Один мой день в Камбодже в обществе пары детей и пары друзей. Внимание: никакого Ангкора!

Jul 10, 2013 19:00

«Меня зовут Ира, и я живу в Петербурге. У меня есть муж Максим и дочь Ярослава. Я работаю экскурсоводом на прогулочных теплоходах. Город-то надо с воды смотреть. Пока Неву не сковал лёд, чего доброго. Вообще-то я журналист, и пишу в Космо. Ира Форд - это я» - так начинались мои посты в ОМД полтора года назад. Вот они: 21 августа и 22 августа.

С тех пор моя биография претерпела некоторые изменения, хоть кое-что осталось неизменным: меня зовут Ира, я, как и прежде, живу в Петербурге, у меня есть муж Максим, дочь Ярослава и - мы время даром не теряли! - сын Георгий.
Весну 2013 мы провели в Таиланде, откуда выезжали в Камбоджу. На фото - наш последний из десяти дней пребывания в Камбодже.

16 апреля, город Сиемреап, 70 фото, день получился насыщенный.






1. Доброе утро! К моменту, как меня осенило «А не снять ли мой сегодняшний день для вечности?», мы с Георгием с полчаса нежничали в кровати. Но уснуть дальше не получилось и…




2. Георгий по утрам счастлив. Почему с возрастом это ощущение утрачивается? Дочь почти всегда просыпается в грусти, капризах и печали.




3. Ку-ку! На мне уже слингорюкзак, в котором привык перемещаться Го (сокращенное от «Гоша»). Номер выглядит мрачновато - я закрывала на ночь ставни, и еще не открыла. Но вообще говоря, для номера стоимостью в 12 долларов, он правда мрачноват. Зато есть кондиционер. И коридоры-террасы в стиле «сталинский ампир».




4. Мы сегодня выписываемся, и я отправляюсь на рецепшн платить (да, такой странный гестхаус - здесь платят через каждые 5-6 дней). Управляющая-кхмерочка (кхмеры - это национальность людей, живущих в Камбодже) до обеда бродит в пижаме. Это нормально у кхмеров считается. Они и по улицам так ходят, и на байках ездят, и в кафе официантами работают, и деточек так же одевают.
Рецепшионистка хохочет, когда я достаю фотоаппарат. А может, радуется деньгам.
Эх, жаль, я не догадалась сфотографировать объявление на рецепшн, что не рекомендуется проносить оружие и наркотики.




5. В разгаре кхмерский Новый год, празднование длится уже 4-й день, и официально это последний выходной в стране. У меня задача-максимум - найти работающую прачечную. В 4-й по счету нам с детьми (да-да, дочь уже проснулась, умылась и оделась) рады. Прачечная-аптека.




6. Аптекарь-прачка-папа-кхмер не спешит принять наши грязные вещи: он нянчит принцессу-дочку. А я взвешиваю на прачечных весах богатыря-сына. Под 10 кг Георгий уже. «В 6 вечера получать белье», - говорит папа-кхмер и выписывает нам чек на полтора доллара. Соответственно, белья - полтора кг. Выдают все наглаженное.




7. Дальше наш путь лежит в пекарню. Она в нескольких шагах от нашего гестхауса, и завтракая, мы вспоминаем о том, что Камбоджа - бывшая французская колония. В отличие от Таиланда, где хлеб пекут неправильный, в Камбодже все хорошо в этом смысле. Но на дворе Новый год, потому пекут только багеты, а всякие вкусняшки-пирожные - это лишнее.
Парняги-трудяги движутся как в ритуальном танце. Я даже видео засняла. Мы с дочкой приподзависли, любуясь на их работу и ожидая багеты из печи.




8. А к хозяевам пекарни, по всему, приехала родня из деревни. Во дворе развели костер, поставили казан. Женщины сидят кругом, чистят чеснок. Увидев белых детей, срываются с места, чтоб потрогать. Тут же идет стройка - прежний дом сгорел пару месяцев назад. Тут же к очень древней бабушке пришли монашки и читают над ней молитвы… Количество фото в посте ограничено, а камера в один кадр все не вмещает.




9. А у нас завтрак! Мы приехали в Камбоджу за компанию с нашими друзьями-путешественниками Аней kishechkakisa и её мужем Андреем (если б не за компанию, я бы подумала о виза-ране в Бирму, например. Мы отдыхали в Ча-Аме и Хуахине, Бирма вроде бы ближе).
Андрей, муж Ани, (мы с ней давно знакомы по ЖЖ, и этой поездкой развиртуализировались), уже съездил на велосипеде за маслом и джемом к нашим багетам.




10. Кстати, молока ни в Камбодже, ни в Таиланде - днем с огнем. То есть оно есть - но с бешеным сроком годности и бешеной же цены. Пьем кофе с сухим молоком.




11. А пока дети притихли, я на крышу - развесить белье, которое уже описал Го (подгузники ему не катят в этом климате, потничка, потому только на ночь) и которое я успела прополоскать.
По большому счету, Сиемреап только строится, и я думаю, он будет строиться еще долго.
Хоть те, кто был в этой деревне 7 лет назад и обновил впечатления в этом году, не верят, что это одно и то же место. И уже не деревня.
Про пижамы - я предупреждала!




12. После завтрака нежимся с детьми на веранде




13. Когда мы решили уезжать, Аня с Андреем подумали, что им тоже дальше нечего делать в Сиемрипе. И - почти пакуя вещи, отдали детям на растерзание новогоднюю звезду. Если б правила сообщества позволяли публиковать 200 фото-дня, то дальше было бы 150 фото звезды и того, что с ней происходило.
А пока - Ане смешно. Она очень смешно смеётся. Да, знакомьтесь - Аня!




14. Долго ли коротко, малыш мой засыпает. У меня большие планы на его сон!




15. Смотрю в окно - в Багдаде (в смысле в Сиемреапе) все спокойно: Андрей работает, Яся смотрит мульт на электронной книге.




16. Пересчитываю деньги: я не уведомила свой банк, что буду в Камбодже, рассказав только про Тай. Потому моя карточка здесь не работает, и у меня задача - вписаться в бюджет наличных (на 10 дней с учетом потраченных на визу $75 и заплаченных за гест $100 - первые дни номера с кондишном не было, и мы жили по $7 без кондиционера, ушло 400$) - насчитала 29 долларов. Живем!




17. Все, сорок минут - Георгий выспался. А я собрала вещи: у нас через час чек-аут, переезжаем в номер к Ане и Андрею, чтоб не платить за следующие сутки.




18. Можно оценить стиль «Сталинский камбоджийский ампир»: пока я сдаю номер, дети бегают по коридорам.
Камбоджа - страна, не то чтоб относящаяся к детям как-то подчеркнуто-педагогично, нет. Здесь дети - типа домашних животных. Бегают, мельтешат под ногами, возятся в пыли, никому до них нет дела особо. Захотят есть - придут. Мои дети как-то быстро пропитались этой концепцией.




19. А у меня есть планы на Сиемреап. Андрей инструктирует.




20. Но голодным никто не уйдет. «Фруктовый час», как говорит Яся. Папайя, все дела. Ну и поупражняться в мастерстве:




21. Перестрелка: Аня глазами Яси.




22. У грудных младенчиков тоже фруктовый час. Фруктовое молоко рулит. О ГВ (грудном вскармливании) в Камбодже - отдельный разговор. Позже.




23. У Яси в голове какие-то драматические мысли. Кажется, она собирается быть актрисой.




24. Всё, поехали!




25. Выезжаем на улицу, что ведет в центр и скрываемся за горизонтом:




26. Приехали в турфирму, где анонс гласит: за 17 долларов свозим вас в плавучую деревню на озеро Тонлесап. Отправление в 2 часа дня. На часах - 13-00. 17 долларов у нас есть!




27. Едем дальше: сотрудник турфирмы сказал, что цена действует, если есть группа. Ну, хоть человека 4. На сегодня никаких групп нет. Ну, нет так нет. У меня позитивное мышление, в котором главное концепция "Все к лучшему". Значит, есть причина вернуться сюда с мужем и отправиться на это озеро всей семьей. На туристических форумах главный отзыв про него (кроме того, что канализация стекает в озеро, и еду готовят из этой же воды) - что здесь нефиговые рассветы-закаты. Поживем - увидим.

А пока притормозили у памятника, посвященного ГВ.
Про ГВ - странно, но его здесь почти нет. И страна небогатая, и детское питание стоит дорого, по-европейски (производители все те же, которые и везде), а тех, кто кормит детей на улице я видела лишь пару раз (в Тае с этим еще хуже). А когда говорила с кхмерками, они удивлялись, что Гоша все еще на ГВ: «Да что ты! Мы с полугода кормим кашей. Рисовой!»




28. Город стоит на реке, и её изгибы хоть и не выглядят по среднерусски, но вполне живописны:




29. Вот, повстречали знакомцев: семья из Польши. Здесь, в далёкой малоцивилизованной Камбодже Польша воспринимается как Рязанская область, не меньше: свои! Родители не говорят по-английски, говорит девочка. Но она школьница еще, и её английский малоразговорный: накануне мы познакомились в турфирме, где она пыталась заказать такси в Тай. У семьи забронирован отель на острове Ко Чанг, а из-за новогодних каникул автобусы почти не ходят. Да и такси ходят не особо. Ходят, конечно, но по каким-то сумасшедшим ценам. (сумасшедшим по здешним меркам: 120 долларов за машину, ехать наверное, часов 12).




30. По случаю Нового года везде-кругом подношения духам. У торгового центра - подношение максимально серьёзное. Так и представляю, как духи открывают коробочки с датским печеньем, откручивают крышки в «Кока-колы» и раскуривают сигареточки.




31. Вообще - уже бы и время пообедать. Зашли в ТЦ за продуктами в дорогу. На пиццу не купились. Но про пиццу на сегодня разговор еще не окончен.




32. На полках в ТЦ полно кастрюлек для обедов.




33. И фруктового льда:




34. Нет, нам фруктовый лёд (тем более, еще не лед) сейчас ни к чему. Придумали! Перекусим фруктами!




35. Перекусили и решили подумать о вечном. На небе тучи, а рядом с нами - монастырь.
Вот, все подробно рассказано:




36. Везде написано, кто сколько пожертвовал. Стандартная такса - $10. Но есть такие русские, которые жертвуют по $50. Их, к сожалению для монастыря, немного. Всего двух я насчитала. И вот еще двое русских, которые пока ничего не пожертвовали.




37. Зашли в храм. Открытые плечи, шорты, а Будде все нипочем. Замечаний не сделали, только попросили снять штиблеты.




38. Только вышли - начался ливень. Точнее, ливень обрушился. Мы быстро спрятались в открытом храме: и тут же на нас набежали кхмерки-послушницы, нас развлекать.




39. Учили детей танцевать новогодние кхмерские танцы, например.




40. Гошу учили ходить. Испанцы, попавшие с нами под дождь, хохочут. А дворник привез от ворот наш велосипед, и тянется к Ясе: если потрогаешь белого человека, будет удача. А ребенка - тройная удача.




41. Это такое женское фото. Камбоджийка и немка смотрят на дождь. Говорят на чужом языке - о том, о чем говорят женщины всего мира.
- Мне 62. Но я чувствую себя молодой.
- Мне 50. И я девочка внутри. Сегодня прилетела из Вьетнама.

Немка из бывшего ФРГ учила в школе русский. Вспомнила: «Здравствуй, спасибо, до свиданья!»




42. Часа два мы просидели в монастыре. Чудесное время получилось. Все вместе съели наши припасы. Поводили хоровод - Новый год так Новый год! Поделились планами - кто куда. Дождь заканчивается… Можно выходить на улицу. Яся бросила в ящичек для пожертвований доллар и пошла хохотать с монахом. Они очень веселые, монахи. Им не о чем грустить.




43. А вот еще четыре весельчака - ждут машину. Она вскоре подъехала и забрала их с собой.




44. Яся прощается с новоиспеченными друзьями, пора!




45. Заехали на рынок за фруктами. Купили кроме манго и дрэгон-фрукта неопознанную фигню: «Это то же самое, что киви, - сказала продавщица, - но не киви. Чистите как киви, и ешьте».
"То же самое, что киви" по вкусу оказалось терпкой хурмой. Как будто бы хурмой, но не хурмой, конечно.




46. Пора обедать! И вот мы в кафе.




47. Яся - главный едок. Её пришел обслужить шеф-повар.




48. О! Манговый шейк! (*очень вкусно. $1)




49. Ничего, что ребенок ест - она уже привыкла к популярности. Монашки (лысые женщины в Камбодже - это монахини) хотят познакомиться с ней поближе. По-английски, они, естественно, не говорят. Потому просто постоят-посмотрят на белого ребенка. И потрогают.
У меня ком в горле - в Камбодже не так-то много пожилых людей. Средний возраст в стране 18 лет, кровавый режим Пол Пота пережили не все. Пол Пот - это камбоджийский Сталин, только хуже. Эти бабуськи много видели, несомненно.




50. Выходим из кафе - встречаем Аню с Андреем




51. И пока Андрей тренирует Ясю…




52. …Мы с Го покупаем местные сладости. Не знаю, как их описать: аутентичная непротивная слизь. Что-то типа желе, но много более вязкая. 1 кусочек - тыща риэлей. На доллар - 4 кусочка.




53. А тем временем - смеркалось, да. И очень красивые мосты над рекой - по версии Ани-гида, подаренные Сиемриапу французами.




54. Время летит - нам пора получать бельё из стирки. На часах шесть.




55. В лавке нет взрослых - брат качает сестру в гамаке. Яся вызвалась помочь:




56. На голоса вышла хозяйка. Решила, что малышке пора поужинать.

- А что насчет ГВ? - уточнила я.
- Да ест она маму, ест, - успокоила хозяйка. - Но молодежь сами понимаете какая. Мама уехала на байке к друзьям.
Понимаем.




57. С чистым бельем возвращаемся в гестхаус. Яся смотрит «свинку Пеппу».




58. Часы на нетбуке показывают петербургское время. Прибавляем три часа - получаем без 20 восемь. Аня в скайпе пишет мне, что через полчасика она готова с нами прогуляться. А свинка Пеппа - вылитая Яся, правда? Яся и сама так часто говорит: «Я Пеппа».




59. Нет, я не забыла!!! Мне пора на крышу, снимать высохшее белье! Луна перевернута, в этих широтах у неё так принято.




60. Пришли на рынок: здесь по вечерам бывают выступления местных танцовщиц Апсар. Но пока вместо танцовщиц - много кхмерских ребятишек. Гоша удивлен местной девицей: ей больше года, а она в два раза мельче. 6 кг, что ли. Мелкие, очень мелкие кхмеры.




61. Вот на этой сцене через 10 минут будет выступление. А пока… Развал-схождение. Зато весело!




62. Три девицы под окном.




63. Началось!




64. Фото со зрителями. Да, вы правильно догадались: танцовщицы - это мамы девочек, которые развлекались с Ясей. Очень было смешно смотреть во время представления, как девочки смешили мам из зала, а те старались держать лицо.




65. По пути домой зашли в «наше» кафе. Его хозяйка, Мэй Мэй (кафе носит её имя) пожелала нам счастливого пути. На мне серьги Made in Kambojia - только что купила за $2,5 и спящий Го.




66. А мы идем дальше. И… Что это? Японцы окружили Аню, и, узнав, что она из Украины, начали щелкать затворами: «Шевченко! Шевченко!»




67. И это японцы еще не в курсе, что Яся - из России. (А в России есть Аршавин и Малафеев. И оба из Петербурга). А, нет! Уже в курсе!




68. Все такие счастливые, потому что это кафе «Хэппи Пицца». В смысле - что не радоваться, если пицца с марихуаной? Около нашего гестхауса я насчитала три таких кафе.




69. Возвращаемся домой все-таки. Указатель нашего геста: первый раз встречаю систему 3В - бед, бреакфест, байк.




70. А дальше - пусть будет скомканно. Потому что мало-помалу день подходит к концу. Мы вернулись в гест, куив в качестве сувенира себе гамак, и Ане с Андреем тоже, Гоша перелег в кровать, рядом с ним примостилась Яся и тут же уснула, в холле с ноутбуком в руках то ли дремала, то ли притворялась Аня, мне хотелось пива, но возвращаться в «Хэппи Пиццу» не хотелось, и деньги закончились окончательно, я паковала оставшиеся вещи, мы с Андреем доедали фрукты, в 1-45 мы вышли на перекресток ловить наш автобус и…

…Эту ночь мы провели в автобусе, который вез нас в Таиланд. Спокойной ночи!




Поспать удалось до 6 утра, и я не расскажу, что было дальше. Как ночью пошел дождь, дороги развезло, на Кампучию лёг туман и водитель всю ночь не отпускал звуковой сигнал - чтоб нас слышали все, как мы переходили границу…
…Нет, не расскажу. Пока, Камбоджа. Нам с тобой было хорошо. Хоть и… Хоть и небезоблачно.

женщина, Камбоджа, журналист

Previous post Next post
Up