Один день поискового отряда подо Ржевом

Sep 04, 2014 09:06

Существуют поисковые отряды, занимающиеся розыском и захоронением останков павших во время ВОВ воинов. Ведь ни для кого не секрет, что по разным причинам дикое количество бойцов и командиров Красной Армии не удалось нормально похоронить во время той войны, и до сих пор останки героев гоняют туда-сюда тракторами. Они лежат под канализацией в сельских домах, под кучами мусора в черте города, под тропинками в городских парках, их сапоги и поныне торчат перед заплывшими немецкими пулеметными гнездами.

Кроме того, что все павшие воины должны быть похоронены, важным элементом в поиске погибших является процесс патриотического воспитания молодежи, а также работа с трудными подростками.
Я с детства езжу в поисковые экспедиции. Решил описать один будничный день отряда. Работы проводились в Зубцовском и Ржевском районах Тверской области - 21 августа этого года.





8.02 - проснулся утром в палатке от неистовых криков юного дневального «П-о-о-о-о-д-ёёё-м!». Ночью я не замерз, несмотря на наличие у меня весьма холодного «белорусского» спальника. Потому как  шел дождь, а когда ночью в августе дождь - значит, будет тепло и не замерзнешь даже в худом спальнике.



Попросил себя сфотографировать, вот он я:



8.15 - Вот так выглядит наш лагерь. Над столом натянут полиэтиленовый тент, конструкцией которого очень гордится Сергей Николаевич (это командир нашего отряда) . Под ним порой укрываются от непогоды до 50 человек!



Подошел к костровому. Дневальные уже приготовили чай и завтрак.
И стар и млад потянулись с кружками за чаем.





Справа на фото ( с бородой на стульчике)  командир нашего отряда Щеринин Сергей Николаевич. Он -  старшина-сапер в отставке, ветеран-инвалид афганской войны. Кавалер ордена Красной Звезды, медали "За боевые заслуги". У него за плечами два тяжелых ранения. Педагог высшей категории и сотрудник московской городской станции юных туристов ( МосГорСЮТур). Он нас в детстве собрал практически на улице, отмыл и стал готовить к тяготам и лишениям будущей жизни! Действительно выдающийся педагог не раздумывая может огреть поленом, старшина же , результат его работы и дисциплины очевиден, ни одного несчастного случая, ни одного эксцесса с боеприпасами времен ВОВ.



8.25 - завтрак. На завтрак была каша. Дети же должны есть утром кашу!





9.45 - Завтра будет захоронение. Нужно к нему готовиться. Сперва мы поехали в центр сельского поселения, деревню Щеколдино, забирать останки. Здесь для останков бойцов Красной Армии местные власти великодушно выделили большой сарай. В нем складируются останки до момента захоронения (раньше их складывали во временных захоронениях, что было крайне неудобно, да и гробы потом неподъемные из-за влаги, которой напитываются останки). Захоронение обычно проходит раз в год на годовщину освобождения г. Зубцов - 23 августа.



10.05 - Приехали на место завтрашнего захоронения в д. Веригино. Сюда уже привезли гробы, мы их разгрузили и началась раскладка останков бойцов по гробам. Наш отряд в этом районе за сезон поднял 46 бойцов, из них 5 именных. Всего в этом году тут должны похоронить 437 человека. Установленных имен и найденных родственников около 200. Это редкость. Так получилось потому, что по просьбе местной администрации некоторые отряды переносили в госпиталь из болота, а в нем бойцы были известны по спискам.
То есть солдат в этом году мы хороним немного.  Раньше мы привозили на захоронение под 500 человек каждый год. Мы тут уже больше 10 лет хороним. Думали, что никогда не кончатся.



На кладбище поговорили с Александром. Он член нашего отряда и сейчас занимается благоустройством и строительством мемориала рядом с захоронением на котором покоятся более 10 тысяч красноармейцев.



Процесс двигается тяжело, строится своими силами без помощи государства. Такой вот народный проект.



10.55 - Вернулись в лагерь. Надо было собраться для поисковых работ, взять щупы и лопаты. Также нужно было проверить точные данные установленных имен и найденных родственников наших пятерых бойцов.

Имена следующие:

Кузнецов Иван Ефимович, 33 года,из Таджикской ССР, сержант пехоты. Родственников пока не нашли.
Цыбиков Тихон из Калужской области, 37 лет, на обороте медальона было написано: «прошу кто найдет меня…»
Васильев Василий Васильевич, 31 год из Пятигорска, Ставропольского края.
Исаев Григорий Владимирович, 30 лет, младший лейтенант, из старшин, кадровый военный, призван из Свердловской области, родственники должны быть в Орловской области, Покровском районе.

Поймал себя на мысли, что мужики в возрасте. Вопреки расхожему мнению, именно мужики 30-40 лет вытянули войну.

Командир отряда проверяет данные.



11.50 - Поехали на урочище Пульниково. Нужно было посмотреть, в каком состоянии установленная нами в начале лета возле памятника танкистам звездочка от танка КВ-1 командира танковой бригады еврея-героя майора Кауфмана, да и продумать, как будем ставить табличку со списками погибших на этих полях экипажей. Их тут в квадрате 6 на 4 километра сгинуло под 150 машин.



Посмотрите, эта звездочка помнит удары от немецкой противотанковой артиллерии.



Обсуждали будем делать гравировку на звездочке или плиту под ней. Решили сделать и то, и то.



В таком составе мы выдвинулись на работы.



12.43 - дальше поехали во Ржев, тут нужно было посмотреть, в каком состоянии бронеколпак, стоявший раньше в черте города. Думали его в музей вытащить. Ну и хотели подрастающему поколению поисковиков показать, что это вообще такое.



К сожалению,  мы опоздали, участки на которых были бронеколпаки, отдали под застройку, два из них исчезли, возможно,были разбиты и использованы под фундаменты. А один, видать, местные жители тащили трактором за амбразуру и рывками техники его совсем разрушили

13.15 - Доехали на поле, на нем в одной из воронок весной нашли колесо от советского броневичка от БА. Не докопали его тогда, потому что было много воды, местами  лед, ну и оставили на все лето. Найти было не так просто... Привязки мы сделать забыли. За лето  выросла трава по грудь и найти в ней малозаметные раскопы не представлялось возможным. Почесали с полчаса поле. Не нашли и решили поехать к другой поисковой группе.



14.00 - Подъехали, ребята проверяли одно из полей прилегающих к деревне Полунино. Следов войны почти не попадалось.



А поработать на самых боевых участках было нельзя - поля еще не убрали. Их в этом году после многолетнего перерыва засеяли (!!!!). Радовало, что на поле работали новенькие и современные отечественные комбайны Акрос завода Ростсельмаш. Когда дойду в хозяйстве до посева зерновых - обязательно куплю себе такой же.



Поехали работать на другой участок фронта. Ехали через Ржев.

Ржев готовился в выборам.



Некоторые дома тут тоже до сих крепко помнят удары нашей артиллерии. К сожалению, так получилось, что оставленный практически без боев город при освобождении практически сровняла с землей наша артиллерия. Тут были городские бои по накалу не уступавшие Сталинградской битве. Это одно из немногих уцелевших зданий.



Мы решили поехать на один из волжских плацдармов. Тут войска Красной Армии смогли потеснить немцев, форсировать реку и зацепиться за клочок волжской земли севернее Ржева. Бои были страшенные, от четырех наших дивизий осталось 300 человек в одном сводном отряде.
Немцы тут тоже хорошо потеряли,  за один день был разбит весь бронетанковый резерв 9-ой армии Моделя. Как-нибудь подробно напишу об этом месте.



15.11 - доехали, "в поле» решили пообедать сухпайком: консервы, чай хлеб. Молодежь откуда-то раздобыла сосиски и радостно жарила их на огне. Но вообще-то им сосисок не даем, бережем здоровье детей.



15.25 - Начали работы. Специфика тут следующая: из-за большой плотности потерь останки лежат повсеместно, под кучами мусора, под лавками туристов, во всех заплывших воронках и траншеях. Часть из них была размародерена неизвестными нам «черными следопытами» - это разного рода ухари, копающие железо ради лома или в целях развлечения. К останкам бойцов у них часто пренебрежительное отношение, они, не раздумывая, их выкидывают на отвалы.

Задачи были поставлены следующим образом - без щупов перекапываем и просеиваем отвалы от траншей и первые 2-3 метра перед траншеей для того, чтобы найти выброшенных мародерами бойцов и тех солдат, которые выскочили из траншеи и сразу пали под плотным пулеметно-минометным огнем.

Сразу нашли останки одного бойца. Они лежат под дерном.





15.38 - молодым бойцом отряда Максимом (он на снимке в непартиотичном американском камуфляже)  найдены фрагменты позвоночника второго бойца.



Сразу стали расширяться, подключились другие ребята.



Мы посмотрели, и правда останки.



Кстати, рядом повсеместно торчала колючая проволока, оставшаяся еще с войны. На ней-то и поранилось несколько взрослых поисковиков. Дети были более сноровистыми и на "колючку" не напоролись .



15.44 - Перебинтовали ногу Михаила, порезанную о немецкую колючую проволоку. Я настоял, чтобы обработали, потому как видел разок результаты заражения крови после таких порезов.



Сегодня мы поднимали  ранее размародереных бойцов. Лежали они почти сверху.





Молодежь активно работала.



Попадались остатки боеприпасов. Мы их закапывали обратно и поглубже.



Отряд за работой.



18.10 - стали собраться домой. Планировали сегодня нарубить лапника для братской могилы в которую будем хоронить солдатиков.

19.40 - Вернулись в лагерь. Узнали, что лапник уже был нарублен, и ехать никуда не нужно. Разгрузились.



19.45 - Перекус плавно переходящий в ужинообед. На ужин был суп гороховый. Эххх, как же вкусно, когда на природе, да в общем котле готовится еда..

"Слышь, подкинь ещё одну
Ложечку такую,
Я вторую, брат, войну
На веку воюю.
Оцени, добавь чуток.
Покосился повар:
«Ничего себе едок -
Парень этот новый».

А. Твардовский,  "Василий Теркин".





19.50 - Сразу после еды часть молодого личного состава убежала на рыбалку.



20.02 - Оставшиеся стали заполнять акты на поднятых бойцов, записывать обстоятельства обнаружения, состояние останков, точное место и прочие важные для учета сведения. Они потом куда-то централизовано подаются всеми отрядами, но куда - точно не знаю )). Заполнял акты Егор, ему 15 лет, он хочет после кадетского корпуса МЧС поступать в академию ФСБ. Вот и тренируется правильно вести документооборот.



20.30 - Как заполнили акты - ребята побежали на Вазуское водохранилище, на берегу которого мы и стояли, мыться да купаться, завтра же захоронение, надо хоть немного чистыми быть. Я контролировал процесс купания, чтобы не утопли.



20.43 - Часть ребят вернулась с рыбалки, другие сразу ушли на освободившейся лодке . Смена:



21.03 - Все вернулись. Начались посиделки возле костра. Пили чай.



Общались обсуждали прошедший день, находки, я рассказывал о технике безопасности при обнаружении ВОПов, мужики делились опытом воинской службы. У нас в отряде целых три отставных офицера-пограничника. Они рассказывали о подробностях службы на Кавказе. Кто-то служил и на Крайнем Севере. Было очень интересно.

Потихоньку народ стал рассасывался по палаткам.



К 12.00 уже никого не было, молодежь уже час как спала.
Я тоже залез в спальничек и стремительно уснул.



2014, путешествие. волонтер, Ржев, мужчина, Россия

Previous post Next post
Up