторых, в основе её упрямства лежит самая обыкновенная гордыня − дескать, я в состоянии и сама устроить свою жизнь без постороннего одобрения извне! Раз за разом умная, образованная, смелая и энергичная Танечка терпит крах, но признавать свои ошибки не желает. Её подводит прямолинейность и полное непонимание как общей психологии, так и армейской, в частности. Можно сказать, что из своего трагического падения под поезд в прошлой жизни ГГ не сделал для себя никаких выводов. В одной из финальных сцен фильма мы видим, как Танюша лихо танцует в церкви перед алтарём, выкрикивая при этом богохульные слова, и совсем не понимает, что Бог к ней никакого отношения не имел и не имеет − все её сделки и договоры были с дьяволом! У которого выиграть невозможно по определению...
Но Главный Герой полон безудержного оптимизма и веры в свои силы! Он произносит правильные речи перед начальниками штабов − те снисходительно кивают и тотчас впрягают его в грязную работу. Он составляет хитроумные и рискованные планы − их ему же и приходится выполнять в итоге. Он не умеет льстить, приспосабливаться и угодничать − а одних вежливых фраз для удобной карьеры недостаточно! Он получает чин подполковника (в 13 лет!), но по-прежнему остаётся фактически девочкой на военных побегушках. И никакого выхода из этого кружения не видно. Им манипулируют и будут манипулировать до самого конца − все эти лощёные господа в армейских и гражданских мундирах. И притом чуть ли не в открытую величают "чудовищем"! В самом деле, не самих же себя так называть? Всегда сытых, в тепле и уюте, с дорогими сигарами и хорошим вином? Легко и просто обрекающих сотни тысяч солдат и мирных жителей на смерть? Можно вспомнить, как генерал Зеттур обосновал артиллерийскую зачистку Аренны, активировав для этого теоретическую "поправку к военному положению Дегуршафф" − к чему мараться самому, если есть под рукой удобный и одиозный кандидат?
↑ "Кажись, мне не в чем себя упрекнуть..."
[ Насчёт трагедии Аренны (8-я серия): это ещё один момент, в котором я до конца не разобрался. Имеется ввиду сцена, когда лейтенант Гранц, ужаснувшийся творимым зверствам, молит Танечку вмешаться и прекратить геноцид населения − в ответ он получает прикладом по лицу вместе с приказом вытереть сопли и подобрать брошенное оружие. Лейтенант трясущимися руками хватает автомат, внезапно вскидывает его на изготовку и... Далее следует полное затемнение, пауза и одинокий выстрел. А в начале 9-й серии перед нами майор фон Дегуршафф в комфортабельном вагоне-ресторане, убеждающая себя, что она всего лишь выполняла приказ командования, и что её руки "...чисты, как свежевыпавший снег. Наверное". Похоже, что Гранц в отчаянии обратил оружие против Тани, но та, как всегда, успела выстрелить первой. Если я не ошибся в трактовке этого эпизода, то очень хочется перефразировать краткий диалог из фильма "Крепкий орешек": "Ну, девочка, ты однако и сволочь!" − "Ага, и ещё какая..." Хотя на самом-то деле всё зло творит современный либеральный воспитанный японец − господи, какая жуткая ирония! ]
Очень важно отметить, что все основные персонажи сериала обладают вполне заявленными, а то и полноценными характерами. Они поданы как живые люди, в их существование и поступки вполне верится. Три девушки − Таня, Вика и Мэри − выполнены особыми рисунками с яркими лицами и огромными-преогромными глазами при раздельных ресницах (у Танечки ещё выделяется хищный "голливудский" зубастый рот, который вовсю и демонстрирует характер :-). Интересное, подчёркнутое решение, особенно эффектное при общем серо-коричневом военном фоне с вечно задымленными небесами и без солнца.
Отдельно хочу немного сказать о Виктории Ивановне Серебряковой − единственном по-настоящему приятном персонаже во всём сериале. С ней мы подробно знакомимся в первой же серии, когда она, рискуя жизнью, спасает раненого. Простая и надёжная, без патологической агрессивности, с чисто человеческими желаниями даже на передовой: "Хочу в ванную! А потом в мягкую постельку! А перед этим тортик скушать..." Она панически боится своей командирши, на что имеет все основания: "Большое спасибо за перевод в Столицу, но... но по пути меня не убьёт артиллерия, как Курста и Харальда?" Примечателен крохотный эпизод из пятой серии: во время зверской тренировки батальона, когда товарищи чисто по-мужски начинают громко возмущаться жестокостью "демона Рейна", Вика, не теряя ни секунды, хватает сапёрную лопатку и начинает в темпе окапываться. Убедившись, что к ней не питают коварных замыслов, она становится верным помощником Тани и однажды спасает ей жизнь во время поединка с полковником Сью. Идеальный по японским меркам подчинённый, на которого всегда можно положиться. А по жизни лейтенант Серебрякова придерживается совершенно правильного солдатского принципа: "Подальше от начальства, поближе к кухне" − мы частенько видим её на досуге в окружении тарелок, полных простой еды ("Сегодня двойная порция сосисок... как это прекрасно!"). А деликатесы она добывает с помощью покера, в который виртуозно играет − помните её каре тузов с джокером из финала полнометражки? Да, в 203-м батальоне имперских магов не бывает бездарей :-)
В заключении стоит заметить, что мировая критика "Военной хроники маленькой девочки" − в целом благожелательная − в качестве главного недостатка отмечала содержательную незавершённость сериала. То есть открытый финал, возможность продолжений (одно из которых блестяще было реализовано в фильме) − это для боевика нормально, но уж если вы замахнулись на философские задачи, то извольте определиться... Мне же кажется, что именно в постановке моральных проблем авторам студии "NUT" как раз и удалось удержаться на золотой середине − и весьма подробно затронуть важнейшие аспекты человеческого бытия, и при этом не скатиться в раздачу советов "за жизнь" и уж тем более в морализаторство. Больше того: Танино философствование постоянно маскируется её же активной демонизацией, которая рвётся из каждого нарочито истерического эндинга "Los! Los! Los!" Вот небольшой пример в переводе от "YakuSub Studio":
Задача у нас непростая была:
Враждебные логова выжечь дотла!
Пойдём и докажем − хвала не пустая,
Что можно по трупам добраться до рая!
Кошмары-то какие, не правда ли? А на самом деле перед нами типичный приём намеренного понижения смысловой значимости произведения. Проще говоря, показаться пару раз немножко глупым с целью не отпугнуть массового зрителя. А кому нужен глубинный уровень, тот рано или поздно на него сам выйдет. Очень грамотное решение!
Конечно, всё это в литературе и в "большом кино" не ново, но вот в аниме столь искусное и оригинальное исполнение темы неумолимого рока и трагедии незаурядной личности я, пожалуй, вижу впервые. Сюжет и интрига выстроены мастерски, придраться просто не к чему. Сценарий выверен до мельчайших деталей, диалоги и внутренние монологи выписаны исключительно профессионально. Великолепная работа... но не удивлюсь, если она не получила никаких наград. Слишком уж смелая и вызывающая, как и сама главная героиня :-)
9/10 и за сериал, и за фильм. Максимальную оценку я использую раз в два года, и к сожалению уже её потратил на "Королевскую игру".
P.S. В подборку историй о "злой Тане" входят ещё и 13 забавных чиби-спэшлов по 2,5 минутки каждый. Это, разумеется, для фанатов, им и рекомендую.
PP.S. Три важных дополнения к данной рецензии размещено в разделе "Комментарии".
↑ "Ну, почти всё идёт по плану..."
↑ ...а беженцы − это типа военных издержек...
↑ "Я, Виктория Серебрякова, вас боготворю и... и боюсь!"
↑ Чиби-юморинка-1
↑ Чиби-юморинка-2
↑ И фигурки выпустили. Но сейчас уже не купить...
↑ "Мне вера посторонняя не нужна, я и так уверена в себе!" Ну-ну...