Небольшое дополнение к
недавней заметке про протестные выступления дальнобойщиков. Для анализа последних событий, относящихся ко всероссийской акции протеста, у меня пока недостаточно данных, - зато кое-что прояснилось по социальному составу протестующих. На этот счёт, знаю, среди левой общественности сейчас случаются споры, - кто-то всех дальнобойщиков "заносит" в пролетарии, кто-то - в мелкие буржуа... На днях в издании ФНПР "Солидарность", журналисты которого обычно разбираются в том, о чём пишут, вышла весьма обстоятельная статья:
Среда, 18 ноября 2015 Г.
За перевозки ответим 15 ноября в России стартовала забастовка дальнобойщиков, их предупредительная акция прошла пятью днями ранее. По всей стране многие водители, в основном представляющие малый бизнес, а также индивидуальные предприниматели отказались выходить в рейсы. Так они пытаются...
Читать далее на solidarnost.org На интересующую многих тему её автор лишь обмолвился, но этого вполне достаточно: "...водители, в основном представляющие малый бизнес, а также индивидуальные предприниматели...". Насколько я понимаю, дело обстоит так: большинство водителей-дальнобойщиков, - включая и некоторых из тех, у кого оформлены отношения с крупными торговыми сетями, - юридически являются либо собственниками, либо арендаторами большегрузных автомобилей. То есть, транспортные средства за ними так или иначе закреплены, - и все они имеют возможность более-менее свободно ими распоряжаться. Таким образом, дальнобойщик - не "чистый пролетарий". В то же время, дальнобойщики находятся в сильной зависимости от торговых сетей, разнообразных фирм-посредников,
криминальных и полу-криминальных структур (про буржуазных чиновников и говорить нечего, от них зависят все), - поэтому даже "чистых" собственников грузовиков "свободными частными собственниками" ("чистыми буржуа") считать тоже нельзя, - нередко вся их "предпринимательская свобода" сводится к возможности брать попутчиков.
В общем, точнее всего дальнобойщиков было бы, по-моему, охарактеризовать, как полупролетариев. Соответственно, и их движение - не пролетарское, хотя и "чисто" мелкобуржуазным его считать нельзя ("чистая" мелкая буржуазия вряд ли смогла бы проявить ту организованность, которую уже проявили водители-дальнобойщики... даже если бы её организовывали). Помимо всего прочего, это означает, что и пролетарской сознательности от дальнобойщиков ждать не стоит, и даже пролетарское классовое чутьё они вряд ли проявят.