Что наша жизнь?.. Делайте ваши ставки, господа!

Feb 08, 2015 22:48


Кукол снимут с нитки длинной
И, засыпав нафталином,
В виде тряпок сложат в сундуках.
Машина Времени "Марионетки"

Никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя;
а живём ли - для Господа живём, умираем ли - для Господа умираем:
и потому живём ли или умираем, - всегда Господни.
Рим 14:7-8

И пусть удача всегда будет на вашей стороне!
Сьюзен Коллинз "Голодные игры"

Дни мелькают. Быстрее, быстрее... не выходить из ритма, не терять форму, не сбивать режим. Потом будет сложно войти обратно. Цикличность происходящего даёт иллюзию знания. Знания этого мира и этой жизни.
Каждый прожитый год приносит новые откровения. И однажды я поняла, насколько прав был Шекспир, сказав, что наша жизнь - игра. От первого до последнего вздоха - игра.
Когда-то давно я спросила у своей мудрой подруги: "Слушай, если человеку для счастья достаточно Бога, зачем всё остальное? Бог ведь и так любит людей. И его любви нам хватило бы с головой. Зачем этот мир, зачем природа, законы физики, макромир?.." И мудрая подруга ответила: "А ты представь себе, что у тебя есть ребёнок. Ты же его любишь? Посади его в пустую комнату с голыми стенами. И люби. Но всё равно ведь хочется сделать так, чтобы вокруг него было красиво, правда? Игрушек ему надарить. Обеспечить любимое существо интересным". И я не могу не согласиться с ней в этом вопросе.
Наш мир - это своеобразная игровая площадка для детей Божьих. И если бы в своё время кое-кто не поторопился, эти игры были бы исключительно захватывающими, интересными, но не приносили бы боли. И не надо рассказывать мне, что боль придаёт жизни особый вкус. Я не сазомазохист и предпочитаю, чтобы боли в жизни было как можно меньше. Особенно - в жизни моих любимых людей. В сущности, боль, горе и смерть - следствия греха. Чаще всего нашего же, расходящегося кругами и ранящего. Но о том, что такое грех, я уже писала, а о том, почему в нашем падшем мироздании лучше грешить с открытыми глазами и принимать полагающуюся за него боль, а не закрываться от всего притворным благочестием и потом недоумевать, а за что мне такое наказание - ещё напишу. А пока вернёмся к нашей площадке для игр.

Каждый из нас к чему-то стремится. Работая в офисе, невозможно не заметить людей с горящими глазами, увлечённо карабкающихся по карьерной лестнице, роняя дорогие туфли. Есть модные течения ищущих своё призвание и уезжающих за далёкие моря в поисках истины. Социальные сети забиты под завязку вызывающими слёзы умиления снимками детишек рядом с фотографирующими их мамами. Фактически, каждый из нас определяется тем, что мы считаем в своей жизни главным. Был когда-то в детстве такой чудесный психологический тест из десяти вопросов. И каждый новый вопрос вызывал приступ нервного смеха. Потому что спрашивалось каждый раз одно и то же: "Кто я?" Разумеется, вопрос самоидентификации очень важен. Если первые раза 3 можно схалтурить и написать общие слова, то потом невольно начинаешь вдумываться: а кто же я? Что я могу сказать о себе самом? Для ребёнка это было интересным откровением.
Одна моя подруга рассказывала забавный диалог, произошедший между ней и подругой её мамы:
- Ой, Варя! Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Я уже выросла.
- Ох, Варя, и кем же ты стала?
Сейчас самое время задать вопрос: кем я стал? Что из всего этого мира затронуло меня настолько, что я впустил это в себя и стал ассоциироваться с ним? Я жена и мать? я бизнеследи? Какую роль я столь успешно играю?

А играем мы все. Всё, абсолютно всё в этой жизни является играми, придуманными людьми. Человеку на физическом уровне требуется только есть, спать и, по достижении определённого возраста, размножаться. Всё! Каким образом он будет добиваться удовлетворения этих трёх потребностей - вопрос уже совсем другой. Согласитесь, от камнем по голове до пальцами по клавиатуре огромный путь. Если вглядеться в долгие столетия, если внимательно присмотреться ко всему происходящему, то можно понять: всё, что происходит - это ритуалы, придуманные исключительно самими людьми. Это игры, которые мы сами же и придумываем, чтобы было интереснее, чтобы добыча пищи и крова над головой была не битвой на палках-копалках, а чем-то новым, щекочущим воображение, захватывающим...
Ритуалы переделываются, медленно переплавляются, приобретают то более, то менее изощрёные черты. Но они всегда остаются надуманными. Что, в сущности, было бы смертельного в том, чтобы ходить без напудренного парика при дворе Петра I? Кроме, конечно, самого Петра I, который не приминул бы уменьшить количество людей, не играющих по его правилам. Поэтому выгоднее было надеть парик, если хочешь удержаться при дворе.
Можно было не делать вид, что веришь в целибат Папы Борджиа, но какой в этом смысл? Ведь если играть по правилам, можно многого достичь...
Или же пример, более близкий к нашей жизни. Дресс-код в офисах. Свадебные церемонии. Политические митинги. Кандидатский минимум. Все эти вещи изнутри процесса кажутся поглощающе важными. Но по сути своей являются просто выбранными нами же играми.
Мы все играем по правилам. Просто каждый из нас сам выбирает, по каким правилам играть. А это, в свою очередь, зависит от наших целей. На что мы играем? Что на кону? Ради чего мы живём? Каков смысл наших игр?

И вот тут на сцену выходит, гремя костями, скелет в длинном балахоне и с посверкивающей косой. И, хихикая, цитирует притчу Христа.
У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. (Лк 12:16-21)
- Играйте, дорогие мои, - скрипит скелетик. - Игрушек у вас много, времени, как вам кажется, тоже. Играйте себе спокойно. А я приду... когда будет срок. И вы все станете равны передо мной. И всё, что вы выиграли в этой жизни, останется здесь - а вы пойдёте за мной. Потому что Смерть уравнивает бедных и богатых, достигших в этой жизни всего - и оставшихся беззвестными букашками на полотне истории. Потому что Смерть отбирает игрушки и оставляет вашу душу в пустой комнате, лицом к лицу с Богом. Что вы сделали, чтобы выйти из этой комнаты? Что вы сделали, чтобы смочь смотреть в глаза своему Отцу?

Скелет берёт за шкирку и тащит прочь из созданной нами игры. Катящийся по рельсам игрушечный поезд сходит с рельс, кипы бумаг разлетаются в разные стороны, переваривается брощ, падают со стен иконы в дорогих окладах, а деловой костюм трескается по швам и из него вылетает душа - как она есть.

Играть - это не плохо. Так устроены мы, так устроен наш мир, что без игр мы действительно не можем. Нам скучно иначе.
Опасность заключается в том, чтобы воспринять игру слишком всеьёз. Забыть о том, что на самом деле имеет значение и увлечься хитросплетениями правил. А в каждой из наших игр предостаточно витиеватых и цветистых моментов, увлекающих с головой.
В каком-то смысле очень полезно вспомнить практику из дзен-буддизма, когда человек отстраняется от всего, что в мире, и какое-то время пребывает в состоянии исключительного наблюдения. В этот момент он видит, сколь мелочна большая часть всего, что мы делаем. Деньги - лишь бумажки (а теперь уже и цифры на экранах банкоматов). Слава приходит и уходит, имена теряются в веках. Минуты бегут, дни пролетают, и всё, что мы делаем - это всего лишь улучшенная версия игры под названием "весёлые охотники и собиратели". Всё это - лишь для того, чтобы прокормиться и обрести крышу над головой. Чем мы при этом будем кормиться - хлебом или хлебом с чёрной икрой на Мальдивах - уже следующий вопрос. В конечном счёте всё это лишь преходящие награды за прилежную игру.

И на этом месте мы прощаемся с буддистскими практиками. Потому что наблюдать мало. Мы созданы творцами, а значит, нас всегда толкает на подвиги - нам надо что-то делать с имеющимися у нас знаниями и умениями. Что же теперь предпринять? Перестать играть совсем? Но это равносильно тому, чтобы перестать жить! Ведь даже уход в монастырь - это игра со своими правилами, ритуалами и атрибутикой, развивавшимися на протяжении многих веков.

Для себя я нашла ответ.
Не нужно переставать играть. Наша жизнь, в конце концов, дана нам не только для великого Смысла, но и для счастья, радости от простых мелочей и интересных нам игр. Просто каждый раз, когда станет казаться, что эти правила важны жизненно, что самым главным в мироздании является вот эта последовательность действий, совершаемая для добычи еды...
Тогда я вспоминаю, что на самом деле мы в пустой комнате. Я и Бог. Тускнеют и постепенно пропадают разбросанные повсюду игрушки. Я стою, потупившись и не решаясь на Него взглянуть. Но даже темечком чувствую Его улыбку.
- Ты, главное, не обижай людей. И себя не обижай. Пожалуйста.
А на Его ногах следы от гвоздей. И как-то понимаешь, что кто-то в своё время заигрался. За всеми своими правилами бывает так трудно разглядеть, что на самом деле важен только Бог.

Мелькают дни. Год за годом я открываю новые и новые горизонты.
Но цель моей игры - быть Божьей. Остаться в Его руках.
Что бы я ни делала.
Во что бы ни играла.

Neděle, пост, religing

Previous post Next post
Up