Россия собирается ратифицировать Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. При этом надо понимать, что чем больше мы примем различных европейских конвенций, тем в большей степени наше законодательство будет обусловлено европейской законодательной и законоприменительной практикой. На каком-то этапе количество всегда переходит в качество. Если отдельную конвенцию ещё можно рассматривать как чужеродный элемент, кое-где согласующийся, а кое-где нет с нашими реалиями, то последовательный ряд конвенций неизбежно создаёт некий контекст, в соответствии с которым начинает перестраиваться сами реалии. Одна конвенция поддерживает другую - хотя бы за счет единой терминологии, за которой стоит некий образ мыслей. Именно этот образ мыслей и должны мы в итоге усвоить, - вот подлинная цель международных документов. Не только и не столько согласование взаимодействия стран-подписантов, сколько распространение на эти страны единого смыслового поля.
Поэтому важно понимать, какие именно смыслы несёт нам данная Конвенция, в каком семантическом пространстве в Европе принято говорить о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. А там сексуальное насилие - это злоупотребление в области детской сексуальности. То есть базовым горизонтом проблемы является понимание детской сексуальности как всеобщей и общепризнанной данности, а дальше могут быть законные (т.е. правильные) реализации данной сексуальности и - противозаконные (эксплуатация и насилие). Оторвать то, с чем призывает бороться Конвенция, от базового горизонта - детской сексуальности - попросту невозможно: это единый комплекс смыслов.
Для Европы естественно включить блок информации по сексуальному насилию в программу полового (сексуального) воспитания. С точки зрения идеологов сексуального просвещения ребёнок это - самостоятельная личность, и как таковая должен быть информирован, в каком случае дозволенное в сфере сексуальности превращается в недозволенное, или, иными словами, когда нарушаются его сексуальные права. Ратифицируя конвенцию, мы соглашаемся с подобным подходом, а поскольку у нас пока ребенок ничего не знает о своих сексуальных правах, мы будем должны, прежде всего, поведать о них ребенку. То есть Конвенция самым прямым образом предусматривает введение сексуального образования. Взаимосвязь решения задачи по защите детей от сексуального насилия и полового воспитания задана 6-й статьёй документа («Просвещение детей»).
Читать далее >>