Вчера мне довелось на собственной шкуре почувствовать, что такое "развитие метрополитена" по версии московского сатрапа Собянина и его "команды". Не скажу, что раньше я об этом ничего не знал, - но именно вчера ощутил во всей полноте. Обо всём - по порядку.
Для начала - немного официоза:
Движение поездов в московском метро постепенно восстанавливается после кратковременного вечернего сбоя. Как сообщила пресс-служба подземки, технические проблемы фиксировались на южном участке Таганско-Краснопресненской линии. Составы уже водятся в график, ритм движения вскоре нормализуется. Напомним, что сообщение о сбое поступило в 18:40. Поезда следовали с увеличенными интервалами по всей линии. Так получилось, что через некоторое время после начала этого кратковременного вечернего сбоя я оказался на станции "Таганская". И мне, как и всем, кто там присутствовал около семи часов вечера, можно сказать, повезло, - к той платформе, которая "из центра", подали пустой состав. Можно сказать, - а можно и не сказать, потому что состав этот состоял из новейших вагонов "Москва". В апреле состоящие из таких вагонов "
электропоезда нового поколения" торжественно (очень торжественно) выпустили на "фиолетовую" ветку метро. Не могу не признать, что эти вагоны гораздо красивее, чем старые, "унаследованные" московским метро от времён СССР, - особенно изнутри; жизнерадостная расцветка... электронное табло, показывающее, какие станции поезд прошёл и к какой подъезжает... это всё очень здорово. Есть, однако, одно "но".
"Скучный" советский вагон метро
выглядел примерно
вот так:
В "сверх-современные" вагоны же разработчики
кое-что добавили. И я, опять же, не могу сказать, что это добавление совсем уж не имеет смысла: когда вагоны заполнены примерно наполовину, стоять в "сверх-современном", пожалуй, оказывается удобнее, чем в "скучном". Вот только каждый рабочий день московское метро
несколько часов работает в другом режиме, - когда вагоны заполняются под завязку... хотя главное, в данном случае, даже не то, насколько они заполнены, а то, как происходит заполнение.
Перед прибытием поезда платформа уже плотно забита народом; перед её краем люди стоят весьма плотно в несколько рядов, первый ряд - сильно за "полосой безопасности" (временами работники метрополитена вежливо просят собравшихся "отойти дальше от края платформы"; отвлечённо говоря, просьба правильная и обоснованная, но в таких обстоятельствах является настоящим издевательством, поскольку последний ряд стоит от края платформы достаточно далеко, первому ряду некуда деваться, а навыки хождения строем давно утрачены). После долгого (в таких условиях всё, что больше минуты - "долго") ожидания поезд, наконец, прибывает; разумеется, там тоже есть люди, некоторые из них, разумеется кое-как выходят, - и нередко случается так, что последние из выходящих покидают вагон как раз тогда, когда машинист включает запись: "Осторожно, двери закрываются, следующая станция...". После этого, само собой, входящие бросаются на приступ, давя и толкая друг друга (в чём людей трудно обвинять, потому что деваться некуда, и всем надо; я слыхал, в советское время на московских предприятиях начала и окончания рабочего времени были специально согласовывались именно для того, чтобы в метро не возникала давка, - где-то работников "отпускали" чуть раньше, где-то чуть позже, всё это делалось с учётом положения предприятий относительно станций метро, - но... то были времена "административно-командной системы", а сейчас на дворе "свободный рынок", и о таком даже мечтать нечего).
Вчера нам, повторюсь, в каком-то смысле повезло: мы, оказавшиеся на "Таганской" около семи вечера, "штурмовали" пустые вагоны. Вот только скопилось нас на платформе немного побольше, чем "в среднем" в часы пик. А на входе в "сверх-современные" вагоны нас, "счастливчиков", встречало вот это:
И то, что об вот это вчера, кажется, никого не раздавили, лично я могу объяснить только удачным стечением обстоятельств. Установка прямо напротив вагонных дверей "волнорезов" - это... очень "человеколюбиво".