О верблюдах, игольных ушах, монашеских идеалах... короче, про деньги.

Mar 16, 2015 02:01


Настоятельно велю всем братьям,
чтобы никоим образом не принимали никаких денег
ни для себя, ни для другого лица.
Устав святого Франциска Ассизского, утвержденный буллой 1223 г., глава IV

Вот и вышло, что Аббат, привычный более к фигурам речи, чем к фигурам мысли,
не понял замысла Вильгельма, принял его слова буквально
и отвечал все в том же мистическом восторге:
«Да, да, это кратчайший путь к неисповедимой божественности.
Наши богатства - вещное воплощение святыни».
"Имя Розы" Умберто Эко

С тех пор как люди перешли с натурального обмена на денежный оборот, в мире появилось очень много новых, свеженьких и животрепещущих проблем. Звон монет, а после - хруст купюр пленял слух и сподвигал на столько разных глупостей, что только ленивый не порассуждал о глубоком философском смысле существования денег, об условности обладания ими, о дьявольских истоках этого изобретения и о многих других не менее интригующих моментах.
Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным, - гласит современная издевательская поговорка. Идеология состоятельности испокон веков занимает умы. Глядя на то, как живут обеспеченные граждане, народ стремится попасть на такой же уровень - или, если надежды на это нет, обесценить его для себя. Сказать, что это не главное, что и так счастливы, что деньги развращают, что богатство убивает духовность... Есть ещё вариант обозлиться и устроить революцию, чтобы богатых не было, да. Но такое случается, слава Богу, не каждый день.

После зарождения христианства тема богатства породнилась с темой духовности особенно плотно. До нашей эры богатых искренне считали любимцами богов. Даже у евреев считалось, что богатство - Божье благословение, а раззорение - Его гнев. Однако слова Христа, обращённые к апостолам: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мф 10:9-10) - переворачивают всю систему человеческих ценностей. Впрочем, как и большая часто Его проповедей. Иисус мимоходом упоминает, как трудно богатому войти в Царство Небесное. Иоанн Креститель подливает масла в огонь проповедями о том, что имеющий две одежды да отдаст неимущему (Лк 3:11). Первые монахи станут уходить в пустыню, раздавая имение бедным, а впоследствии появится нищенствующий Орден францисканцев, обоснованно отрекающийся от всякого имущества. Бедность будет возведена в культ, добровольный отказ от всех земных благ станет идеалом многих и многих.

Читая и слушая об этом, я часто задумываюсь: а как вообще следует обычному, "среднестатистическому" христианину относиться к наличию/отсутствию денег? Нет, понятно, что нам надо бы стремиться к монашескому идеалу, но давайте будем честны: если бы мы действительно стремились к монашескому идеалу, мы бы все давно постриглись в монастырь. Значит, не влезаем. Отдельные хотелки не умещаются в черный подрясник. И хотелка под названием "имущество" - далеко не в последнюю очередь.
Был у меня период, когда катастрофически не понимала: как может христианин оценивать других людей по размеру заработной платы. Мне казалось едва ли не богохульством смотреть в бумажник ближнего своего: ведь главное не в деньгах, главное же в душе!

Размышления мои были просты, как три рубля (раз уж мы о деньгах). Каждый встречающийся нам человек ценен сам по себе, вне зависимости от того, сколько он закончил институтов, насколько успешен в обществе, как высоко вознёсся в карьере. Меня колотило от многовековой идеологии, что жених должен быть состоятельным, что друзья не должны отличаться прохудившимся кошельком, а самому нужно вовсю стремиться туда, где "золото призывно блестит". Все институтские годы я провела в обнимку с мечтой о францисканских идеалах, о том, что в моих карманах всегда будет гулять ветер, а ещё - с мыслью, что деньги воистину зло, придуманное лукавым для совращения на все существующие грехи.
У меня, кажется, в каждой статье фигурирует бородатая фраза "шли годы, и я поумнела". На самом деле, поумнела я весь ма сомнительно, но в безудержных попытках понять ближнего своего дорассуждалась до любопытнейших вещей.

Деньги, как и всё в этом мире, - всего лишь инструмент. Они могут быть как на благо, так и на погибель. Ничто само по себе не может погубить душу человека. Лишь мы сами делаем из материального мира орудие собственного убийства.

В деньгах самих по себе нет ничего плохого. Человек, стремящийся к саморазвитию, к самосовершенствованию и само(куда деваться)реализации обычно рано или поздно начинает зарабатывать не так уж мало. Ставит ли он себе такую цель или нет - вопрос другой. И, кстати, если ставит, то из рядов благочестивых христиан его тоже вычёркивать рановато.
Можно вспомнить монахов-бенедиктинцев и их православных собратьев, желавших украшать храмы Господни и всё-всё, что могло быть связано со служением Ему. Это ведь тоже позиция. Желание принести Господу всё самое красивое, нарядное. А ещё можно вспомнить протестантов-кальвинистов, в основе идеологии которых лежали несколько ветхозаветные принципы. Бог сопутствует праведникам. Если у тебя благополучно складывается жизнь, значит, Бог на твоей стороне, и ты спасёшься. Милая логика, оставлявшая за бортом большую часть человечества. А ведь тоже родилась в лоне христианской Церкви, пусть и ушедшей непойми, куда.

Итак, ставим наконец уже вопрос ребром: может ли христианин хотеть денег и при этом оставаться христианином?
И сейчас я буду заниматься одним из своих любимых философских дел: разложением понятия на молекулы. Что значит в нашем мире хотеть денег? Как именно мы их обычно хотим? Для чего?
Сразу решительно отринем варианты, где некто крайне праведный хочет денег, чтобы сразу отдать их бедным. Если такие люди и существуют, то они занесены в книгу рекордов Гиннеса святцы и к простым смертным отношения не имеют. Многие хотят денег по привычке, потому что так принято, потому что быть богатым круто. Но чаще всего желание быть обеспеченным - это стандартное желание достичь более или менее стабильной материальной независимости от мира. Как я только что сказала? Независимости? Стоп-стоп. А от кого мы зависим? Вот если совсем-совсем по-честному, по-христианстки. От Кого?
Разумеется, финансы помогают нам немного увереннее чувствовать себя в этом безжалостно-жестоком мире. Разумеется, когда тебе есть, чем расплатиться со службами ЖКХ и продавцом хлеба, жить проще и приятнее. А если ещё и на детский садик для ребёнка деньги есть - вообще жизнь удалась. Конечно, хорошо жить в собственном доме и не считать копейки до зарплаты (мама дорогая, кто сейчас вообще считает копейками?..). Но правда ли это - независимость?

Вспомните многочисленные рассказы о том, что богатые - рабы своего богатства. Вспомните историю о скупом рыцаре. О драконах, чахнущих над золотом. О том, что деньги постепенно могут стать хозяевами своих владельцев, определяющими все их действия, всю их судьбу. Это ли независимость?
А теперь давайте вместе пробежимся по нескольким цитатам.

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф 6:26-33

Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу. Мк 10:25-27

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк 12:16-21

Все слова Господа направлены не на то, чтобы убедить человека в необходимости быть бедным или, наоборот, в одобрении богатства. Иисус настойчиво, неуклонно говорит совсем о другом: пекитесь о достижении Царствия Божия. Стремитесь к Богу. Старайтесь жить созвучно Его замыслу о вас - и всё, совершенно всё необходимое приложится вам. Отец жаждет сделать нас счастливыми, а посему нет у Него ни малейшего желания отнимать у нас то, что нам необходимо. Другое дело, что мы так часто изображаем ребёнка с больным горлом, требующего купить ему мороженое.
Вы хотите независимости? Не деньги дают её. Независим был и Франциск Ассизский, босым бродивший по зимним дорогам Тосканы и Умбрии, промокшим от ледяных дождей. Но и не нищенство обеспечивает независимость, и каждый человек без определённого места жительства вполне демонстрирует это.
Независим тот, кто не имеет страха. Тот, кто в курсе, что может всё потерять, и не боится этого.
Есть дивные люди, придерживающиеся этой идеологии с некоторым вызовом мирозданию. Но сейчас речь не о них, но о тех, кто Отцом своим называет Бога. Того, Кому небезразлично наше существование. Кто заботится о нас и ратует о каждом нашем дне.

Господь зовёт нас участвовать в Его замысле. Не принуждает, не заставляет, но раскрывает двери: войдите ко Мне, и будьте счастливы! Ведь именно этого хочу Я! Его доверие к нам безгранично, и Он, в общем-то, имеет полное право рассчитывать на ответное доверие. На то, что мы действительно перестанем пытаться найти какие-то гарантии безопасности, перестанем пытаться подложить соломки и согласимся идти по тому пути, что созвучен Его у нас замыслу.

И если нам дано будет богатство - то для спасения. И если отнято - для спасения. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф 6:25)

Деньги испокон веков стали синонимом свободы.
Пришёл Христос и проповедовал: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными... Я есмь путь, и истина, и жизнь (Ин 8:31-32, Ин 14:6) Тем самым ответив на многовековой вопрос о том, как стать по-настоящему свободным. Искать Его и пребывать в Нём.
А посему, возвращаясь к исходной диллемме, другими глазами уже посмотрим на проблематику денег. Может ли христианин желать быть обеспеченным? Если он нормальный "среднестатистический" человек, то это обычное здоровое желание. Ходить по вагонам и просить милостыню вряд ли кому-то так уж сильно захочется. Как и перебиваться с макарон на другие виды макарон. Может ли христианин держаться за богатство, как за что-то, ему принадлежащее? Нет. Ибо не оно обеспечивает свободу. Не в нём гарантии. И уж конечно, не в нём спасение.

Тем временем настала середина Поста, прекрасная, удивительная, любимейшая Крестопоклонная неделя.
Поздравляю всех православных с этим водоразделом!
Пусть остаток Поста пройдёт ещё радостнее и светлее!

mia scrittura, Neděle, пост, religing

Previous post Next post
Up