Уналашка...

Apr 08, 2014 18:27



Апостол Америки и Сибири





"...26 августа 1797 года в глухой ангарской деревне Анга Иркутской губернии в семье пономаря местной церкви Ильи Пророка Евсевия Попова родился великий русский учёный и просветитель, апостол Америки и Сибири, митрополит Московский и Коломенский Иннокентий Вениаминов.
Село Ангинское, давшее России кроме святого Иннокентия и первого народного историка великого Афанасия Щапова, кстати, родственника митрополита, в те времена не имело даже школы. Грамоте четырёхлетний Иоанн (такое имя он получил при рождении) учился у отца, а после его смерти у брата отца - диакона той же церкви, который также обучал мальчика часовому делу и привил интерес к технике. В девятилетнем возрасте бедного сироту отдали в Иркутскую семинарию, в которой он пробыл свыше 11 лет. В Иркутске он поражал окружающих своей учёностью и умелыми руками. В одном из житий Иннокентия есть любопытный факт: «в одной из комнат семинарии он устроил водяные часы с боем. Колёса сделаны были при помощи простого ножа и шила из дерева, циферблат - из писчей бумаги, стрелки - из лучинок».

В те времена часто встречающиеся фамилии в церковной среде принято было менять, и в семинарии Иоанн Попов получил в честь скончавшегося епископа Вениамина, известного своей просвещённостью, фамилию Вениаминов, под которой и вошёл в мировую историю. Еще семинаристом он женился, получил сан диакона, а после учёбы был рукоположен в священники Благовещенской церкви Иркутска. Через сорок лет в его честь за заслуги в деле присоединения Амура к России был назван город Благовещенск - в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви. В мае 1858 года за несколько дней до подписания Айгунского договора, установившего границы с Китаем, по которому Приамурье отошло к России, владыка Иннокентий, в то время архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский (он участвовал вместе с генерал-губернатором Н. Н. Муравьёвым в переговорах с китайцами) заложил храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Усть-Зейской станице - нынешней столице Амурской области Благовещенске. В городе есть памятник Иннокентию.

Церковь Вознесения Господня является символом американского города Уналашка в штате Аляска. По воскресеньям и сейчас в храме идут службы на русском и алеутском языках. И это прямое наследие святого Иннокентия.

В Иркутской церкви молодой священник прослужил всего два года. Принадлежащие тогда России Алеутские острова относились к Иркутской епархии, однако никто из священнослужителей не хотел туда ехать. Отец Иоанн сам пришёл к епископу Михаилу и попросил направить его в Америку. В 1823 году вместе с женой, сыном, матерью и братом он прибыл из Охотска на судне российско-американской компании на далёкий остров Уналашка. К тому времени во всех русских владениях в Северной Америке было всего три священника-миссионера. Первой заботой Вениаминова стало построение храма и овладение очень сложным алеутским языком.

Он обучал местных жителей плотничьему, столярному и другим ремёслам. Престол, иконостас делал сам. Уже через год общими усилиями была построена церковь Вознесения Господня. Она (в реконструированном виде) действует и сейчас и является символом американского города Уналашка в штате Аляска. Изображением этого храма открывается официальный сайт города в Интернете. По воскресеньям и сейчас в храме идут службы на русском и алеутском языках. Это прямое наследие святого Иннокентия. Он перевёл на алеутский язык катехизис и Евангелие от Матфея, составил грамматику алеутского языка с приложением алеутских песен, написал для маленьких аборигенов первые учебники. Положил начало двуязычию алеутов, обучая их русскому языку и создавая первые школы для мальчиков. Практически всё коренное население обратил в православие. Воспитал многих священнослужителей из аборигенов, которые в свою очередь сами стали миссионерами. Алеуты до сих пор считаются самыми стойкими приверженцами православия в США.

После Уналашки Веньяминова перевели в административный центр Русской Америки Новоархангельск - ныне американский город Ситка, известный нам больше по произведениям Джека Лондона (главный город одноимённого острова). Там, кстати тоже до сих пор действует открытый Иннокентием знаменитый православный собор Святого Михаила Архангела - архитектурный памятник, автором проекта которого был сам святитель. При соборе в 1841 году была учреждена Духовная семинария, готовившая священнослужителей для всей Северной Америки, причём в основном из числа аборигенов, хотя там учились и русские из Сибири. Основал сначала начальную, а потом и среднюю школу с приютом. Эта русская школа просуществовала до 1920 годов (на год закрывалась в 1906 году). Она располагалась в доме епископа (Вениаминова), который сейчас называется Русский приют - это был целый комплекс зданий с небольшой Благовещенской церковью. Собор Михаила Архангела и Русский приют внесены в Национальный реестр исторических мест США, то есть в число памятников федерального значения. Собор и Русский приют сильно пострадали во время пожара в Ситке в 1966 году, когда сгорел почти весь город, но были восстановлены, в соборе хранятся многие реликвии, принадлежавшие святителю Иннокентию.

На Ситке Вениаминов столкнулся с североамериканскими индейцами - колошами. В отличие от алеутов, с удовольствием принимавших православие и российское гражданство (большинство поселенцев в русских владениях в Калифорнии составляли переехавшие туда алеуты), колоши видели в русских врагов. Так же как на Уналашке, свою деятельность в Новоархангельске отец Иоанн начал с изучения языка и обычаев аборигенов. Поначалу о проповеди христианства среди враждебно настроенных, гордых и независимых индейцев не могло быть и речи. Но случай изменил ситуацию. На острове Ситка вспыхнула эпидемия натуральной оспы. Русских и алеутов, привитых русской администрацией, она не затронула, а колоши массово погибали. Вениаминов убедил индейских вождей сделать прививки. Гибель индейцев прекратилась, и колоши перестали воспринимать русских как врагов. Появилась возможность проповеди среди аборигенов.

Обращение их в православие шло медленно, но индейцы уже не препятствовали миссионерам и стали относиться к ним с уважением. Дети крещёных и некрещёных колошей начали учиться в открытых Вениаминовым школах. Учебники опять же писал сам святитель. На Ситке он написал свою книгу «Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Русско-Американских владениях», которая наряду с его книгой об алеутском языке стала заметным явлением в мировой науке. Вениаминов считается основоположником этнографии севера Америки, хотя сама наука сложилась лишь в конце XIX века. С 1879 года в США начала выходить серия капитального издания Бюро американской этнологии при Смитсоновском институте «Annual Reports» и «Bulletins» (издание существует до сих пор) по этнографии и лингвистике индейцев и эскимосов Северной Америки. А первым исследователем этих народов считается Вениаминов.

Обращение аборигенов в православие шло столь успешно, что не хватало священнослужителей. Нужно было расширять миссию в Америке, кроме того, отец Иоанн хотел получить официальное разрешение Синода на печатание православных книг на алеутском, эскимосском и других местных языках. И после 15-летнего пребывания в Северной Америке он лично отправился в Петербург. Синод полностью его поддержал - увеличил штат священнослужителей, разрешил печатать его переводы. В это время умерла его жена. Митрополит Московский Филарет долго склонял Вениаминова принять монашество. Постриг был совершен 29 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия в честь Святителя Иркутского.

Через несколько дней была учреждена самостоятельная Камчатская епархия. Николаю I был представлен список из трёх кандидатов на место архиерея. Он встретился с Иннокентием и рекомендовал Синоду его кандидатуру. В тот же день состоялось посвящение Иннокентия в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Местонахождением кафедры был определён Новоархангельск, и Вениаминов отправился обратно на Ситку.

Его епархия была чрезвычайно обширной и включала множество народов, живших на американском материке, Алеутских и Курильских островах и на всём побережье Охотского моря. Епископ Иннокентий предписал миссионерам учить детей и всех желающих, как на местных языках, так и на русском. Его собственная книга «Указание пути в Царство Небесное» была переведена на языки малых народов и издана более сорока раз. Наибольших успехов просвещение добилось на Аляске, где для туземцев начальное обучение стало обязательным. В середине XIX века грамотность аборигенов Русской Аляски стала выше, чем грамотность русского населения в европейской части страны. В «Летописи Аляски» Сергея Маркова приводится любопытный факт. Известный книготорговец И. К. Голубев за одну поездку на Аляску продал 18 709 книг, не считая календарей, лубочных картин и других изданий. Для любой русскоязычной губернии это был в те времена запредельный показатель.

Объезжая восточную часть своей епархии, Иннокентий увидел, что Иркутская епархия вообще не занимается якутами и северными тунгусами. Он настоял на отчислении Якутской области от Иркутской епархии и присоединении к Камчатской. Верный своим принципам он стал открывать храмы и переводить на якутский язык православные книги. Под его руководством была составлена и грамматика эвенкийского языка. В 1859 году в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. За заслуги в деле просвещения якутского народа в Якутске есть памятник святителю, который открыл и освятил патриарх Кирилл в день прославления Иннокентия 23 сентября 2010 года. В Якутск из Новоархангельска владыко перенёс и кафедру.

Как патриот России Иннокентий всемерно помогал Н. Н. Муравьёву-Амурскому в деле укрепления восточных рубежей страны. Он участвовал в Амурской экспедиции Муравьёва и Невельского, написал записку «Нечто об Амуре». Из Якутска перенёс кафедру в Благовещенск. И вновь занимался изучением быта, традиций, языков малых народов - нанайцев, ульчей, нивхов, удэгейцев, ороков. За труды по географии, этнографии, языкознанию, получившие мировое признание, Иннокентия избрали членом-корреспондентом Академии наук. Он был почётным членом Русского Географического общества и вместе с Муравьёвым основателем его сибирского отделения.

После смерти Московского митрополита Филарета в 1867 году Иннокентий был назначен его преемником. То есть высшим духовным лицом Русской православной церкви, поскольку патриаршества в России тогда не было. Московскую кафедру митрополит Иннокентий возглавлял 11 лет до своей смерти в 1879 году. Продолжал свою миссионерскую деятельность, учредил Японскую Православную духовную миссию. В 1974 году американские иерархи Православной церкви обратились с просьбой о его канонизации, и в 1977 году Священный Синод Русской православной церкви причислил Иннокентия к лику святых..."(с)
http://windowrussia.ruvr.ru/2012_09_05/Apostol-Ameriki-i-Sibiri/




























святитель Иннокентий, церковь, Русская Америка, Уналашка

Previous post Next post
Up