Строгановский мост в кино

Nov 26, 2009 18:02


Советские кинофильмы, как мне кажется, во многом недооценены в качестве исторического источника. А между тем в них запечатлелось многое, чего мы сегодня уже не увидим.
Примером тому Строгановский мост. Не нынешнее функциональное убожество, а настоящий, старый, на который было приятно посмотреть.
От настоящего Строгановского остался ряд рисунков и фотографий - и четырнадцать (по крайней мере на данный момент я насчитал именно столько) фильмов, благодаря которым мы сейчас можем представить его практически со всех сторон.
Под мостом проходят две улицы - Польский спуск и Карантинная балка, выводящие к Таможенной площади. Мы начнём осмотр моста со стороны, противоположной площади, - с того бока, который виден от улицы Бунина. Вот он, этот бок (фильм «Повесть о первой любви»):



Польский спуск, так называемая «Канава», ныне стал неузнаваем. Возможно, это так и нужно, но тем не менее не хочется забывать, что было раньше на месте нынешних зеркальных высоток (документальный фильм «Одесса» по сценарию Бабеля):



На этом же месте выпускники останавливают утренний троллейбус в фильме «Первый троллейбус»:





Между двумя арками над Польским спуском и тремя арками над Карантинной балкой мост представлял собой глухую стену. Вот такую (фильм «Мексиканец»):



Именно вдоль неё идёт Пётр Бачей во время вылазки в оккупированный гитлеровцами город в фильме «За власть Советов».





Приблизившись к Карантинной балке, он проходит под арку, откуда, между прочим, виден дом, в которым я когда-то жил:





В том же фильме можно увидеть, как выглядел со стороны Бунина участок Строгановского моста над Карантинной балкой:





На ровной площадке, что по ту сторону лесенки, видной на втором из этих кадров, сейчас стоит один из корпусов завода «Эпсилон». А когда-то эта площадка называлась «полянкой», и в своё время на ней была выстроена декорация к уже упоминавшемуся фильму «Мексиканец».
Ещё пара кадров, показывающих этот же участок моста, - из «Броненосца «Потёмкин»» и старого «Зелёного фургона» (в последнем случае мост едва различим вдали, я привожу этот кадр исключительно для порядка):







В сериале «Волны Чёрного моря», который вообще в своём роде является энциклопедией одесских видов, нам показана решётчатая ограда Строгановского моста. А за мостом - корпус «Эпсилона» (явный анахронизм), дом Трапани и наш дом.





Ещё раз эта решётка мелькает в «Опасных гастролях». Сцена снята над Польским спуском со стороны Бунина. Забавно выглядят троллейбусные провода в дореволюционной Одессе.





С противоположной стороны - той, что ближе к Таможенной площади, - арки над Карантинной балкой представлены довольно хорошо. Прежде всего нужно упомянуть фильм «Белеет парус одинокий»:



А вот «Волны Чёрного моря»:



Между прочим, сцена, где Петя с патронами в ранце умоляет шпика пропустить его, в этом сериале снята практически на том же самом месте, что и аналогичная сцена в фильме «Белеет парус одинокий»:



Те же арки, но с другого ракурса - со стороны Польского спуска. «Белеет парус одинокий»…





…и «Мексиканец»:



Задержимся ещё немного на Карантинной балке. В «Мексиканца», кроме всего прочего, попала лесенка, спускающаяся с Греческой улицы, от дома Трапани. Строение, краешек которого захвачен левой частью кадра, - это на самом деле декорация, сооружённая на «полянке» и изображающая лос-анжелесские трущобы:



В этих же местах снимался и эпизод фильма «Их знали только в лицо», хотя здесь сам мост показан несколько невнятно. Вот героиня Ирины Мирошниченко направляется от Таможенной площади к мосту…



…её окликает гестаповец с противоположной стороны улицы, героиня оборачивается. Мы в этих кадрах видим ступеньки, идущие параллельно мосту - от Карантинной балки к Польскому спуску:



Гестаповец приближается к ней…





…любезно предлагает прокатиться в его машине. От таких приглашений не отказываются - себе дороже:





Они проходят мимо одной из опор моста, облепленной фашистской агитацией, и садятся в машину, которая устремляется в направлении улицы Бунина:



А вот то же самое место, но в более позднем фильме - «Фотографии на стене». От Карантинной балки к Польскому спуску направляются герои Дмитрия Харатьяна и Марины Неёловой:



Обратите внимание на тень от узкого мостика, которая тянется от Строгановского моста к зданию слева. Вход в учреждение, располагавшееся в этом здании, находился на втором этаже - как раз на уровне моста, от которого к этому входу и ответвлялся мостик. После так называемой реконструкции Строгановский мост стал выше, поэтому вместо мостика к этой двери с земли подвели ступеньки (кстати, они когда-то тоже мелькнули на экране - в фильме «Астенический синдром»).
Если на Карантинной балке мост снимался довольно часто, то арки над Польским спуском со стороны моря почему-то почти ни разу не попали в кадр. В моей подборке есть пока что только один фильм, где хоть как-то видна эта часть моста. Это «Рыжик»:



Также существуют кадры, показывающие своды моста снизу. В фильме «Белеет парус одинокий» из-под арки виден наш старый дом:





Внутренний свод крайней арки - ближайшей к Канатной - чуть-чуть видно в ленте «За власть Советов». При съёмке камера была установлена возле «полянки»:







«Мексиканец» демонстрирует панораму балки в сторону улицы Бунина. На месте дома, который справа, сейчас новострой.







Ещё один кадр из «Мексиканца» - с тем же домом:



Обзор будет неполным, если я не покажу собственно проезжую часть моста. Небольшой её участок попал в фильм «Одесса»:





И совсем напоследок, в качестве бонуса, - маленький сохранившийся кусочек подлинного Строгановского моста (фото Юрия Власишена):



фото

Previous post Next post
Up