"Не хочу быть апостолом Петром, хочу быть апостолом Иоанном", или "О вреде сравнений"

Feb 23, 2015 01:06


Умеющий уважать человек никого не ненавидит,
не испытывает обиды, зависти, болезненных эмоций,
потому что все эти негативные эмоции требуют высоких энергозатрат.
Если человек умеет отделять свои границы,
он может обходиться без продолжительных негативных эмоций.
А вот если не умеет, ему не остается ничего иного,
как беситься и ненавидеть.
evo_lutio

Ибо, если ты можешь снести иго Господне в целости,
то будешь совершен; если же нет,
то делай то, что можешь.
Дидахе

Можно часто услышать, что Великий пост так популярен потому, что он даёт ощущение соборности, единства всей Церкви. С этим поспорить невозможно. Но всё-таки путь, которым каждый христианин идёт к Пасхе, очень индивидуальный. В наше время - время Нового Завета - человек предстоит перед Богом сам. Не народ, как в ветхозаветную эпоху, не Церковь - ответственной является личность. За все свои поступки, за мысли, мнения - за всё. И тут начинаются трудности.

Казалось бы, вот есть Евангелие. Всё-всё там написано, читай - не хочу. Для особеннь рьяных есть ещё послания, уж в них-то стопроцентно все точки над "ё" расставлены. Но нет. Из века в век возникают споры, дискуссии, потому что одно дело изложить набор аксиом, и совсем другое - доказать с их помощью теорему. Некоторые теоремы, как вы знаете, до сих пор не доказаны - и это в математике! Что уж говорить о тонких сферах человеческих эмоций и взаимоотношений.
С этого момента мы вступаем на территорию трактовок, домыслов, мнений. Кто-то острил, что цитатами из Евангелия можно доказать правомерность вообще любых поступков, если подходяще их истолковать.
Православные, впрочем, таким обычно не страдают. Наоборот, у нас очень любят стереотипы, шаблоны и цитаты святых отцов. Положа руку на сердце: гораздо проще воспользоваться существующим рецептом, чем выпиливать из него лобзиком что-то своё. Находишь похожую ситуацию, ставишь себя на место персонажа из сценария, и сразу становится понятно, что нужно делать. Как правильно жить.
Навык сравнивать себя с другими воспитывается у нас всех с детства. "Маша съела кашу, а ты нет!" - "Петя молодец, он получил пятёрку!" - "Аглая Гурьевна написала книгу в четырёх томах, а ты тут со своей ядерной физикой". Мы постоянно находимся в положении людей, которые живут в обществе и вынуждены сопоставлять себя с социумом. Чего я достиг? В чём преуспел? Где недоработки? Меня может не волновать одно сравнение и живо задевать другое. И чаще всего мы стремимся, чтобы эти сравнения были в нашу пользу.
Всё бы ничего. В конце концов, сопоставления и соперничество ведут к прогрессу - так принято считать. Но все положительные стороны такой модели поведения сводятся на нет, когда речь заходит о христианских заповедях.

Не судите - да не судимы будете. Так заповедует Иисус в Своей нагорной проповеди. И Он имеет в виду не только осуждение других.
Кто ты, человек, что судишь о себе самом? Знаешь ли ты свою глубину? Знаешь ли свои пределы? Нет! Лишь Творец в курсе, на что кто из нас на самом деле способен. И только Ему и судить нас. Что делаем мы? Сравниваем, расстраиваемся, отчаиваемся. Причём очень часто. Ведь со стороны чужие добродетели кажутся ярче, а пороки бледны, либо не видны вовсе. Изнутри же - признайтесь, - всё выглядит с точностью до наоборот.
Есть потрясающий сюжет в Евангелии от Иоанна, который как нельзя лучше иллюстрирует бесполезность и даже опасность сравнения себя с другим человеком. Мы все его знаем.

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною
Ин 21:15-22

Изображая из себя капитана Очевидность, напомню: Пётр трижды отрёкся от Христа, сказав, что не знает Его. Поэтому трижды задаёт ему Иисус Свой вопрос.
А теперь все дружно представляем себя на месте Петра. Вы беседуете с воскресшим Учителем, самым любимым Человеком во всей вселенной. Радость встречи заглушается вкусом предательства. И тут вам говорят: раз ты Меня любишь, будь Моим пастырем. Становись первоверховным апостолом. Ты Пётр, камень, на котором Я создам Свою церковь - как и обещал. И радости! Радости вашей нет предела! Аэээ...
Вдруг вы оборачиваетесь. И видите Иоанна, скромно и молчаливо идущего следом. И в голове помимо воли проносятся не самые вкусные мысли.
Апостол Иоанн, на минуточку, был рядом с Иисусом от первой до последней минуты Его страстей. Шёл за Ним на суд к первосвященникам. К Пилату. Стоял возле Распятия. Именно он приютил Маму Иисуса. И теперь не выёживается и не лезет из кожи вон, а тихо и смиренно топает следом...
- Господи, а он что? - вопрос срывается с губ быстрее, чем успеваешь его удержать. Ведь в глубине души отчётливо понимаешь: я не достоин быть Твоим первоверховным апостолом. Я же предал Тебя, Господи. Я же трижды отрёкся, КАК после этого Ты можешь дарить такое - мне??
Страх. Страх получить по заслугам. Страх быть отвергнутым и ужас при мысли, что тебя на самом деле не любят, а просто... просто.
Это случается и в нашей жизни. Старшая сестра лучше учится. Бывшая жена вкуснее готовила. Предыдущий работник качественнее справлялся с задачами...
Страх сковывает по рукам и ногам: если я хуже, может, я не достоин любви? Той любви, которую мне дарят?..
Гениальная реакция Иисуса. Он ни секунды не думает спорить, доказывать, объяснять, кто чем лучше или хуже. Он просто даёт объективный и ёмкий ответ:
- Что тебе до него? Ты иди за Мной.
Мне так и хочется добавить сюда слова: дорогой Пётр, не охренел ли ты? Тебя только что не просто простили за твоё мягко скажем недостойное поведение в ночь с четверга на пятницу (а Я могу перечислить: напраздновавшись, пререкался, не давал мыть тебе ноги, клялся в вечной верности и опять пререкался, потом трижды уснул, когда Я просил не спать, потом трижды отрёкся и вообще куда-то запропал). Тебе задали простой вопрос. Ты на него правильно ответил. Тебя сразу, без лишних нервов реабилитировали и сделали главным. Скажи, пожалуйста, что ещё нужно, чтобы ты поверил, что не только ты Меня любишь, но и Я тебя?
Иисус так не говорит - или просто Евангелие тактично умалчивает об этом. Наши сердца, истерзанные грехом, открыты Господу, и Он видит: Пётр и рад бы не сравнивать. Но его детскость и пламенеющая любовь делают апостола беззащитным перед подобными страхами. Чтобы побороть их, есть только одно средство.
Не сравнивай.
Что тебе до него? У него будет свой путь. Долгий, сложный, доступный только ему одному. Иоанн никогда не смог бы объединить вокруг себя христиан - как Петру непосильно было бы сидеть и строчить такие глубокие, таинственные тексты, полные внутреннего понимания Божественного. Бедный Марк вынужден был следом за Петром бегать, чтобы выцыганивать с того скудные (хотя, не поспоришь, сочные) факты. Свой путь у тебя - и свой у него.

Великопостные дни потянутся чередой, словно киноплёнка завертится.
Изо дня в день нас будут поджидать радости и горести исключительно постного характера - как иначе, время такое. Мы все намерены бороться со страстями, обуздывать плоть и воспитывать силу духа (ну согласитесь, в глубине души мы на это надеемся).
В один ни разу не прекрасный день вам вполне может показаться, что ничего у вас не получилось. Что пища недостаточно постная, молитвы какие-то не от сердца, всего четыре Евангелия прочитал, надо больше. И вообще. Вон, Валерия Георгиевна уже три раза сознание на службе потеряла, а я ни разу. Кошмар! Всё тщетно, пойду плясать кан-кан.
Дай нам Бог в такие дни вспомнить, что не нашего ума дело судить о собственных достижениях и провалах. Что каждому из нас уготован свой путь.
И вне зависимости от всего - Бог любит нас.

Хорошего поста!

Neděle, пост, religing

Previous post Next post
Up