Назавтра была Страстная

Apr 17, 2011 23:23

Давным-давно, а если быть точным, четыре года назад, одна девочка поступила на факультет с гордым названием "Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере". С первых же занятий её поражало: зачем такие простые, понятные и очевидные вещи нужно описывать так сложно? Зачем все эти формулы, все эти закрученности, введения кучи дополнительных понятий - ведь все так просто! А потом девочка повзрослела. И начала сама говорить сложным, заумным языком. Только о другом, гораздо более важном: о смысле жизни, о людях, о Боге. Она и сама не заметила, как так получилось, что вещи, проще которых быть не может, стали обрастать образами и метафорами. А метафоры и образы начали манипулировать восприятием девочки.
Девочка разучилась говорить просто и ясно. А может, никогда и не умела.
Поэтому даже о самом главном: о таинстве нашего спасения - девочка пишет метафорично.
Правда, с любовью.



Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его
перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что,
возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
Ин 13:1

«Отдай их мне, - потребовал он, - они мои!»
«Нет, мои!» - грозно сказал Иисус, шагнул вперед и
крестом раскинул руки, защищая от Атера копошившихся
за его спиной существ...
Раскинутыми крестом руками, собой прикрывал их Иисус
от законного воздаяния, от справедливого наказания.
la_cruz

Назавтра была Страстная
Когда христиане говорят: "Бог спас нас от смерти", - они имеют в виду смерть не телесную, но духовную. Что же такое духовная смерть? Что есть ад? Есть ли это уроки кулинарии для падших ангелов, баня с пауками или же банальное атеистическое небытие?
Отцы Церкви говорят, что быть с Богом - вечная жизнь, а не быть с Богом - вечная смерть. Вечная. Это не значит, что когда есть она, нет тебя, как популярно сейчас стало считать. Это не значит, что тебя будут вечно жарить на сковороде, потому что, ну скажите, какой прок в бесконечной готовке? Ваши косточки будут обглоданы не чертями, а червями. Из всего вышеперечисленного баня с пауками выглядит правдоподобнее всего. Только вот пауки там будут не живые, да и баня не такая уж деревянно-обыкновенная.
Всё гораздо интереснее.

Человек имеет начало в Боге, следовательно, он бесконечен и вечен.
Зло имеет начало не в Боге, следовательно, оно конечно и временно.
Что же получается? Бесконечную человеческую душу зло может разъедать бесконечно долго. Вот и выходит, что смерть - вечная. Для праведников времени не будет, а грешники будут мучаться "день и ночь", их будет поедать их собственная пустота, порождённая нехваткой души. Говоря языком христианства, их будут мучить их нераскаянные грехи, всё больше и больше разрушая душу невозможностью от них избавиться, постоянным ощущением того, что этот грех - неотделимая от них часть. А это мучительно. Вспомните какой-нибудь момент из своей жизни, когда вы понимали, что делаете что-то не то, что-то неправильное, причем совсем неправильное, может, обижаете своих родных, любимых людей. И вам ужасно противно и больно - а остановиться вы просто _не_можете_. И забыть это потом долго не можете. И это здесь, в мире, где все ещё не так плохо, где можно все исправить. А каково же будет там, где невозможно забыть ни одного греха, где всё зло собственной души всё время видно и чувствуется незаживающей раной?
Именно поэтому смерть - это бесконечные муки. Когда ты хочешь все изменить, когда ты понимаешь, как больно ты сделал - и делаешь! - всем тем, кто тебя любит и кого любишь ты, - но изменить не можешь ничего, потому что _поздно_. Вот он, ужас. Вот она, смерть.

Есть, правда, маленькая деталь. Там зло может разъедать душу только в том случае, если здесь душа оказалась прорванной. Значит, избежать смерти можно, сохранив целостность? Как же это сделать?
Человекам это невозможно, Богу же всё возможно. Мф 19:26
Только Он может вылечить душу человека от "нехватки души". (Между прочим, предлагаю поразмышлять на этом фоне о том, для чего нужно Причастие)
Да, Он может вылечить раны, которые мы наносим сами себе ежедневно, при условии, что мы эти раны видим, хотим избавиться от них и просим Его об этом.
Но праведники были и до пришествия Христа. Пророки, цари, священники и самые обычные люди, соблюдавшие Закон, данный Моисеем, побуквенно, пошагово, не рушившие себя, пытающиеся сохранить целостность во имя Бога. Почему же за гранью земного бытия их могло ожидать в лучшем случае ложе Авраамово, о котором говорит Иисус в притче о бедном Лазаре*? Получается, что всё несколько сложнее. Что не достаточно было просто желания человека не калечить себя и не умирать.
Получается, смерть мог окончательно вылечить только Он и только так.

Бог создал людей, зная, что они отпадут. У святых отцов есть такое толкование первых глав Бытия. Бог-Отец сказал Богу-Сыну: создадим людей. И Сын ответил: так, Отче. Но они падут, и Тебе придется умереть за них на кресте, - сказал Отец. И Сын ответил: да будет так.
Он заранее знал, что мы натворим. Заранее знал, что Ему придется умереть. И всё-таки создал нас - чтобы любить.
Человек, как Бог и предвидел, умудрился пасть. И, удалившись от Бога, он создал преграду между Им и собой: преграду в своей душе. Если до этого дух человека и Дух Божий были неразделимы, то теперь между ними зияла пропасть - и не важно, что эта пропасть могла быть узкой трещиной. Это была непроницаемая преграда. Пустота, которую Адам и Ева впустили в свои души, изолировала их от Творца, лишила того воздуха, который давал жизнь и жизнь с избытком**. Особенно сильно начинаешь понимать масштабы трагедии и перестаешь понимать образы, когда осознаешь, что пустота может появиться только там, где Бог отвергнут: в душе человека. Пустота не может быть вовне. Значит, и раскол произошёл в душе. И пропасть появилась там же. С веками она ширилась, люди не просто откололись от Бога, они продолжали грешить, тем самым разрушая себя всё больше и больше. Свобода, данная людям, - аксиома изначально, поэтому с той стороны пропасть преодолеть было невозможно. Да, конечно, если бы Бог хотел нарушить человеческую свободу, можно было бы... Но мы - свободны. А потому спасти нас можно было только с нашей стороны пропасти.
Когда Иисус говорит Фоме: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня"***, - Он имеет в виду именно это, практически без всяких притч и метафор.

Тугим лучом света Он перекидывает мост через пропасть - с нашей стороны. Доброй волей Человека Он разрывает изоляцию людей. После смерти нет иного пути, кроме как к Богу - но можно не дойти, а завязнуть в расщелине под тяжестью своих грехов. У Иисуса грехов не было. Именно поэтому Он способен идти через ад, прокладывая Путь нам. Пусть узкий - но по нему можно пройти. Пусть дверь размером с игольное ухо - но она в вечную жизнь.

И главное даже не в том, что по этому пути взлетели сотни и тысячи праведников, которых Отец привлёк к воскресению****. Христос идёт не просто на смерть. Распятие - казнь для рабов. "Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву - страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход - надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна - это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов." (Андрей Кураев "Школьное богословие")

Зачем?! Господи, зачем такие мучения - Тебе? Ну если нужно было умереть, почему нельзя было избрать что-нибудь другое, не такое мучительное и рабское?..
Нельзя, - приходит ответ. - Потому что Я должен вывести всех - даже из самых глубин, даже из самых жестоких пыток, даже из самой страшной рабской казни. Всех.
Именно из глубин, из самой непроглядной тьмы, которую только были способны создать люди - в Свет. Ибо Свет во тьме светит, и тьма не объяла его.*****

Да, сонмы праведников устремились по мосту истинного пусти на Свет. Но это действительно не главное. Главное, что у Бога появилась свобода кинуться по этому мосту навстречу любому человеку, попавшему в пространство между жизнью и вечной жизнью, вдруг понявшему всю фальшь своей земной биографии и возопившему едва слышным охрипшим шёпотом: "Спаси!.."
Броситься к нему, оградить от опасности, окружить Любовью, то есть, Собой, вывести из самой жуткой бездны.

Бог умирает для того, чтобы и у Него была свобода. Свобода спасать.

____________________________________________________________
* Лк 16:19-31
**ср. Ин 10:10
*** Ин 14:6
**** ср. Ин 6:44: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день."
***** Ин 1:5

Neděle, religing

Previous post Next post
Up