Somewhere, somehow
We find the key to the sense of the world
Somewhere, somehow
When we remember the first days of mankind again
Freedom Call "Remember"
Первый и единственный раз, когда меня всерьёз заинтересовала теория реинкарнаций, случился в ноябре 2012 года, когда отец семейства повёл нас с мамой на фильм "Облачный атлас". История двух любящих друг друга душ, несущихся сквозь столетия и принимающих самые разные облики, не могла не тронуть меня. Их не останавливало ничто: ни социальное неравенство, ни различие возраста, ни даже то, что они одного пола. Эти две души были предначертанно созданы друг для друга, и из жизни в жизнь они искали свою половинку - пока наконец не нашли. Ну разве не восхитительный сюжет? Разумеется, я была сражена.
Ну а кроме всего прочего, это кино очень красиво сняли.
И вот, мне в голову втемяшилось. Про переселение душ. Я привыкла быть с собой честной. Если мне что-то показалось убедительным, то я стараюсь разобраться, правда ли это и готова ли я принять это как истину.
Отпустило меня тогда достаточно быстро. Недели две промучалась, оставаться христианкой или податься в сторонники теории переселения душ - а потом осознала, прочувствовала, познала, что всё-таки нет. Что всё-таки не в реинкарнациях дело. Что идея, которую нёс в себе фильм, подобрана, подстроена, что и в реальной жизни, и в по-настоящему буддийской теории всё происходит несколько иначе. Всё стало на свои места.
Только одно, пожалуй, всё это время я не пыталась: совместить теорию реинкарнации и христианство. Эти вещи несовместимы.
В христианстве очень явно сформулирована участь души после смерти: либо душа отправляется в Рай - либо в ад. Но встречаются любители пофантазировать. "Ведь есть же в католичестве понятие Чистилища, - говорят они. - А что если Чистилище - это наш мир? Что если души возвращаются сюда после смерти, чтобы отработать свои грехи? Если в новой жизни они совершат гораздо меньше зла, чем в предыдущей, им простится старое. Вообще, это как-то нечестно: давать только один шанс".
Если пытаться возражать и говорить, что с каждой жизнью грехи копятся, их количество растёт, и вообще у человека природа такова, он не умеет не грешить, то последуют ответы, что бывают же святые. И поди поспорь.
А мне зело хотелось поспорить. Потому что светлое, летящее ощущение христианства всегда очень сильно опошлялось, становилось пропахшим арома-палочками из фекалий, когда к нему начинали примешивать реинкарнации. Знаете, как когда мужчина и женщина вместо того, чтобы жить долго и счастливо, решают "немножко пожить вместе, чтобы попробовать". Или составляют брачный контракт. Понимаете, христианство - это история Любви человека и Бога, любви искрящейся, горячей, настоящей. А не рассказ о том, что человек лажает, а Бог даёт ему ещё попытки. Ну кисонька, ну ещё капельку.
Но эмоциональное махание руками перед носом собеседников чаще вызывает скептические реплики в духе Кураева: "Обоснуйте, коллега". И я со своими "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда" застываю с раскрытым ртом, потому что сразу логичных аргументов в голову не приходит.
Хотя один из них является основой христианства.
Христос воскрес. Умер и не переродился - но воскрес.
Различие этих понятий кроется в отношении к телу и его связи с душой. Реинкарнационные теории в большинстве своём считают этот мир временным пристанищем душ, несовершенной частью мироздания, где много проблем, связанных с материей, и, соответственно, с собственным телом. Поскольку pure religion сейчас не в моде, и каждый эзотерик изобретает свои колёса и велосипеды, и теория реинкарнации у всех разная. Но главная идея всегда одна и та же: душа создана вечной, тело создано временным. Душа вселяется в тело, живёт в нём аки улитка в домике, а потом, когда домик состарится, вылетает из него и вселяется в новый, ещё не порченный.
Отсюда практически все сторонники переселения душ делают вывод: тело - штука несовершенная. Оно создано, чтобы совершенствовать душу, не более того. И в совершенном мире хорошо бы обойтись без него.
Христианство - одна из немногочисленных религий (если вообще не единственная), которая гласит: тело не есть зло. В теле самом по себе зла нет, оно создано Богом и благословенно, совершенно - вместе со всеми его потребностями. Христос говорит: "Я пришёл всего человека исцелить". И его материальную оболочку тоже. Зло появляется там, где душа начинает телом неправильно пользоваться. Но само тело не несёт в себе никакой отрицательности.
Теория реинкарнаций предполагает, что тело - это лишь временная оболочка, в которую вселяется бессмертная душа. Они не связаны, легко расстаются, и душа может вселиться в любое тело. Христианство же утверждает совершенно противоположное.
Дух, душа и тело едины. Неразрывно, сцеплено, навечно.
Говоря языком математики (как-то вот удобно аналогию провести), в христианстве предполагается что между душой и телом отношение биекции. А не инъекции, как утверждает теория реинкарнации. Одной душе может соответствовать только одно тело. А не несколько.
Человек был создан совершенным именно в троичности духа, души и тела. Трагедия смерти заключается в том, что разделяется неделимое. Если вам отрубают руку, вы не можете взять и приставить какую-то другую. Если вам отрубают голову, вы не можете жить. Если душа отделяется от тела, тело не существует больше. И ужас ветхозаветных времён был в том, что после грехопадения умирали и тело, и душа - но так как душа всё же вечна, она не распадается, но продолжает существовать в смерти.
Радость и невероятный свет Пасхи в том, что для души открылся путь жизни. Господь воскрес. Бог не может умереть, Его тело не может разделиться с душой, потому что в Нём нет зла, смерти. И именно поэтому Он воскрес - воссоединил тело и душу.
Христос воскрес - и мы воскреснем. Душа и тело снова будут единым. Нельзя сказать, что человек жив, если он не телесен, нематериален. Его душа может жить, но воскреснет человек лишь тогда, когда воссоединится в полноте своего существа. Таким, каким его создал Отец в начале времён.
В чаянии этого дня тела покоятся прахом, а души пребывают в раю или во аде.
До Страшного Суда, который поминается сегодня в литургическом календаре. На Страшный Суд предстанут все люди - воскреснув и вновь став цельными. Тогда-то и вспомнит каждый из нас, достоин ли он вечной жизни.
Через неделю Великий пост, друзья. Масленица для меня всегда была временем странным, временем агонизирующего празднества. Дожить бы до первой великопостной недели среди всех этих карнавалов да блинов))
А впрочем - всему своё время.
И пока до Страшного Суда ещё сколько-то осталось, давайте хотя бы попытаемся вернуть себя на тот путь, который можно назвать истинным.
С Масленицей!