О том, как не надо путать исповедь и визит к психологу

Mar 01, 2015 18:19


  • Не имею любви к врагам.
    И нимб с утра не начистила до прозрачного блеска!

  • Спрашивала совета у людей, не имевших
    духовного разума, и принимала их советы.
    А по каким критериям определять наличие
    духовного разума? В каком кармане нужно носить духометр?

    " Лекарство от греха" с комментариями la_cruz

    На пороге своего христианства я с большим вниманием и аккуратностью отнеслась к изучению вопроса о том, как надо исповедоваться. Я прочитала несколько специально написанных для моего случая брошюрок, исследовала сайты с соответствующими статьями, задавала вопросы на форумах.
    Первые пару лет исповедовалась дотошно - по бумажке, выписывая списочком существительные в именительном падеже. А потом встретила своего духовника. И списочки стали не то чтобы не нужны... просто мне хотелось не зачитывать, а каяться.
    С тех пор прошло уже шесть лет. И вот накануне поста я выбралась на исповедь достаточно поздно вечером. Служба закончилась, в храме было темно и очень тихо. Акустика там такова, что даже шёпот прекрасно слышен. Прихожане, конечно, стараются заглушить слова исповедающегося скрипом половиц, переминаясь с ноги на ногу, шорохом курток... но когда кто-нибудь говорит в голос, не понижая его до шёпота, исповедь слышна всем.
    Становясь невольным слушателем одного такого "покаяния", я поняла для себя много нового о нашей Церкви и о наших прихожанах. И о том, почему так долго.
    Всё просто. Наши прихожане зачастую путают исповедь и визит к психологу.

    Давайте вспомним, откуда вообще взялась исповедь.
    Углубимся в историю Ветхого Завета и прочтём в книге Ионы о покаянии, объявленном царём Ниневии. Вспомним призывы Иоанна Крестителя: "Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие!" Вспомним исповеди людей Иисусу. Знаете, чего нет в этих историях? Рассказов о том, как тяжко жить со своими грехами.
    Приходя к Богу, человек падает на колени и молит: прости! Отпусти мне мой грех! Я знаю, что поступил неправильно, и нет сил без Твоей благодати переделать свою жизнь.
    Красиво звучит в теории, правда? А как это происходит на практике?

    Мы стоим в очереди на исповедь. Ждём, когда же уже. Священник терпеливо выслушивает каждого, кому-то говорит что-то, советует, кого-то просто накрывает епитрахилью и читает разрешительную молитву. И вот подходит наша очередь. Делаем несколько шагов, здороваемся и...
    Как-то неуловимо исчезает ощущение, что исповедь - Богу. Потому что Бог нематериален, Его не видно тут рядом. Да, крест и Евангелие лежат, но, во-первых, это символика, а во-вторых, понимаете, тут живой человек стоит. И он сейчас по-любому услышит, что я скажу. И поэтому чаще всего исповедь скатывается в диалог.

    "Остерегайтесь самооправдания!" - эта фраза из одной брошюрки запала мне в сердце, и до сих пор сильно влияет на построение моей исповеди. Потому что когда ты сделал что-то ну совсем невкусное, так и хочется объяснить, почему же так получилось. На исповеди это - лишнее. Бог и так в курсе. Смысл исповеди в том, чтобы отречься от содеянного. Занимаясь самооправданием, мы отыгрываем назад, пытаемся не принять свою вину за содеянное, убежать от ответственности. И в чём тогда смысл?
    Фактически, человеку, который готовился к исповеди и всерьёз перетряхнул свою жизнь и поступки, достаточно того самого сухого перечисления грехов. Совершенно не обязательно сдавать явки-пароли и подробно рассказывать, как именно и с кем ты занимался осуждением и чревоугодием. Зато называть вещи своими именами - важно. Хоть и сложно, ведь для этого действительно нужна подготовка.

    Как НЕ надо исповедоваться.
    Не надо приходить и начинать перечислять все свои беды. Да, конечно, перемежая это фразами о том, на кого сорвался, кого осудил и кому прочитал мораль. С этим, правда-правда, лучше всего идти к психологу.

    Чем отличаются психолог и священник? Конечной целью общения.
    Задача психолога в том, чтобы помочь вам проанализировать свои поступки, решения, мотивы. Задавая вопросы, подвести вас к выводам о самих себе, к пониманию своих потребностей и видению путей решения проблем. Психолог не ставит моральных и этических рамок. В разговорах с ним не возникает вопроса, христианским ли был тот или иной поступок. Задача психолога - вывести своего пациента из кризиса.
    И тут я позволю себе сделать небольшое имхастое отступление.

    В жизни каждого из нас зачастую бывают кризисы. Кто-то выкарабкивается сам, а кому-то требуется помощь. В своё время я угодила в один из таких кризисов, и выкарабкиваться из него мне помогал прекрасный психолог. Я ему до сих пор очень благодарна. Чем дальше продвигалась терапия, тем явственнее было для меня, что происходящие со мной недоразумения, горести и беды - прямое следствие моих собственных грехов. Но я никогда не смогла бы добраться до этих грехов самостоятельно, без помощи специалиста отнюдь не в духовной сфере.

    Запутавшись, мы часто не видим причин своих несчастий. Они слишком глубоко зарыты от нас. Мы, например, называем человекоугодничество любовью к ближним, ненависть - праведным гневом, сребролюбие - желанием нормально жить. И только постепенно, шаг за шагом раскрывая себя под присмотром специалиста, мы добираемся до подноготной.
    И вот уже после этого можно идти к священнику. И исповедоваться не в том, что мы от всего устали и ничего не хотим, все от нас чего-то требуют, а мы несчастные жертвы. А в реальных грехах. В том самом, что является камушком, упавшим с вершины горы и повлёкшим за собой лавину.

    Мнение о том, что духовник может заменить психолога, не всегда ошибочно. Я искренне верю в силу молитвы, а особенно - в силу молитвы духовника за своё духовное чадо. Я верю, что умудрённые опытом монахи прозорливы и умеют дать от Бога такой совет, который сможет перевернуть жизнь в самую прекрасную сторону, особенно если пи этом посещать храм и участвовать в Евхаристии. И, разумеется, я убеждена, что духовник должен быть в курсе событий, происходящих у его подопечного.
    Но это отнюдь не значит, что можно забывать ключевой момент относительно исповеди.
    Мы исповедуемся Богу. Священник же лишь свидетель нашего покаяния.
    Если вы хотите поговорить - говорите вне исповеди. Жалуйтесь, рассказывайте, слушайте советы. Любой сколько-нибудь долго служивший священник является прекрасным психологом. Просто он действует не по науке, а по наитию. И если вам кажется, что ваш духовник сможет вам помочь с вашей лавиной и готов этим заниматься, почему бы не приходить к нему на "терапию"?
    Я не настаиваю на том, что посещение психолога является чем-то обязательным. Лишь хочу в очередной раз акцентировать важный тезис, который отличает исповедь как Таинство Церкви.
    На исповеди вы не перед людьми. Но перед Отцом Небесным.

    Господь дал нам это таинство для того, чтобы мы очищались от грехов. Кто из нас совершенен? Сама наша природа порабощена грехом. Мы не умеем по-другому. Оно внутри, оно прёт изо всех щелей, как только появляется подходящая ситуация. Мы можем долгое время считать себя хорошими, но поставь нас в определённые, вынуждающие условия - и кто удержится от греха?
    Мы приходим на исповедь каяться в своём несовершенстве. Каяться в слабости и просить о помощи.
    И Господь по милости Своей да простит нам всё исповеданное.
  • mia scrittura, Neděle, пост, religing

    Previous post Next post
    Up