Один день из жизни варганиста

Sep 12, 2013 10:05

Всем привет! Меня зовут Аксентий, я из Москвы и мое основное занятие - это древний музыкальный народный инструмент, варган. Играю варганную музыку и занимаюсь всем, что с этим связано. Несколько месяцев назад я уже публиковал здесь запись про участие в конкурсе варганистов в Башкирии (там этот инструмент принято называть кубызом), теперь решил написать про еще один мой день, про седьмое сентября.

На этот раз удалось добраться до Украины. Я ездил туда снимать материалы для сюжета об изготовлении варганов - в городе Херсоне живет талантливый мастер, который их делает. Но и не только для этого: там же удалось провести небольшой сольный концерт, выступая перед людьми, часть из которых познакомилась с варганной музыкой впервые.



1. Утро началось в гостях у Сергея (так зовут мастера). С ним мы знакомы два года и время от времени он делает для меня инструменты. Собственно, в Херсон я приехал прежде всего для того, чтобы снять подробное видео о том, как именно это происходит. Так что и занимался этим почти нон-стопом. Но в остальное время, а уж тем более утром, я снимал мало - семья Сергея видела меня впервые в жизни и едва ли кому-то пришелся бы по душе малознакомый человек, бегающий по квартире с фотоаппаратом с самого момента пробуждения.



2. Но пару кадров я все-таки сделал. Вот, например, варганы на полке нашел. Но те, что из латуни, делал не Сергей, а другой мастер, из Харькова.



3. А неподалеку на стене обнаружилась медаль из Якутии, которую Сергею вручили пару лет назад во время проведения международного конгресса варганной музыки, примерно тогда мы с ним и познакомились. На всякий случай и для справки: хомус - это уже якутское название варгана.



4. На столе ждал завтрак и сразу же после него мы поехали в мастерскую.



5. До мастерской добрались быстро, через час после подъема мы уже были на месте. Тут-то мой день и начался.



6. Можно зайти внутрь и оглядеться. Мое внимание сразу же привлекли часы на входе. И не потому, что с кукушкой, а из-за того, что в качестве груза я обнаружил заготовки для варганов (а сами часы немного опаздывали, да).



7. Заготовки можно было встретить по всем углам мастерской. Так что какое-то время я старательно изучал эти самые углы, чтобы ничего не упустить из вида.



8. Неподалеку нашлись и чертежи.



9. В то время, как я занимался промышленным шпионажем, Сергей готовился к работе. В этот день нам нужно было снять на видео процесс изготовления одного более менее простого варгана и успеть с этим закончить до выступления.



10. Приступаем. На фотографиях ниже можно увидеть довольно незамысловатый набор из категории «сделай сам»: обломки всевозможных пил и прут из нержавейки. Это и есть наш будущий музыкальный инструмент.



11. Разумеется, изготовление варгана растягивается на множество отдельных операций с кучей всевозможных тонкостей и нюансов, но едва ли их перечисление подойдет под формат сообщества. Так что здесь я покажу только несколько промежуточных этапов. Вот здесь, например, стальной прут постепенно превращается в заготовку корпуса инструмента. В то время, как Сергей работал, я старался успевать подлазить везде с камерой и фиксировать всё, что только можно, на видео. Поэтому и качество снимков очень разное, часть иллюстраций - это скриншоты.



12. На некоторых этапах приходится вспоминать о технике безопасности.



13. Еще пара штрихов болгаркой - и основа для варгана готова.



14. Теперь нам нужен язычок. Как я уже упоминал, сделать его предстояло из полотна пилы.



15. Спасибо зеркалу: время от времени в кадр попадаю и я.



16. Язычок и корпус практически готовы, ура.



17. На фотографиях всё выглядит довольно простым, но на эту работу у нас ушло два с половиной часа. Теперь - самая важная часть процесса. Нужно собрать инструмент из двух получившихся частей.



18. На этом моменте оказалось, что я забыл зарядить запасной аккумулятор и нам пришлось сделать перерыв. Пополню подборку фотографий и скриншотов снимками с телефона:



19. Пауза пришлась кстати: заполнили ее обедом.



20. Аккумулятор частично зарядился и мы решили продолжить: до вечернего концерта осталось не так уж и много времени, а успеть доделать нужно было еще многое. Крепим язычок.



21. Впрочем, просто закрепить - недостаточно. Нужно еще сделать это предельно ровно и свести промежутки между язычком и деками к минимуму.



22. Теперь всё на стадии финальной доводки инструмента. Загибаем хвостик язычка.



23. После этого инструмент можно считать практически готовым. Осталось попробовать результат на зуб: проверить звучание, стабильность при игре и всё прочее. Эту задачу мастер доверил мне. Чтобы было более понятно, что к чему и как эти самые варганы вообще звучат - публикую небольшое видео (хотя, конечно же, все варганы звучат совсем по-разному, этот вот получился довольно высоким).

image Click to view



24. Еще немного времени ушло на то, чтобы сделать футляр. На очереди - настройка инструмента на нужную ноту, но с этим пришлось отложить - в мастерской не было тюнера.



25. Оставалось еще немного свободного времени и я, пользуясь случаем, вручил Сергею свои концертные инструменты - на проверку.



26. Мастер придирчиво осматривает каждый из них и слегка подстраивает язычки.



27. На этом снимке часы уже переведены на верное время. Пора ехать дальше.



28. Ближе к шести вернулись домой, чтобы немного передохнуть перед выступлением.



29. По дороге успел снять чудесный девайс, обитающий в лифте и поразивший мое воображение. Жителям дома выдаются специальные карточки, на которые нужно сбрасывать деньги. А дальше всё просто: засовываем карточку в смайликоподобный аппарат, он съедает со счета 18 копеек (в пересчете на рубли - приблизительно 72 копейки) и подмигивает зеленым. Можно ехать. Нет специальной карточки? Тогда в вашем распоряжении лестница, про лифт придётся забыть.



30. Дома нас уже ждал ужин и еще немного свободного времени.



31. Обычно перед выступлениями я стараюсь готовиться основательно, но в этот раз пришлось всё делать мимоходом. Генеральная репетиция ограничилась тем, что я просто напросто освежил память: переслушал собственные записи, чтобы не запутаться с композициями, и перечитал материалы на те темы, о которых планировал упомянуть в рассказах об инструменте.



32. Конечно, нужно было еще и переодеться после мастерской. Но в вопросах выбора одежды я предельно неприхотлив, так что достаточно было сменить одни черные брюки и рубашку на другие. Такие же, только чистые.



33. За полчаса до начала выступления добрались до кофейни, где предстояло играть на варганах и рассказывать о них. Вообще, выступать с небольшими варганными концертами там, где таких мероприятий не проводят - это всегда очень азартно, интересно и полезно. Никогда не знаешь заранее, какой будет реакция у слушателей, приходится брать себя в руки и стараться больше, чем обычно.



34. С этого момента количество фотоаппаратов вокруг значительно возросло, так что скоро будут снимки и со мной. Кстати, слева в кадре - один из организаторов выступления, Алексей. Он занимается исторической реконструкцией и проводит всевозможные интересные мероприятия, его контакты мне подсказал Сергей. Насколько мне известно, до этого в Херсоне не проводились тематических варганных выступлений, но, к счастью, Алексея это не остановило и не смутило.



35. Микрофон еще не привезли, есть время выпить кофе, написать пару смсок в Москву и понаблюдать за публикой.



36. Людей собралось как раз столько, сколько могло уместить в себе помещение. Сергей, по его собственному признанию, успел даже удивиться тому, что в Херсоне нашлось столько людей, заинтересованных в варганах. Конечно, всё это - заслуга организаторов.



37. Насколько я успел понять, людей, более менее знакомых с варганами, там было меньше половины. Но играющие на варганах люди тоже были: вот, заметил на соседнем столике чей-то инструмент. Заодно и на билеты посмотрел. Так вышло, что я предупредил организаторов о дате своего приезда всего за две недели, а сам в процессе подготовки к событию никак не участвовал. Но ребята успели сделать все, что нужно: нашли помещение, оборудование, собрали людей, придумали событию название, напечатали билеты и так далее.



38. Чуть позже принесли микрофон. После настройки можно было начинать.



39. Все свои выступления я стараюсь разбавлять небольшими рассказами об инструменте. Вообще, варган в этом плане - довольно выгодный инструмент, так как народным он успел побывать в очень многих культурах. Поэтому можно приезжать куда угодно и почти везде смело начинать концерт с чего-то вроде: хотите вы этого или нет, но вот эта вот штучка - ваш народный инструмент. Впрочем, если речь идет о регионе, где инструмент совсем забыт, приходится еще и зачитывать пару цитат из каких-нибудь источников по теме. Но с Украиной в этом плане всё проще: живая традиция исполнения на варганах (а точнее сказать на дрымбах) до сих пор сохранилась у гуцулов.



40. А между рассказами можно и поиграть. В последнее время я довольно часто выступаю перед публикой, которая слышит варганы впервые, поэтому постепенно учусь придерживаться золотой середины в выборе концертной программы. Если слишком много рассказывать - все будет походить на лекцию и это будет скучновато. Слишком много играть - тоже не самый лучший вариант; при всей своей любви к варганам я стараюсь не забывать, что сольная варганная музыка - это всё же жанр на любителя.



41. Композиция - рассказ - композиция - рассказ, так по кругу. Потом - ответы на вопросы и закрытие события. Сразу после этого нужно наблюдать за реакцией слушателей и делать выводы. А вот и инструменты, которые звучали во время выступления. Маленький инструмент внизу слева - это упомянутая чуть раньше гуцульская дрымба. А справа - варган из пластиковой карточки (бывает и такое).



42. Обычно часть людей остается, чтобы задать дополнительные вопросы и посмотреть на инструменты поближе. Интерес в глазах при взгляде на варганы - хороший знак.



43. Какое-то время нужно успевать показывать варганы и отвечать на вопросы.



44. Некоторые подходят с уточнениями по теме техник игры.



45. Некоторые, как Алексей, просто играют.



46. А некоторые пробуют играть на варгане впервые в жизни. Нередко именно с таких случайных знакомств с инструментом и начинается увлеченность варганной музыкой.



47. На всё про всё ушло более двух часов. Это очень хорошо: основная часть выступления заняла не более часа, а все остальное время - общение со слушателями. Значит, у кого-то какой-то интерес к теме все же возник. Постепенно закругляемся и собираемся домой.



48. Вернулись, конечно, уставшими. Но сразу же после возвращения - еще один штрих к сделанному днем варгану. Настройка инструмента. В данном случае нужно всего ничего: чуть повысить тон. Для этого потребовалось слегка изменить баланс веса язычка - сделать его загнутую часть чуть легче.



49. Через несколько минут всё готово. Практически чистая нота ля.



50. Вот и всё, на этой прекрасной ноте день и закончился - нужно было выспаться и как следует отдохнуть, чтобы на следующее утро снова вернуться в мастерскую и успеть сделать еще пару инструментов до отъезда.



Спасибо за внимание!

музыкант, особое событие, Украина, видео, 25-35, мужчина, 2013

Previous post Next post
Up