Hесколько штрихов к истории "производственной архитектуры" в Одессе
Уже в первые годы в Одессе появились крупные складские сооружения для хранения соли и пшеницы, которые строили инженеры А. И. Шостак, Ф. П. Деволан, П. Харламов. Развитие торговли хлебом в одесском порту обусловило возведение складов для зерна (пакгаузов), так называемых магазинов. Об особенностях их архитектурного решения дают представление пока что сохранившиеся склады на ул. Приморской, 1 - прямоугольное в плане 2-этажное сооружение (ныне надстроенное).
Внутреннее пространство представляло собой громадный зал, расчлененный по продольной оси столбами, необходимыми для поддержки междуэтажных и чердачных перекрытий. Для погашения горизонтальных сил распора, возникавших при загрузке помещений, ограждающие стены усиливались контрфорсами и разгрузочными арками. В других зданиях аналогичную конструктивную роль выполняли пилястры и аркады, охватывающие стены по периметру. Иногда устраивались наружные лестницы. Внешний облик складских сооружений был монументален и весьма сдержан.
До недавнего времени это здание - одно из немногих сохранившихся в Одессе сооружений начала 19 века - входилo в списох памятников архитектуры.
24 мая некий центральный орган по охране памятников рекомендовал его из перечня исключить, дабы не мешать доблестным инвесторам построить тут современный деловой центр, который несомненно станет украшением т.н. исторического центра Одессы и поможет облагородить вид на Одессy со стороны залива, о чем постоянно беспокоится городское руководство, а также ведущие архитекторы городa.
сер. Х1Х ст..
предполагаемый участок застройки - в центре гравюры. пока это место выглядит почти так же
таможенная площадь, с открытки нач ХХ века
A теперь подробно описание проекта (цитирую):
"ИНВЕСТПРОДАЖА ПРОЕКТА (Одесса, Таможенная площадь, ул.Приморская, 1)
Одесса, Историческая часть города
Пересечение улиц Приморская и Польский спуск.
Вход в Одесский Порт, Морской вокзал, здание Одесской Мэрии и др.
Соседство с Приморским бульваром, Потемкинской лестницей, зданием Одесского театра оперы и балета.
Площадь участка:
Земельный участок площадью 1,1610 га - в коммунальной собственности, идет процесс оформления долгосрочного договора аренды
Параметры проекта (эскизные проработки):
Общая проектная площадь комплекса класса «А» - 30 000 кв.м.
В комплекс входят:
Здание 1: 10-этажная башня общей площадью 3,000 кв.м.;
Здание 2: 8-этажное фасадное здание общей площадью 11,000 кв.м.;
Здание 3: 8-этажное нефасадное здание общей площадью 16,000 кв.м.
Наземный паркинг на 500 м/мест
Современные архитектурные решения, согласованность с планом застройки исторической части города, соответствие результатам геодезических изысканий.
Документы и состояние проекта:
Право собственности на объекты, расположенные на данном участке;
Вывод здания из Реестра памятников архитектуры;
Эскизный проект строительства бизнес-центра площадью 30,000 кв.м.;
Оформление долгосрочного договора на земельный участок.
Коммерческое предложение:
Инвестпродажа - вариант 1 (эскизный проект и документальная разрешительная база): 5,000,000 долларов США
Инвестпродажа - вариант 2 (согласованный рабочий проект и ордера на ведение строительства): 8,000,000 долларов США" "
Использованные источники:
http://community.livejournal.com/deribasovskaya/217259.html http://www.red.kiev.ua/ru/invest/investregion/429-199.html http://odessastory.info/albums http://www.odessaonline.com.ua/go.php?dir=odessacity&m2=6&m3=architecture http://cryowizard.livejournal.com/170222.html http://odessastory.info/displayimage.php?album=8&pos=38
UPD: как оказалось, здание входило (а может, еще и до сих пор входит?) в реестр памятников республиканского значения. Ранее исключить его из такового списка могла только Верховна Рада.