Начало -
тут.
...Как уже говорилось,
Мэйси Уильямс - не Дженнифер Лоуренс; создателям "Игры престолов", однако, в какой-то момент понадобилось, чтобы Уильямс сыграла на том же уровне или лучше. Потому что на повестке дня у "мастеров культуры" была смысловая полемика с "Голодными играми". Об этом кино-проекте мне давно хотелось сказать несколько слов, да всё повода не было, - ну, а теперь, вот, повод появился.
"Голодные игры" - это, если очень кратко, история девушки из рабочей (горняцкой) семьи, вынужденной выживать в условиях тиранического порядка. Не будучи революционеркой, - что важно, - Китнисс Эвердин, главная героиня этой кино-эпопеи (её роль исполнила Дженнифер Лоуренс),
оказалась втянута в революционное восстание против этого порядка (после того, как все её попытки как-нибудь приспособиться к существующим условиям потерпели неудачу) и, более того, стала его "лицом". Повстанцы, в конце концов, стали одолевать сторонников тирана (армию "миротворцев"), приблизились к столице (которая жила за счёт "высасывания соков" из большей части страны и всё её население, как и большинство населения в ещё нескольких ближайших к столице "дистриктах", поддерживало "старый режим") и начали её штурм; Китнисс
попыталась убить тирана, чтобы положить конец гражданской войне, - но это предприятие закончилось неудачей, и, к тому же, на глазах у Китнисс, под бомбовым ударом с воздуха, погибла её младшая сестра (ради благополучия которой Китнисс пожертвовала очень многим). После победы повстанцев (Китнисс и её сестра попали под бомбы у самого дворца тирана, когда в тот район уже начинали прорываться повстанцы) их лидер, Альма Коин (чем-то напоминающая Хиллари Клинтон, и внешне, и
излагаемыми идеями), объявила (не такими словами, конечно, но
суть была именно такая), что необходимо предотвратить вспышку революционного террора против старой "элиты" (потому что революционный террор может-де "зайти слишком далеко"), - для чего надо "отложить" выборы руководства нового "свободного" государства, и встроить в "новый порядок" одну важную составную часть старого (пресловутые "голодные игры", участниками которых теперь должны были стать жители столицы, ранее наблюдавшие за мучениями "делегатов" от "дистриктов"). Выслушав этот план (и, попутно, выяснив, что за бомбёжкой, стоившей жизни её сестре, стояла Коин), - Китнисс заявила о принципиальном согласии с ним, но потребовала возможности лично казнить свергнутого тирана (оказавшегося в плену у повстанцев), в обмен на свою поддержку. "Временный президент" Альма Коин с этим согласилась и попыталась устроить из казни предыдущего тирана представление "для народа", - но, в итоге, Китнисс
застрелила её саму. Вспышка революционного террора произошла, демократические выборы, в итоге, всё-таки были проведены, жизнь стала налаживаться, - а Китнисс
пришлось удалиться в "изгнание", где она "счастливо" прожила со своим не совсем психически здоровым возлюбленным (их отношения между собой настолько сложны, что я прямо теряюсь, не следует ли взять это слово в кавычки) и детьми от него не меньше двадцати лет (за это время "счастливая семья", живя в полной изоляции от других людей, "сделала" всего двоих детей, что как бы намекает на степень сближения), так и не сумев (об этом в концовке фильма говорится прямо) изжить страх, приобретённый за время жизни в условиях тирании (всё это как бы намекало на то, что революции - дело вообще не самое хорошее, особенно для самих революционеров, они "ломают людям жизни", лучше бы как-то совсем без них... и было бы странно, вообще говоря, если бы успешный буржуазный режиссёр Френсис Лоуренс вложил в своё произведение иной смысл). Немаловажная подробность: оружием, умело пользуясь которым Китнисс Эвердин "вошла в историю", был лук.
Последняя часть "Голодных игр" вышла на экраны в ноябре 2015 года, - менее чем за год до
президентских выборов в США. Собрав в прокате меньше денег, чем предыдущие части эпопеи, она, тем не менее, окупилась, - и есть подозрение, что вклад данного произведения в формирование пресловутой
"депрессии демократов" был достаточно значительным: в "лево-либеральной" оболочке (революция, показанная в "Голодных играх", внешне очень напоминала "цветные революции", как они выглядели для "лево-либеральной" публики в подаче американских "демократических" СМИ, - да, к тому же, режиссёру Френсису Лоуренсу удалось "мобилизовать" и грамотно использовать "звёзд второго эшелона" из "Игры престолов", Натали Дормер и Гвендолин Кристи) скрывался жёсткий выпад против Хиллари Клинтон и всей "клики", уже собравшейся вокруг неё, делался прозрачный намёк на их лицемерие и враждебность "простому народу". Кульминационная сцена "расстрела" Альмы Коин, думается, сильно "била по подсознанию" демократической публики. И вот, четыре года спустя, "лучшие культурные силы" американских "демократов" решились на "полемику".Изрядную часть событий штурма Королевской Гавани войсками Дейенерис зрители видят "от лица" Арьи Старк - главной героини "решающей схватки живых с мертвыми", решившей (прежде всего, по личным причинам, чтобы отомстить за отца, но и для того, чтобы закончить войну) убить королеву Серсею и для этого отправившейся в Королевскую Гавань отдельно от войска северян. Уже когда, в третьей серии финального сезона, она взяла в руки лук, это выглядело подозрительно, - но не более (в конце концов, по ходу сериала она стреляла из лука неоднократно, даже в первом сезоне).
Однако... по ходу своего "рейда по столице" героиня попала под "бомбёжку", увидела гибель "ни в чём неповинных людей" от огня со стороны (для неё) "своих" (заведомо), - короче говоря, где-то мы это всё уже видели.
Смысловое ударение создатели "Игры престолов" сделали на страданиях мирного населения, гибнущего в драконьем пламени. Показаны эти страдания мощно, подробно, "убедительно"... вся "беда" - в том, что точно так же можно показать "страдания мирного населения" в ходе, например, штурма Берлина Красной Армией весной 1945 года. Картина штурма Берлина "от лица простых немецких обывателей" (особенно если вовремя выхватить и показать крупным планом случаи применения потерявшими самообладание красноармейцами насилия против попавшихся под руку местных мирных жителей... ведь сколько-то таких случаев было, и хоть в паре-тройкеиз них виновным, возможно, даже удалось уйти от ответственности) выставила бы красноармейцев "жестокими убийцами" и "захватчиками"... ну, а кем можно бы было выставить американских военных, показав "от лица простых обывателей" несколько эпизодов завершающего этапа войны между США и милитаристской Японией (включая ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки, разумеется), объяснять, думаю, не нужно. Короче говоря, если включить голову, все эти "страдания невинных людей" выглядят крайне неубедительно, - а Мэйси Уильямс пока (!) просто не может играть на том уровне, на котором в 2012 - 2013 годах играла Дженнифер Лоуренс (Эмилия Кларк же, исполнявшая роль царицы Дейенерис, едва ли вообще когда-нибудь сможет сыграть на уровне Джулианны Мур, исполнявшей роль Альмы Коин... в тех моментах, где Кларк очень старалась сыграть так, как нужно, Мур просто играла). Соответственно, и всю последующую "смысловую полемику" между "Игрой престолов" и "Голодными играми" (в "Играх", повторю, "похожая на Клинтон" предводительница революции была убита главной героиней революции, потому что попыталась предотвратить вспышку революционного террора, - ну, а в "Игре" стремительно ставшая похожей на Клинтон предводительница "революции" была убита не без участия главной героини "войны живых против мертвых", бывшей составной частью этой "революции Дейенерис", потому что как бы попыталась провести "масштабный революционный террор") воспринимать сколь-нибудь всерьёз можно, лишь если голову выключить.
Итак... после окончания штурма Королевской Гавани, - показанного, преимущественно, со стороны "страдающего мирного населения" (там ещё были "прямые включения" из "Красного замка", в ходе одного из которых Квиберн, "десница" королевы Серсеи, объявил, что все орудия противовоздушной обороны, - "скорпионы", - уничтожены, сгорели на городских стенах и кораблях "Железного флота"; у телезрителей это должно усилить ощущение полного отсутствия военного смысла в действиях Дейенерис... вот только Дейенерис сценарий не читала и знать, что её враги, до того проявлявшие себя, как деятели подлые, но вполне разумные, резко поглупеют, и не оставят ни одного "зенитно-ракетного комплекса" для защиты непосредственно королевского замка, - при том, что "зенитки" были на всех многочисленных кораблях "Железного флота", да и на стенах их было очень густо, - просто не могла), - Дейенерис обращается к "безупречным" и дотракийцам с речью, в которой заявляет, что "война не закончена", и "по всему миру люди все еще страдают от тирании". Тут у телезрителей должно возникнуть ощущение, что царица свихнулась окончательно... пожалуй, такое ощущение возникло бы и у меня, если бы я не держал в голове, что царица обращалась к дотракийцам и "безупречным". Дотракийцы - это воины-кочевники, с рождения живущие исключительно войной, набегами, грабежами (у них культура такая); "безупречные" - это рабы-воины (Дейенерис их освободила... формально, привычки у них, в основном, остались "из старой жизни"), которых хозяева с раннего детства приучали воевать и только воевать; что, собственно, Дейенерис могла и должна была им сказать после того, как Королевская Гавань была взята, а "отцовский трон" перешёл в её руки? "Война окончена, мы победили, вы свободны, делайте, что хотите"? Казни военнопленных, осуществлявшиеся по приказу Дейенерис, - что, конечно, было нехорошо, вот только в "этом мире" с пленными не расправлялись, кажется, только воины Старков (по большому счёту, для Дейенерис это было средство запугивания нелояльного населения, по принципу "за одну убитую нашу - сто убитых ваших"; жестоко, гадко, но ничего безумного), - очень скоро показались бы невинной детской игрой, если бы Дейенерис дала ядру своего войска "как следует отпраздновать победу".
Так или иначе, местные "гуманисты" в речи Дейенерис, - и вообще в её поведении во время штурма столицы и сразу после, - "узрели" "прогрессирующее безумие" и "угрозу себе, своим близким и всем человечеству". Тирион Ланнистер швырнул на землю знак "десницы", обвинив царицу в "военных преступлениях". Арья Старк поговорила с Джоном Сноу и намекнула, что "семья в опасности", - и виновата в том, конечно, Дейенерис, а не они с Сансой, занявшиеся составлением заговора против царицы, "царские права" которой Старки, перед этим, сами признали, - а затем, во время "свидания в темнице", на то же самое намекнул и Тирион, почти прямым текстом предложив Джону воспользоваться доверием Дейенерис к себе и прикончить её, пока она не прикончила его... потому что он-де представляет для неё огромную неустранимую угрозу. И тут надо сделать ещё одно лирическое отступление.
Продолжение
следует.