«Пьесой «Аристократы» в Ижевске открылся Государственный русский драматический театр. Коллектив артистов и постановщиков превзошел все ожидания. Весь 2-й и 3-й акты шли под аккомпанемент горячих аплодисментов зрителей. Замечательная игра артистов, особенно Платонова и Евреиновой, оригинальный замысел постановщика Цертелева, прекрасная декорация художника Попова обеспечили создание блестящего высокохудожественного зрелища», - сообщала 20 октября 1935 года «Ижевская правда».
Пожелтевшие страницы газет переносят нас на 79 лет назад.
1935 год. Постановление Совнаркома УАССР от 11 июня «Об организации постоянного Государственного русского драматического театра». Организовать с 1 сентября с.г. в гор. Ижевске постоянный русский драматический театр.Разрешить наркомпросу и директору тов. Захарову пригласить для работы в драмтеатре труппу актеров во главе с художественным руководителем Цертелевым Н.М.»
Они приехали из Московского Художественного театра, из Камерного, из Литературного. Приехала театральная молодежь, только что окончившая училища, и признанные мастера провинциальной сцены...
Программки спектаклей тех лет... На тонкой бумаге, почти невесомые. Разного формата - розовые, серые, голубые...
М. Лермонтов «Маскарад». На программке несколько овальных портретов. На одном из них - Августа Миклашевская, близкий друг Сергея Есенина. Через год - она же Анна Каренина в спектакле по роману Л. Толстого, Кручинина в комедии А. Островского «Без вины виноватые».
Евгения Гранде, Юлия Тугина, Шурочка Азарова, Катарина - об исполнительнице этих ролей Ванде Евреиновой ходили легенды. Одной из первых получила она звание заслуженной артистки УАССР.
Заслуженный артист Удмуртии Борис Гальнбек - ученик великого Шаляпина, волей судьбы оказавшийся в драматическом театре и отдавший ему все свои силы, свой талант.
Соломон Гляттер - актер, режиссер, много лет проработавший в театрах Удмуртии, заслуженный артист Удмуртской республики, заслуженный деятель искусств Удмуртии. Постановщик спектаклей «Три сестры», «Мертвые души», «Иркутская история», незабываемый Сирано де Бержерак, а еще - Чацкий, Хлестаков, Барон, Теодоро...
Заслуженный артист России, народный артист Удмуртии А. Пастунов, заслуженные артисты Удмуртии А. Горюнова, О. Невская, Л. Самсонова, К. Котова, А. Грозин, режиссеры А. Скибневский, И. Фельдман, М. Шнейдерман, Н. Шуров - их имена вписаны в историю театра.
"Театр,это не здание, это люди которые там работают" - рассказывает Мишина Е.М. засл.арт. Удмуртии(На фото)
1.Вид на здание театра
1941 год. В мае сгорело здание объединенного театра русской и удмуртской драмы. Часть труппы была переведена в Сарапул. Приступить к работе не успели. Началась война.
Не было ничего: ни своего здания, ни декораций, ни костюмов. Но и бездействовать невозможно.. В короткий срок подготовили концертные программы. Выступали в госпиталях, совхозах, на заводах и фабриках. Одновременно репетировали спектакли. В репертуаре - «Русские люди» и «Двенадцатая ночь», «Батальон идет на Запад» и «Дама-невидимка», «Нашествие» и «Сирано де Бержерак».
В программке спектакля «Нельзя забыть» среди исполнителей эпизодических ролей впервые появилась фамилия Михаила Алешковского. Появилась, чтобы уже не исчезать из афиш и программок театра до 90-х годов. Заслуженный артист России, народный артист Удмуртии М. А. Алешковский, к сожалению, недавно ушедший из жизни, был одним из самых ярких и любимых артистов труппы. А кроме того - бессменным летописцем театра, запечатляющим страницы его истории на фотографиях и кинопленках.
1946 год. Театр возвращается в Ижевск. 23 февраля состоялось новоселье. Недалеко от
центра города по проекту архитектора В. Тишина отстроено специальное здание со зрительным
залом на 760 мест. Ничего, что первое время к нему вместо тротуаров вели деревянные мостки -
зрителей это не смущало. Они спешили познакомиться с премьерой - спектаклем по пьесе удмуртского драматурга И. Гаврилова «Азин».
1961 год. Театру присвоено имя выдающегося писателя и общественного деятеля В. Г. Короленко.
На сцене спектакль «Русский друг». Оживают страницы истории Удмуртии. 80-е годы девятнадцатого века. «Мултанское дело». На нем Короленко выступил в защиту удмуртов, ложно обвиненных в человеческих жертвоприношениях. И добился оправдательного приговора!
С небольшой фотографии смотрят добрые усталые глаза актера А.Глотко, исполнителя роли Владимира Галактионовича Короленко. Давно сошел со сцены спектакль, но память о нем живет.
Годы идут. Мелькают 70-е, 80-е. Растет город. Новые поколения приходят в театр. Новые названия появляются в афишах, новые имена. Театралы-любители вспоминают постановки А. Каца - ныне режиссера Московского театра им. Е. Вахтангова, актерские работы Н. Гусарова - режиссера Свердловской киностудии, спектакли «Мария Стюарт», «Старомодная комедия», «Вечно живые» с участием заслуженного артиста России И. Смагина, народных артисток Удмуртии Н. Малисовой, Е. Романовой, заслуженных артистов Удмуртии В. Воронцова, Г. Любченко, П. Рекеца, Е. Трифонова, артистов В. Костицина, Г. Смаглюк, Л. Шариковой, Е. Шишина, И. Шнейдермана...
Ярко оранжевый фон, черная рамка - программки конца 80-х, начала 90-х годов. И это уже история. «Диктатура совести» М. Шатрова, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Звезды на утреннем небе» А. Галина, «Черный человек, или Я бедный Сосо Джугашвили» В. Коркия - театр вместе со всей страной открывает забытые имена, заново осмысливает прошлое, пытается разобраться в настоящем.
"Зойкина квартира" М. Булгакова, "Облом off" М. Угарова, "Барин, Полина и Петух" по мотивам рассказов Н. Лескова в инсценировке В. Ольшанского, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше - это спектакли сегодняшнего репертуара. Заслуженный артисты России и народные артисты Удмуртии А. Мази, В. Свечников, народные артисты Удмуртии О.Слободчикова, Ю. Малашин, Н. Ротов, заслуженные артисты Удмуртии Г. Аносова, Т. Князева, А. Баров, А. Лобач, И. Слободчиков - сегодня они ведущие мастера театра. С начала этого сезона труппу вновь возглавил народный артист Удмуртии, заслуженный деятель искусств Удмуртии Владимир Сафонов.
"Единственное, что там сцена мне нравилась больше. Она лучше для драм.театра подходила. Зал не такой огромный и акустика лучше" - делится своими впечатлениями о работе в старом здании театра Логинова Е.С.(на фото)
2.Сцена
В 2011 году театр переехал в новое здание. Вот что об этом писала газета "День"
Театров много, актёров нет
"Оказывается, республиканские власти до сих пор не знают, для чего они потратили 650 млн рублей на то, чтобы переселить Русский драматический театр им. Короленко из его родного здания в отремонтированное здание бывшего ДК «Ижмаш». Уж не для того же, чтобы он для симметрии располагался на одной улице с Удмуртским национальным драматическим театром? Театр им. Короленко один, а зданий теперь у него два. Разобраться с этой дилеммой пытался на днях министр культуры Удмуртии, считающийся автором идеи с переселением. «Здание театра Короленко, из которого труппа переехала в обновленный ДК «Ижмаш», может стать репетиционной базой. Об этом заявил министр культуры, печати и информации Удмуртской Республики Дмитрий Иванов, - сообщило ИА «Сусанин». - По его словам, есть несколько вариантов, как поступить с аварийным зданием. Итоговое решение будет принято в ближайшее время». Однако каким бы ни было это решение, удвоение зданий, похоже, серьёзно поколебало и так непростую ситуацию в театральном мире Удмуртии. То же ИА «Сусанин» со ссылкой на того же министра Иванова сообщило буквально следующее: «Сегодня министерство ведёт работу по обеспечению театральных учреждений актёрским составом. Театры республики также нуждаются в режиссёрах, художниках-постановщиках, звукорежиссёрах, гримёрах-пастижёрах, бутафорах». Судя по этому признанию, театрам Удмуртии сегодня не хватает буквально всех и всего, ну, разве что со зданиями перебор."
Таким образом у нас в городе осталось пустое здание старого театра. Которое я с успехом и посетил.
3.Холл
Прогуливаясь по холлу, начинают всплывать воспоминания. Вот тут стояли мягкие диванчики, на которых можно было подождать начало спектакля. Тут добродушные бабушки-гардеробщицы с улыбкой принимали ваши курточки, чтоб дать вам взамен номерок. По этой лесенке можно подняться на вверх, в буфет, у меня в детстве это была лучшая часть театра. Но сейчас я уже смотрю на вещи более скупым взглядом. И первым делом, что бросается в глаза, это когда-то богатая отделка.
4.Мраморная отделка
"Я очень любила старый театр. Он был родной, уютный, пусть облезлый... но свой!" с теплотой вспоминает старый театр Мишина Е.М.. Конечно с течением годов здание очень сильно обветшало, в зале сыпалась штукатурка, наружная облицовка обваливалась, но вы хотели бы себе туалет отделанный черным мрамором!?
5.Туалет
Было особое изящество в сталинской постройке. Здания пытались сделать не только функциональным, но и удобным, и главное красивым. "Лучше было бы , чтоб отремонтировали и отдали бы какой-нибудь школе искусств например" -говорит о старом здании Логинова Е.С.. Только вот у нас больше любят сносить чем восстанавливать, так что уже в 2015 году на этом месте должны начать строить автовокзал. Зная о незавидной участи этого здания, я просто обязан был в нем побывать. Гуляя по коридорам я захожу в одну неприметную комнату, и натыкаюсь там на старые афиши. "Идеальная пара или "шерше ля фам"", "вечный муж" "декамерон", все эти спектакли уже никогда не будут играть на этой сцене.
6.Афиша
Жалко конечно, но даже артисты, прослужившие в театре долгие годы, уже отчаялись в этом здании. Вот что говорит Мишина Е.М о переезде в новое здание: "Это было неизбежно. Работать в старом здании было уже просто не безопасно. У нас дважды рушилась крыша, грунтовые воды размывали фундамент, и по весне или осенью под сценой было воды по колено, периодически взрывалась и горела проводка, стены разрушал грибок, который уже никак не возможно было вывести. Зрителю всего этого не было видно. Наг переезд был неизбежен. Это здание уже не подлежало ремонту. Грустно конечно." Так что даже если его не снесут, в скором времени оно может само рухнуть, особенно если за ним не будут ухаживать. Пойдем выше.
7.Лестница
8.Подъем на второй этаж
Теперь тут пусто. Не ходят люди во время антракта, никто не ожидает первого звонка. "В новый театр зрителям приятнее приходить даже. Все очень красиво сделано. Можно и то здание, наверное, было в полный порядок привести, но что есть, то есть" рассказывает Логинова Е.С.. Но у нас ведь даже не попытались восстановить, и больше шестидесяти лет выступлений уходят в историю.
9.Второй этаж
Вот за такими нехитрыми обсуждениями и воспоминаниями мы достигаем служебных помещений. Бросаю последний взгляд на лепнину на потолке, и углубляюсь в техническую часть здания.
10.Лепнина
Первым делом мы заходим в рубку светорежиссера.
11.Рубка
Видно конечно, что в самой рубке уже побывали монтеры, но пара световых пультов все так же стоят на месте. Именно от сюда происходило все управление светом на сцене. Один из пультов для включения-выключения нерегулируемых каналов(220в).
12.Световой пульт
Второй агрегат более сложный. «Он для управления 4мя страницами регулируемых каналов, то есть каждый прожектор может управляться 4мя ручками на разных страницах, и оператор набирает световой «код» на разных страницах, и выводит одну из страниц в работу круглой ручкой. В то время, пока зритель видит эту световую картинку, оператор набирает рукоятками следующую, и далее выводит ее, и так друг за другом меняет световые сцены на пульте. Для спектакля составлялись специальные тетради где были записаны наборы световые в числовом коде» рассказывает о своей работе один из операторов.
13. Управление светом
Так же возле рубки светорежиссера обнаружилась студия звукозаписи.
14.Студия звукозаписи
Перед рубкой находится небольшой балкон, на который можно попасть как из рубки, так и из холла. С балкона открывается вид на сцену и зал.
15.Балкон
Посмотрев техническую часть света и звука можно отправляться в самое основное помещение театра, в зрительский зал.
16.Спуск на первый этаж
К сожалению сидений уже не осталось, будем надеется, что они пошли на благо, в актовый зал какой-то школы например.
17.Зрительский зал
Часть светового оборудования все еще висит на своих местах, но я сомневаюсь, что это на долго
18.Световое оборудование
Колонны, лепнина, красивые перила, даже не верится, что в скором времени это все снесут.
19.Украшения
А вы когда-нибудь бывали за сценой, так сказать за кулисами, только вот тут уже давно нет кулис…
20.За сценой
Но одно дело побывать за сценой, а бывали вы под сценой!? Почти возле края сцены есть люк с лесенкой, спустившись в него можно попасть в технические помещения под сценой.
21.Люк под сцену
А под сценой находится интересный механизм, видимо для поворота участка сцены
22.Механизм
Вот по таким колесам она должна была крутиться
23.Колеса
К сожалению декораций почти не осталось, только видимо от последнего спектакля. А было бы интересно посмотреть.
24. Декорации
Ну и напоследок заглядываем еще в электрощитовую, довольно не маленьких размеров кстати.
25.Электрощитовая
Вот и все, пора уже уходить из этого театра. К сожалению, не во все помещения удалось попасти. Что хочу сказать от себя, очень жаль, что собираются сносить этот театр. Он мне нравился, я помню, как ходил в него на спектакли. Но у нас все как всегда, вложили какие-то нереальные деньги в реставрацию «дк Ижмаш», и перевезли туда русский театр. Теперь вот хочу сходить на спектакль, посмотреть, что мы получили в замен театру Короленко.
Всем спасибо за внимание, заходите еще.
Отдельное спасибо Василию Торопову, с участием которого мы делали фотографии, а так же Екатерине Логиновой и Елене Мишиной, за рассказ о старом здании театра. И спасибо Никитину Никите(если это его настоящие фамилия и имя), за разъяснения по работе рубки светорежиссера.