Вера и сомнения

Apr 10, 2011 21:48

Не так давно мне задали вопрос, бывают ли у меня сомнения в самом главном. "Забавно, - подумала я, - я ведь как раз об этом собиралась писать". Так что, эта статья не только накопившиеся за полгода размышления о моём маловерии, но и ответ на вопрос.
Правда, в свою компанию по маловерию я беру ни много ни мало Иоанна Крестителя.


Вера и сомнения

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него
и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати:
не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему:
Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Ин 7:66-69

Не слова даже тогда поразили, это было что-то другое,
но поразило остро - в самое сердце. Хотя не было бы слов,
не было бы этого чувства... наверно.
Или оно и правда пригрезилось?
Или он и правда убедил сам себя?
Воспоминания Нафанаила. Танцующий Бог.

Есть в Евангелии от Матфея удивительный рассказ об Иоанне Крестителе - усомнившемся.

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Мф 11:2-6

На первый взгляд эта история выглядит более чем привычно и понятно. Я поначалу вообще пропускала её мимо ушей, считая малоинформативной. Иоанн решил уточнить, ну и что из этого? Он в темнице, кругом все ученики ненавязчиво интересуются, скоро ли уже Мессия придет. Ну вот и послал их к Кандидату в Мессии, уточнить. Мы-то уже знаем, что Иисус был Тем самым, которого ждали. Зачем нам ещё раз рассказывать о том, как в этом сомневались Его современники?

Но это только на первый взгляд. Иллюзия растаяла, как только я взглянула на историю глазами не "православного со стажем", а Его современника.

Иоанн был родственником Иисуса. Детьми они каждый год вместе ходили на праздник в Иерусалим, наверняка вместе играли. Иоанн был всего на шесть месяцев старше, почти ровесником. А потом... потом умерли родители Иоанна, они ведь уже и так были в преклонных летах. Думаю, что именно вскоре после этого последний пророк ушёл в пустыню, а потом начал странствовать в окрестностях Иордана, крестя и проповедуя покаяние. Детство начало забываться, Иоанн изо дня в день ждал только одного: прихода Того, кто был прежде него, и потому готового стать впереди него.
Иоанн, брошенный в темницу, вспоминает, как он крестил на Иордане своего Родственника, вспоминает знамение и холодеет при мысли: а вдруг ему показалось? Он так долго ждал... Вдруг он выдал желаемое за действительное?
Ему тяжело. Он знает, что Ирод не выпустит его живым из темницы. Он слишком хорошо вспомнил детство - и слишком мало доверяет своим воспоминаниям о том крещении, ради которого было всё остальное. Он ни разу, похоже, не видел Иисуса после Его сорокадневного поста. И он действительно уже ни в чем не уверен.

Иоанн посылает своих учеников к Иисусу с одним очень простым вопросом: "Я ошибся или нет?" Это крик отчаяния, это стон изнемогающего от себя самого человека, желающего убедиться в том, что он не ошибается в самом главном.
И ответ приходит. Ясный и простой: "Я учил узнавать по плодам. Плоды тебе известны".
Как же этот ответ известен всем христианам! Как же хочется порой, чтобы молния с неба, чтобы явление ангела, чтобы знать наверняка!..
Но Он учит судить по плодам. "Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют". Зачем Он прибавляет: "Блажен, кто не соблазнится о Мне"?

Я могу только предположить.
Иоанн не был одним из фарисеев. Он, в общем-то, знал, что Мессия будет не совсем таким, каким Его будут хотеть видеть. Но здесь, в темнице, когда каждый день раскалённым железом жжет мысль: "Когда же это прекратится? Когда настанет Царство Истины?" - практически невозможно не поддаться искушению и не возопить: "Господи, ну когда же Ты пришлёшь избавление?"
Иисус отвечает твёрдо: "Не надейтесь. Не мир пришёл Я принести, но меч. Я исцеляю больных, Я воскрешаю мёртвых, но не ждите от Меня земных благ и побед. Блажен, кто не соблазнится о Мне".

Это ответ не Иоанну. Не только ему. Это ответ нам с вами. Сомневающимся, жалующимся, ищущим побед и похвалы. Вскидывая лицо к небу, мы кричим: "Господи, если бы Ты был..." - и не замечаем, как Он стоит рядом и тихо говорит: "היה"*
Мы требуем: "Дай нам знамение!" А Он отвечает: "Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка" (Мф 12:39)
Мы воем: "Ну мы же не можем быть уверены!" А Он пожимает плечами: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (Лк 14:35)

Можно быть с Ним. Можно не быть. Каждый выбирает для себя. И Он не хочет нарушать эту свободу откровенными доказательствами. "Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят**" - Он же это прекрасно знает!

С сомнениями бороться бесполезно. Можно выстраивать длинные логические цепочки доказательств, доказывать и всё равно сомневаться. Можно слушать рассказы тех, кто видел Его своими глазами и всё равно сомневаться. А можно просто довериться.
И вот тогда-то словно пелена с глаз падает. Понимаешь, что ждать больше никого не надо.
И можешь повторить вслед за Петром: "Ты Христос, Сын Бога Живого".

________________
*היה - "Я был тем, кем хотел быть, Я есмь тот, кем хочу быть и Я буду тем, кем захочу быть", "Аз есмь" (ивр.) Исх 3:14
** (Лк 16:31)

Картинка не очень соответствует теме статьи, но в свое время забыла выложить её в тему про Апокалипсис))

mia scrittura, Neděle, religing

Previous post Next post
Up