Всем привет! Меня зовут Ника, живу в Москве. Я 10 лет работала пиарщиком, и мой мозг был на грани разрушения, поэтому я самовольно ушла на пенсию методом дауншифтинга и теперь занимаюсь искусством и всякими приятными делами :)
Эту осень я провела в Непале, работая волонтером в обычной деревенской школе - преподавала английский язык детям от 10 до 16 лет. Идея стать волонтером пришла ко мне неожиданно, как способ окончательно залечить пошатнувшуюся от сумасшедшей московской жизни психику)) Организовать такую поездку оказалось удивительно просто, я даже пожалела, что не сообрализа заняться этим раньше!
Итак, хочу показать вам обычный рабочий день 28 сентября, пятницу - фотографии подготовила давно, но публикую только теперь, из Москвы, так как в деревне Санкху, где я жила, с интернетом, мягко говоря, не очень :))
1. Небольшая предыстория: большинство волонтеров селят в обычные непальские семьи, так случилось и с нами. Работала я 6 дней в неделю, выходной - суббота (да-да, непальские дети учатся в воскресенье). Вся жизнь в семье подчиняется строгому расписанию, как в армии: утренний чай в 8 утра, завтрак - в 10, еще один чай в 4 дня и ужин в 8. Никаких излишеств в виде обеда не предусмотрено :) Просыпались мы рано, но до 8 утра делать было совершенно нечего, поэтому валяюсь до 7.30, после чего все-таки выползаю из кровати и фоткаю телефон.
2. А вот комната волонтера - в ней только кровать и два окна, больше мебели никакой не было. Вещи хранились в чемодане на полу, а кровать пришлось закрыть маскитной сеткой - она защищала от всяких жуков и тараканов, которые выползают изо всех углов с приходом темноты :)
3. Пока собиралась-умывалась, пришло время пить утренний чай. К нему обычно прилагались печеньки, в счастливые дни - пончик! Чай непальцы пьют особенный, молочный - но это не просто заварка с добавлением молока, а какой-то странный напиток, который варится вместе с сахаром и специями. Дома мне повторить его аромат так и не удалось(
4. А вот и кухня, на которой готовят и едят все жители нашего дома, а в нем было аж три семьи. В первый же день нам сказали, что трогать на кухне ничего нельзя, а после еды надо мыть за собой посуду, но не в этой VIP-раковине, а на улице.
5. Кухня была расположена на 4 этаже, после чая возвращаюсь на 2-ой в комнату. А вот и наша дверь.
6. Оборачиваюсь - а за мной следят! Знакомьтесь - Пинджу и Шаги, наши соседи, тоже волонтеры - на добровольных началах доедают еду за всем домом :))
7-8. Каюсь - все оставшееся время забывала фотографировать часы. Сейчас около 8.10, завтрак только в 10, делать особо нечего. Решила сфотографировать виды из наших окон.
9. Обычно во время до завтрака мы готовились к урокам, придумывали детям задания и игры, искали дополнительные материалы и тп. Еще я старалась вести дневник, чтобы ни о чем не забыть. Вот и сегодня села описать приключения последних нескольких дней.
10. Первое время было сложновато привыкнуть к новому графику питания - есть два раза в день, но очень плотно. Но постепенно желудок перестроился, и к 10 утра у нас, как у собак Павлова, начинал вырабатываться желудочный сок. Заветный стук в дверь со словами "Luke, Nika, rice" - и мы мчимся наверх с энтузиазмом наркоманов, потому что уже впали в зависимость от далбата - единственного блюда, которым нас кормили дважды в день каждый день. Дал по-непальски - это суп из чечевицы, а бат - рис. Разнообразие было только в добавках - иногда карри из картошки, иногда вареный шпинат, пару раз нам даже дали несколько кусочков мяса! :)
11. А пока мы кушали, рядом с нами всегда сидела "мама" - это она готовила нам каждый день самый вкусный в мире далбат, и как только замечала, что наши тарелки пустеют, обязательно подкладывала добавки, которая часто была даже больше, чем первая порция :))
12. Как и положено, мою за собой посуду под шлангом на крыше рядом с кухней.
13-14. А виды около шланга, между прочим, тоже не барахло))
15. Спускаемся обратно в комнату после завтрака, вернее скатываемся, потому что объелись по-страшному. По дороге замечаю, что коллеги-волонтеры доигрались и были заперты "в нумерах".
16. Печальное наблюдение - в Непале практически не существует системы уборки мусора, поэтому в нашем доме прямо под окном свалка - время от времени кучу поджигают, но все, что не сгорело, так и продолжает валяться... Сфотографировала из нашего окна - хорошо, что живем на втором, на первом бы воняло..
17-18. Ну раз уж речь зашла о самобытных особенностях нашего быта, решила сфотографировать и нашу систему освещения - на случай наличия и отсутствия электричества (ежедневно во всей долине Катманду на несколько часов отключается электроэнергия, так страна экономит резервы).
19. Время 10.45, пора идти на работу. Уроки у нас начинались в 11.00 - мы преподавали в младшей школе, в ней дети учатся с 11 утра до 4 дня, а раннее утро здание школы занимают старшеклассники - с 6 до 11 утра здесь учатся 8, 9 и 10 классы. А пока фотографирую дом, в котором мы живем.
20. По дороге в школу проходим мимо ворот, ведущих на центральную улочку Санкху - деревеньки в долине Катманду, в которой мы живем и работаем.
21. А вот и наша любимая школа - кирпичное двухэтажное здание, а по периметру еще одноэтажные постройки с классами для малышей и детская площадка. Помимо детей, которые здесь учатся 6 дней в неделю, на территории школы также проживает козленок, собака и курица с тремя цыплятами.
22. Первый урок с 3 классом - отмечаю присутствующих в журнале. Здесь какая-то странная система учета учеников - не как у нас, на каждом уроке, а только по утрам. Цветочки мне принесли девочки - они каждый день баловали меня всякими приятными подарочками: то фруктами угостят, то рисунок нарисуют, то цветами с головы до ног осыпят! Очень я их полюбила, своих третиклашек!
23-25. По пятницам мы чаще всего ничего серьезного не делали, а просто играли или придумывали всякие развлечения. Сегодня я весь день буду фотографировать. Фотоаппарат произвел на ребят волшебное впечатление - весь урок они с удовольствием позировали и кривлялись перед камерой, ведь большинство из них фотографировали впервые в жизни.
26. Одна из девочек нарисовала мой портрет :))
27-29. Следующий урок в пятом классе. Люк увел мальчиков играть в футбол, а я решила поснимать девочек. Реакция на фотоаппарат точно такая же, как в 3 классе!)))
30. На переменке выходим на улицу играть вместе с остальными ребятами. Фото на память :)
31-32. Подбегают мальчики, выпрашивают у меня фотоаппарат на пару минут и исчезают в неизвестном направлении. Просматриваю потом фотки, нахожу много интересных портретов))
33-34. Есть и парочка действительно классных пейзажей! Молодцы, ребята)))
35. Не остался незамеченным и учитель математики))
36. Остаток дня все играют в традиционную непальскую игру, правила которой так и остались для меня загадкой!
37-39. Девочки из 6 и 7 классов просят и их тоже пофотографировать. В итоге за этот день я сделала около 500 фоток)))
40. Рабочий день подходит к концу, мы возвращаемся домой - начинаются наши недолгие выходные! Решаем ехать в Катманду и провести вечер пятницы и субботу там, а в воскресенье утром вернуться обратно в Санкху прямо к завтраку. По дороге домой проходим мимо еще одной школы - детей сажают в автобус, чтобы развести по домам.
41. Еще одна встреча - на дороге сидит огромный кузнечик!
42. Заходим домой, собираем вещи и идем на автобусную станцию - до центра Катманду всего 20 км, но на автобусе ехать полтора-два часа. Связано это с тем, что местные автобусы разваливаются, а дороги в Непале еще хуже, чем у нас))
43. Водитель автобуса задумался о чем-то, и я его тайком фотографирую.
44. Едем медленно, я слушаю плеер и снимаю виды из окна. По дороге проезжаем миллион разных школ, вот одна из них.
45-46. Контраст между нашей деревней и Катманду огромный - за полтора часа пейзажи за окном меняются кардинально!
47-50. Вот несколько типичных видов города, которые мелькают за окном...
51-52. Альтернатива автобусам - рикши и маршрутки)))
53. Забрасываем вещи в отель, который я забываю сфотографировать. Перед ужином идем в офис нашей благотворительной организации, чтобы заплатить ежемесячный взнос волонтера за жилье и питание - 100 евро. Вообще большинство волонтерских проектов совершенно бесплатны, нужно только самостоятельно купить авиабилеты. Но наша программа долгосрочная, и с нас берут небольшой взнос, потому что семье совершенно не на что нас кормить, да и офис фонда тоже нужно как-то содержать - короче, Непал настолько нищая страна, что они просто не могут взять на себя ни капли из тех затрат, которые уходят на наше присутствие в стране и работу. Я считаю, что это более чем вменяемая сумма и с радостью плачу ее Сударсану - одному из двух организаторов и работников фонда по работе с волонтерами Friendship Foundation Nepal, через которую мы приехали.
54-56. Ищем, где поужинать. В Тамеле - туристическом центре Катманду - полно прекрасных ресторанчиков, где можно очень вкусно поесть) По дороге фотографирую уличные сценки))
57. Забегаем в магазин игрушек, чтобы купить прыгалки и ракетки для бадминтона для девочек нашей школы, чтобы им было чем заняться на улице, пока мальчишки играют в футбол.
58. Проходим мимо аптеки, за главного - Пес Барбос))
59-60. Выбираем новое кафе, в котором еще не были. Оооочень вкусно))
61. Возвращаемся домой после ужина, электричества нет, а лампочки от солнечных батарей в нашем номере нет( За окном темнеет, а значит прийдется опять читать с фонариком и рано ложиться спать))
62. Ну все, непальский день можно считать оконченным, тем более что по деревенскому расписанию мы тоже частенько засыпали так же рано, объевшись в очередной раз любимого далбата))
Вот как-то так)) Спасибо за внимание))
Намасте!