МОСКВА, 23 ноября. В Москве около 150 человек приняли участие в митинге в защиту свободы слова на Триумфальной площади. Как сообщает "Дождь", участники митинга потребовали прекратить давление на журналистов, а также обвинили власти в "лживой пропаганде" и "зачистке информационного пространства". Прочитал я это сообщение, - и... до сих пор не могу отделаться от ощущения, что, всё-таки, в России сейчас, местами, не столько 2014 год, сколько "альтернативный 2011-ый". Ну в самом деле: "левый Ходорковский" ("Политзаключённый № 1")
уже есть (пусть и не с "десяточкой"), есть и
"левый Навальный"; тогда был ("националистический")
"страшный Русский Марш", "ужасность" которого (в глазах обывателей) подкреплялась случившейся почти за год до того
"Манежкой", - сейчас есть ("воинствующе интернационалистский")
"призрак Черного Майдана", подкреплённый... да кое-чем
подкреплённый уже, и
серьёзно так; тогда был телевизионный "Исторический процесс", - сейчас есть реальный
исторический процесс, даже с настоящими трупами; тогда была "левая" "Суть времени", во главе с Кургиняном, - сейчас формируется
"правая" "Суть времени", во главе
со Стрелковым; "Освободи брусчатку!" от "Pussy riot" тогда, - "социально-медицинский"
флеш-моб на Красной площади недавно; "срывающее покровы" выступление депутата от "Справедливой России" Гудкова в "парламенте" тогда, -
"срывающее покровы" выступление депутата от "Справедливой России" Крутова недавно...
А сообщение о вчерашнем митинге либералов на Площади Маяковского, под "неактуальными" (нынче, - нынче под "социальным лозунгами"
больше людей собирается, хотя ещё
совсем недавно было по-другому... впрочем, "Марши мира" - это уже не "Болото", это нечто совсем другое) лозунгами защиты демократических свобод, напомнило мне вот о чём. 2011 год - он был, всё-таки, совсем не таким, как нынешний;
другая эпоха, другие настроения. Если сейчас от либералов ждут "Российского Майдана", - то тогда... товарищ Читатель, Вы только не смейтесь, хорошо... в некоторых кругах от левых (хотя левое движение в Москве находилось в состоянии "пациент скорее мертв, чем жив", - МГОК
никак не могла признаться себе, что она уже не КПРФ, "Левый фронт" плёлся в хвосте у либералов, РКРП-КПСС... не будем о
совсем грустном) ждали если не "Российского Тахрира", то
чего-то подобного. И... сейчас-то это кажется дикостью, а
тогда, осенью 2011 года, сами московские левые были не прочь устроить "Московский Тахрир", на "передовой опыт" (он - действительно передовой, но сейчас речь не об этом) Туниса и Египта ссылались даже
наиболее умеренные деятели: "Какими должны быть в этих условиях коммунисты? Прежде всего, они должны быть в авангарде общественных процессов, а не плестись в хвосте. Мы не можем не использовать социальные сети в Интернете, если даже в отсталых Египте и Тунисе они способны вывести людей на улицу"... да-да, вся "вина"
Дарьи Полюдовой заключается лишь в том, что она, во-первых, в отличие от своих товарищей по партии, была последовательна, во-вторых, не смогла понять разницу между
"Тахриром" и
"Майданом" (последнее вряд ли вообще может быть поставлено ей в вину, поскольку тут даже многие
гораздо более опытные товарищи путаются).
Короче говоря... "1 октября 2011 года в Москве состоялась гражданская акция «Социальный марш». Мероприятие стало фактически первым в ряду проводимых за последние годы левыми политическими силами столицы, которому предшествовала серьезная подготовительная работа. В городе были распространены десятки тысяч листовок, проведено несколько пресс-конференций организаторов «Социального марша» с целью максимального привлечения к участию в акции жителей Москвы. Несмотря на то, что в этот раз не удалось добиться массового участия москвичей в мероприятии, опыт акции крайне положителен. Мероприятие привлекло внимание со стороны СМИ, а умелая идеологическая работа в плане выработки лозунгов акции заставила обратить усиленное внимание к акции со стороны властей", - это если
официально. Если же несколько менее официально, - то, по чрезвычайно оптимистичным оценкам, в марше под "неактуальными" (тогда) "социальными лозунгами" приняли участие "
от 200 до 500 активистов", хотя... листовки с призывами к участию в этом мероприятии, реально, были расклеены и разбросаны по всему городу-герою Москве (тому был свидетелем я лично).
Эта аналогия ("неактуальный" митинг либералов в преддверии "больших событий" сейчас, - "неактуальный" марш левых в преддверии "больших событий" тогда) - из разряда забавных. А вот следующая - из разряда жутковатых. Я уже рассказывал в начале этого года о
"массовых беспорядках" в общежитии одного из читинских профессионально-технических училищ, которые произошли на излёте "Болотной революции". И вот, значит, на днях попался мне заголовок: "
В Бурятии спецназ штурмовал студенческое общежитие", - а из данных под заголовком можно было понять, что не совсем оно "студенческое": "Студенты мясо-молочного техникума встали на защиту одного из учащихся, которого пытались в общежитии задержать полицейские"; учащихся профтехучилищ и техникумов, конечно, тоже зачастую называют "студентами", но, всё-таки, студенчество и рабочая молодёжь - это разные социальные группы. На следующий день, когда о "героическом штурме спецназом общежития" и
по телевизору рассказали, и
в "Российской газете" написали, я уже не мог отделаться от ощущения, что это (по меньшей мере, использование спецназа и "шум" в СМИ) - часть "сценария". Почему тогда бунт рабочей молодёжи последовал за "Болотом", а сейчас похожий бунт был спровоцирован до начала "Болота-2", догадаться нетрудно: "Болотная-2", "красная" и "социальная", ни в коем случае не должна "уйти в народ" (выйти из-под контроля буржуазного начальства), поскольку в случае "ухода в народ" она и для нынешнего буржуазного начальства, и для капиталистического строя вообще, будет намного более опасной, чем "либеральная", сугубо буржуазно-демократическая "Болотная-1", - тут даже
полчища новых русских могут антинародному режиму не помочь; соответственно, проводится подготовительная работа, с рабочей молодёжью (а кому ещё делать народную революцию-то?!) в том числе.