Меня зовут Саша, я программист, последние шесть лет живу в Мюнхене. Четыре года назад я постил здесь один свой
рабочий день. Работа с тех пор у меня не изменилась - 80% времени я провожу в офисе, вожусь с процессорами, которые поступят в продажу через полгода-год. Фотографовать это нельзя, и день получается не для формата сообщества. 15% времени я провожу у клиентов, и там фотографам тоже не рады. Оставшеся пять процентов - выставки, конференции и мероприятия для программистов, например, хакатоны. Я обычно стесняюсь фотографировать людей без спроса, но на хакатоне все всех фотографируют, так что, наверное, можно.
28 марта 2015 года, в субботу, я работал главным технарем в команде организаторов хакатона. Что это такое - объясню в посте. Меня пригласили съездить на выходные в Бухарест, потому, что в 2014 году я был архитектором одного продукта, связанного с темой встречи. Под катом еще двадцать семь фотографий. В основном они сделаны моим телефоном, но несколько я взял у профи, которые снимали нормальными камерами и более прямыми руками.
Поздно вечером накануне я прилетел в Бухарест, сел в автобус в аэропорту и доехал до отеля. Треть статьи о Бухаресте в викитрэвел описывает, какие страшные в там таксисты, так что я решил не рисковать.
1. 5.05. Проснулся. Сразу же, прямо с кровати, сфотографировал зеркало и свою старую, потертую рабочую машинку - ультрабук одной из ранних серий.
Потом подумал - что-то еще рано, будильник заведен на 6.10, надо еще поспать. Но как-то все не выходило. Дома с женой остался десятимисячный сын, который сломал нам обоим ритмы сна.
2. 6.15. Встал окончательно, открыл окно. Оказалось, что с одинадцатого этажа хорошо виден город.
Погода не очень - дождь, холод. Поехал на двадцать второй этаж,чтобы 40 минут поплавать в бассейне. Я всегда беру с собой очки и плавки в командировки.
3. 7.02. Вылез из бассейна, рядом расположено джакузи с видом на город с 22 этажа.
К сожалению, времени в обрез, пора на завтрак. С коллегой договорился встретиться в 8.00 в лобби отеля.
4. 7.04. Еду на лифте, чтобы переодеться, и сразу на завтрак.
Еда в таких отелях по утрам одинаковая, к тому же, еду я обычно не фотографирую. Очень не спеша поел. Особенно повару удался мед, который я взял к чаю.
5. 8.03 Опаздываем. Но до месты проведения хакатона всего лишь 100 метров от отеля. Пытаюсь фотографировать одну из главных улиц Бухареста.
Выглядит уныло, еще и дождь. Коллега когда-то училась в Бухаресте, и сказала мне, что лет пять назад дома на главной улице выглядели посвежее.
6. 8.04. Какая-то антикварная Дача припаркована напротив здания, в которое я направляюсь.
7. 8.09. Внутри пусто.
Кроме нескольких местных организаторов никого нет. Я со всеми поздоровался, проверил, что все железо для участников на месте, и стал изучать помещения.
8. 8.10. Самое главное - нашел место, где будут давать еду.
По опыту, при этом образуется бардак. Но пока все чистенько, холодильник и шкафы ломятся от продуктов.
9. 9.06. Часть железа готова для раздачи, программистка Иоана из команды местных организаторов размышляет о чем-то хорошем.
10. 9.32. Жена прислала на телефон свежеснятую фотографию сына.
Когда я в командировке, она присылает мне по фотографии каждый день.
11. 9.56 Делать пока нечего, сплю.
К счастью, все готово для работы заранее, а начало только в полдень. К тому же это восточная европа, так что еще и опаздают.
12. 9.59 Мое рабочее место.
Все места со столами отдали участникам, а мне остался только угол диванчика - хорошо, что розетка рядом. Еще два часа ждать - так что я успел закончить кусочек кода, который было лень дописывать на работе в пятницу вечером.
13. 12.34 В зале появляются первые участники.
Рассаживаются за столы, многие уже знакомы друг с другом. Большая часть - студенты (от второго курса вплоть до аспирантуры) и недавние выпускники.
14. 14.31. Естественно, график уже сорван. Но экономить время за счет обеда нельзя.
Люди едят бутерброды, сладости, пьют газировки и сок.
15. 14.40. Виновник торжества. План такой - участникам раздадут вот такие крохотные компьютеры, и россыпь маленьких дешевых сенсоров, и они будут соревноваться - кто сделает наиболее интересный проект, используя это железо.
Железка очень маленькая, но это полноценный компьютер. Там внутре у нее двухъядерный процессор, такой же, как в некоторых современных планшетах, ОЗУ, флэш память, wifi и bluetooth и тд. А еще оно считает примерно в 500 раз быстрее, чем первый IBM-совместимый ПК, на котором я программировал в школе в начале 90х - 80286.
16. 14.45 Моя коллега - румынка Ралука организовала это мероприятие, тоже прилетела из Мюнхена вчера. В течение пятнадцати минут она объясняет правила участникам.
План такой: сначала я расскажу о возможностях железа, и как его рекомендуется программировать. Потом участники могут подумать над темами потенциальных проектов, и в течении одной минуты рассказать всем о своей идее. После этого сформируются команды по проектам, и в течении получаса будут работать над презентацией. Потом организаторы поговорят с каждой командой, чтобы выяснить, возможно ли теоретически запрограммировать прототип за 24 часа, и после этого начнется, собственно, хакатон. Слово хакатон образовано от корней "хакер" и "марафон". Исторически, хакерами называли не компьютерных взломщиков, а программистов, которые особенно глубоко понимали особенности железа, которое они программировали. Ну а программировать 24 часа подряд - это, конечно, марафон. Я не очень люблю спортивное программирование (за исключением ICFP) - по мне, слишком оторвано оно от реальных задач. Хакатоны (на любую тему) - гораздо веселее.
17. 15.00 Я полчаса рассказываю о железе и средствах программирования, которые участники могут использовать в своих проектах.
18. 15.20 Выступает Александру. Он профессор компьютерных наук местного университета, основатель стартапа, продукт которого используется как один из инструментов программирования, которые будут использовать участники хакатона.
Оказалось, что некоторые участники когда-то сдавали ему экзамены и зачеты.
19. 15.29 Люди работают над презентациями. Чтобы им лучше думалось, мы дали им все наши железки, кроме основного компьютера.
В зале очень шумно - все со всеми громко спорят по румынски.
20. 16.00. Презентации готовы.
Мы с коллегами подходим к каждому столу, и обсуждаем, можно ли теоретически за сутки сделать что-то кое-как работающее в рамках выбранной темы. Мне понравилось несколько идей - как можно реализовать систему в помощь сотрудникам игровых детских уголков гипермаркетов, система статистики уровня веселья в ночном клубе для диджея и компьютерная мышка в виде браслета.
21. 17.44 Наконец-то мы выдали всем командам самое главное - наш миниатюрный компьютер. Это как психам - бассейн главврач нальет, только когда контингент плавать научится.
Иначе народ просто включил бы компьютеры, и начал бы программировать безо всякого плана, и не зная, что система умеет, а что нет. Компьютер кажется большим, так как он с большой платой, чтобы было удобнее подключать переферию в процессе разработки.
22. 17.48 Настоящие фотографы непрерывно снимают все вокруг. Не знаю, зачем им столько. Наверное, потом все сотрут.
23. 17.57 Молодые участники делают селфи с железом.
Самая горячая пора для меня. Приходится каждому объяснять, почему ничего не работает, и как сделать, чтобы заработало. Одному студенту заодно пришлось объяснить разницу между метрами и децибелами. Потом, когда каждый участник убедится, что первые строчки написанного кода успешно исполняются компьютером, станет легче. Очень обрадовало, что все очень хорошо говорят и понимают по английски. Говорят, что многие их родители также понимают русский.
24. 18.14 Принесли ужин. Обычно я не фотографирую еду, но если она не очень хорошая, то могу сделать исключение.
Это было, конечно, съедобно. Но мне напомнило, как я удивлялся в детстве, что черепашки ниндзя так любят пиццу, а ведь то, что называют пиццой и продают в кулинарии - совсем не пища богов. У участников осталось еще 21 час, чтобы сделать что-то стоящее. Забегая вперед скажу, что больше половины их них сделают нечто, что можно продемонстрировать жюри на следующий день.
25. 20.28 Моим коллегам надоело тусоваться в душной комнате, и в половину восьмого они потащили меня в, по их словам, популярный и хороший суши ресторан. Всего за пять минут поездки на машине, я натерпелся порядочно страху от перестраиваний через много рядов сразу, и узнал, что шпиль экономического университета, мимо которого мы проезжали, упадет, если хотя бы одна девственница получит его диплом.
Я снова сделаю исключение, и сниму еду. Уж очень меня удивили эти суши.
Например, один из видов "суши" - разрезанные пополам крабовые палочки. Большая часть остальных роллов и сашими - очень похоже по исполнению. Некоторые даже политы кетчупом. Но рыба свежая, и на том спасибо. Зато компания подобралась отличная - Ралука (с ней на следующий день мы полетим обратно в Мюнхен), ее коллега из Будапештского офиса и Александру со своими двумя сотрудниками. Ребята обсуждали насыщенное событиями пост-коммунистическое детство в промышленном городке в трансильвании, особенности отношений и акцентов жителей трансильвании, бухареста и Молдавии, венгров, румын и цыган, свои первые компьютеры 90-х и тд. и тп. Несмотря на отсутствие спиртного, смех не умолкал. Потом еще оказалось, что счет круглый - 0x100 лей ровно.
26. 21.27 Меня подбросили до отеля. На этот раз я был умнее, и поехал в другой машине, с более аккуратным водителем. Ночью будет перевод часов назад, поэтому спать надо ложиться пораньше.
Фотографирую с кровати, думал, последняя фотография.
27. 21.35 Но заметил на столе интересный документ - про тайны дворца, построенного Чаушеску, как там написано, "в наитемнейшие времена его коммунистического режима".
Не мог не сфотографировать, и мгновенно заснул.