Шпенглер: "Фридрих-Вильгельм I, а не Маркс был первым сознательным социалистом"

Dec 23, 2010 23:30

"Западный либерализм, парламентаризм и марксизм - вот его основные противники. Пруссачество и социализм - не противоположности, они составляют единое целое. Ораторский талант и дикция Шпенглера позволяют ему сопрячь обе идеи в одной емкой формуле: "Фридрих-Вильгельм I, а не Маркс был первым сознательным социалистом"...

Настоящего врага Германии Шпенглер усматривает не во Франции, а в Англии, которая в силу своего островного положения отказалась от государства в пользу общества, society. Примат общества над государством, выражающийся в индивидуализме и политике частных лиц, полностью противоположен прусскому "государственному инстинкту". Таким образом, борьба против Веймарской республики и Версальского мира понимается Шпенглером как борьба против "внутренней Англии", которая в 1918 г. привела к победе Англию внешнюю. "Немецкий либерализм в своем нравственном ничтожестве только отрицает государство, не имея способности оправдать свое отрицание столь же энергичным утверждением противного" (с. 56). "Парламентаризм в Германии - или бессмыслица или измена" (с. 87). Отличием прусской идеи, напротив, является принадлежность власти целому, примат государства, где король "первый слуга". Англичане и пруссаки (собственно, так и называется самая большая глава книги) - антиподы и в их отношении к труду. Если в Англии царит дух торгашества, сводящий труд к предприятию, то в Пруссии со времен Лютера труд мыслится как "призвание" и "обязанность" члена общества работать для целого.

"…Идея социализма в ее глубочайшем значении: воля к власти, борьба за счастье не отдельных лиц, а целого" (с. 68). В Ноябрьской революции, осуществленной социал-демократами, Шпенглер видит ничто иное, как предательство истинного социализма. Социализм для него - это общее чувство, чувство работы, а не спокойствия. "Каждый истинный немец - рабочий. Таков стиль его жизни" (с. 19). Маркс не только не был первым социалистом, он не был социалистом вообще. Создатель "Коммунистического манифеста" редуцировал противоположность двух германских рас к "материальной" противоположности двух классов, приписав четвертому сословию, "пролетариату", прусскую идею социализма, а третьему - английскую идею капитализма. Так "пролетариат перестал быть названием, он стал задачей. Будущее стало с этих пор рассматриваться под углом зрения литературного произведения" (с. 112). На самом же деле понятие класса, согласно Шпенглеру, не соответствует "прусской идее". Маркс мыслит по-английски: класс - понятие чисто хозяйственное, оттого на его основе в хозяйственное понятие превращается и этико-политическая идея третьего сословия 1789 г., противопоставлявшего себя привилегированным сословиям. Четвертое сословие в этом смысле мало отличается от буржуазии, а частное общество рабочих - от частного общества торговцев. Не понял Маркс и того, что "в государстве труд не товар, а обязанность по отношению к целому" (с. 123): в проповеди презрения к труду он руководствовался своим "еврейским инстинктом". Так Шпенглер выносит свой окончательный приговор: "Марксизм - это капитализм рабочего класса" (с. 120)...

...Ганс Церер, главный редактор журнала "Die Tat", в 1931 г. писал: "Это поколение вернулось домой социалистами - не потому, что прочитало и усвоило Карла Маркса, а потому, что в борьбе не на жизнь, а на смерть отлилось в общность, прочувствовав всю глубину социальной несправедливости и поняв обоснованность того социального ресентимента, который переполнял рабочих" (4). Так "национализм" и "социализм" отрывались от породившей их почвы XIX в. и сливались друг с другом в идее сильного авторитарного государства."
http://www.politstudies.ru/universum/biblio/07_04_03/15_schpeng.htm

О. Шпенглер писал: «Он [Маркс] знал сущность труда только в английском понимании, как средство стать богатым, как средство, лишенное нравственной глубины, ибо только успех, только деньги, только ставшая видимой милость Бога приобретала нравственное значение… Такая этика владеет экономическими представлениями Маркса. Его мышление совершенно манчестерское… Труд для него - товар, а не «обязанность»: таково ядро его политической экономии… Марксизм - это капитализм рабочего класса. Вспомним Дарвина, который духовно так же близок Марксу, как Мальтус и Кобден. Торговля постоянно мыслилась как борьба за существование. В промышленности предприниматель торгует товаром «деньги», рабочий физического труда - товаром «труд»» [62, с. 78, 118-120]. /С.Г.Кара-Мурза "Маркс против русской революции"/
(скачать можно по этой ссылке http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KARA-MURZA_Sergey_Georgievich/_Kara-Murza_S.G..html#17)

==========
The Who - Baba O'Riley
http://www.youtube.com/watch?v=SCNeVHv3Mlg

who, Шпенглер, Карл Маркс, служилое государство, Кара-Мурза

Previous post Next post
Up