Ну что ж. Пост перевалил за середину, значит, пора писать о действительно важном.
Идея этой статьи родилась у меня ещё в январе, но я специально оставляла её на потом. Она маленькая, так сказать, коротко о главном =)
Верный в малом и во многом верен, а неверный
в малом неверен и во многом.
Лк 16:10
В малом ты был верен, над многим тебя поставлю;
войди в радость господина твоего.
Мф 25:21
В городе Праге есть удивительный по красоте мост: Карлов мост. Особенно он прекрасен вечером, когда стемнеет и зажгутся газовые фонари. Старые камни под ногами, шпили собора Девы Марии вдали, статуи, свысока глядящие на прохожих.
Одна статуя стоит как бы особняком. Она медная, позеленевшая от времени. Это первая статуя на Карловом мосту, помимо Распятья. Это статуя удивительного человека: Яна Непомуцкого.
Он родился в середине XIV века в Чехии. Будучи исповедником королевы, Ян знал много такого, чего хотел бы выпытать из него король, Вацлав IV. Однажды любознательность короля перешла всякие границы. В тот день королева задержалась на исповеди особенно долго, и король ворвался к Яну с весьма деликатным вопросом: в чем каялась королева? Подозревая измену, Вацлав любопытствовал довольно долго, применяя все возможные средства. Но даже под страшными пытками Ян отказался выдавать тайну исповеди. Поняв, что всё бесполезно, король приказал бросить священника во Влтаву с Карлова моста, что и было исполнено...
На следующий день тело мученика было найдено рыбаками. Над головой Яна сиял нимб из пяти звёзд.
Историю мученической смерти Яна Непомуцкого рассказывала нам экскурсовод, скучно показывая на статую рукой. Точно таким же тоном она говорила про строительство самого моста, про историю возникновения Праги и про организационные вопросы.
Но у меня мурашки бежали по коже, когда я слышала эти слова о потрясающей и простой верности.
Каждый из нас чему-то верен. Кто-то верен детским мечтам, кто-то - традициям, кто-то супругу, а кто-то - самому себе. Изменить своим принципам - оказаться неверным. Никакой этики, исключительная логика. Но чем выше планка, тем легче сорваться. Можно взять за образец идеального Выбегалловского потребителя, а можно - Бога. Первому быть верным проще; чтобы быть верным второму, нужно иметь неслабую мотивацию.
Ян Непомуцкий поражает своей нечеловеческой верностью. И дело тут не в королеве и её изменах мужу, если таковые и были. Дело в простой заповеди: тайну исповеди выдавать нельзя. Это даже не заповедь Христа. Это заповедь Его Церкви, о которой Иисус сказал: "Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф 18:17). И каким же смирением надо обладать, чтобы без колебаний отвергнуть себя ради верности Ему! Всего пара слов - и Яна бы отпустили, возможно, наградили бы даже, оставили служить при дворе... Всего пара простых слов: ну разве это так важно? Разве король не узнает окольными путями, даже если исповедник не сломится? Королева всё равно пострадает, так зачем же страдать и священнику?..
Но тайна исповеди на то и тайна. Ты священник и тебе дана милость - несказанная милость! - отпускать именем Господа грехи. Так уж изволь забыть всё то, что Бог обещал не помнить. И не важно, исповедались ли тебе в убийстве или в обжорстве - это уже не является грехом исповедавшегося, он в этом уже не виновен. А значит - ты не имеешь права об этом говорить.
Верность в малом рождает святость. Изменивший в малом изменит и во многом. Именно поэтому так поражают истории о тех, кто был готов умереть за такую малость - сохранив верность большему.
В православии почитается один из английских королей, король Альфред, живший во второй половине IX века. Этот человек сделал колоссально много для Англии. Но история из его жизни, особенно зацепившая меня, тоже касается вопроса верности.
Однажды его захватили в плен язычники (Англия тогда была христианской, а вот те, кто совершал на неё набеги - нет). Они выдвинули требование к англичанам: либо вы будете платить нам дань, либо мы убьем вашего короля. Вдогонку полетела весть от Альфреда: не соглашайтесь на дань, лучше я умру, чем заставлю свой и без того голодный и измученный войной народ отдавать последние крохи за свою жизнь...
История о каждом мученике - это история о верности. Начиная со святого Стефана и вплоть до умершей ровно месяц назад Алины Милан - все отказались сохранить свою жизнь "всего лишь отрёкшись от Христа".
И в течение долгих веков люди умирали за такие мелочи.
И понять это могут только те, кто совершенно точно знает, что верности в большом без верности в малом - не бывает.