Государство vs. Бог

Feb 09, 2009 00:06

В единственном известном мне переводном учебнике для вузов и просто очень интересной книге Норбер Рулан Юридическая антропология. Пер.с франц. М.: НОРМА, 2000.-310с. (кстати, перевод под редакцией В.С. Нерсесянца) на странице 245 в разделе "Мифы позитивного права" есть параграф "Миф государства", который начинается так:

Согласно М. Аллио, «современное государство, тоталитарное или в любом случае находящееся на пути к тоталитаризму, является одним из самых ужасающих мифических порождений»*. Во всяком случае очевидно, что государство стремится занять место в нашем сознании, ранее принадлежавшее Богу, вплоть до того, что стало возможным говорить о «государственном провидении», подобно тому как ранее говорили о «Божественном провидении».

* Alliot M. Appartenance dites, appartenance lues, Le mutant d'Afrique, 2 (1982).

--------------------

Приятно что даже в совсем уж социалистической Франции есть здравомыслящие люди (кстати, там есть ещё и Пьер Бурдье - один из самых популярных и переводимых мыслителей в мире, - который здраво считает государство результатом институционализации рэкета), однако я вижу ситуацию несколько иначе.

Для меня государство (не путать со страной) - это некая формальная организация, юридическое лицо, своего рода корпорация. Но! Это особая корпорация. У обычных корпораций есть владельцы, как правило бесспорные. С владельцами же государства возникает проблема. В принципе таковыми можно считать жителей соответствующей страны, однако собственность предполагает пользование, владение и распоряжение, чего у индивидов нет и в помине, а потому и собственниками их считать невозможно.

Решение находится при поиске аналогов. Бесспорные (по крайней мере земные) собственники отсутствуют у таких корпораций как Церкви, будь то католическая, православная или любая другая. Таким образом, ближайшим аналогом Государства является Церковь. И если мы соглашаемся признать владельцем Церкви некого гипотетического Бога, то вполне можно владельцем Государства признать языческого бога Стата, волю которого мы узнаём из уст верховных жрецов: президента, премьер-министра и т.д.

Тут вспоминается Августин Блаженный, считавший государство (по крайней мере светское) воплощением дьявола.

Upd:

Все ведь понимают, что президент или парламент - это не гос-во, да? А что такое гос-во? Гос-во, как и Бог - это абстрактная личность со своими целями и интересами. Президент лишь верховный жрец, как Папа Римский. Отнимая власть у Ватикана в 17-м веке европейские гос-ва копировали привычные им институты, отсюда их сходство с РКЦ, которое с тех пор только усилилось. Гос-во стремится занять место в нашем сознании, ранее принадлежавшее Богу. Раньше за помощью вы шли в церков и молились подходящему святому, теперь идёте в собес или на выборы. О справедливости и наказании врагов раньше просили Бога, теперь просят прокуратуру и суд. Раньше только Бог мог творить что-то из ничего (fiat lux - да будет свет), теперь гос-во творит фиатные деньги. Раньше бог творил законы (люди их только открывали), теперь законы творит парламент. Гос-во одаривает и карает. Есть даже элемент триединства: исполнительная, законодательная и судебная власть. Госучреждения - тело бога Стата, как РКЦ тело Христово. Президент = папа римский. Правительство = папская курия. Администрация президента = папская канцелярия. У католиков есть Апостольская конституция и Кодекс канонического права, судебная система (трибуналы) с несколькими уровнями.

Вслед за Августином Блаженным мы догадываемся, что за бог владеет царствами земными. Кто обещает Христу все царства мира если тот поклонится ему? (Мф 4:8-9). Всё это немного стёб, пока вы не понимаете, что люди одомашнены левиафаном, как когда-то ставшие собаками волки (К.Лоренц писал о самодоместикации, а Джеймс Скотт о приручении человека гос-вом). И вот вместо призывающего к любви бога-философа, спасающего проституток и стебущего мытарей мы получаем в качестве сверхиерарха и образца для подражания мелочного, жадного, обидчивого, приземлённого и лживого барыгу-рэкетира Стата, запрещающего проституцию и нанимающего мытарей. От нового завета к старому. И если в Ветхом Завете есть хоть какие-то стабильные нормы, то Стат - бог сиюминутной целесообразности, моральный релятивист.

власть, мифология

Previous post Next post
Up