Небольшое дополнение к рассуждениям о том,
зачем российским царям из династии Романовых понадобилось «придумывать» Украину.
В июле 1662 г., когда царь жил в подмосковном селе Коломенском, мятежная толпа тысяч в пять подступила ко встретившему ее царю с требованием поставить на суд изменников. При этом царя держали за пуговицы кафтана и заставили обещаться богом и с одним из мятежников ударить по рукам на обещании, что он сам расследует дело Вот так, собственно, к первым Романовым относилось московское «простонародье», - при том, что сами Романовы были московским боярским родом, то есть для местных жителей своими. Понятно, что время было «бунташное», - но что-то мне подсказывает, что к Рюриковичам отношение было бы другим, даже в том же 17-ом веке. В Романовых же, хоть они и приходились Рюриковичам не самыми дальними родственниками, русский народ тогда не видел ничего «сакрального», - это были просто бояре, забравшиеся на царский престол в смутные времена.
А 17-ый век - это, напомню, «бунташное» время. И бунтовали тогда далеко не только москвичи. Теперь, товарищ Читатель, давайте просто представим: вот присоединили Романовы «Малую Русь» с Киевом к своему царству, как Новгород, стал Киев обычным русским городом... но совсем обычным не стал, потому что «матерь городов русских», и все об этом знают. Живёт, стало быть, Киев как обычный русский город 17-го века, - и наступает один прекрасный день, когда местное «простонародье» начинает «бунтовать»; а местное боярство решает этим воспользоваться, - и предъявляет какого-нибудь «чудом спасшегося» прямого потомка одного из «украинских» Рюриковичей (которые «московскими» летописями не учитывались, а Интернета тогда не было)... здесь быстро собирается армия (благо местное население легко на подъём и воевать умеет), подобная войску, собравшемуся под знамёнами Степана Разина, - только это «правильная» армия, воюющая за «законного царя» и возвращение Киеву его древних прав. Стали бы в этом случае
«москали» защищать Романовых, - вопрос открытый... а вот учитывали ли Романовы такую возможность, что их войска могут перейти на сторону очередного самозванца, это, по-моему, не вопрос. Учитывали, - и именно поэтому, на протяжении нескольких поколений, делали всё, что от них зависело, чтобы вокруг Киева была «Казачья держава», а её население воспринимало само себя, как «особый народ».
Я это всё вот к чему. Даже в советской историографии воссоединение России и Украины связывалось с деятельностью царя Алексея Михайловича из династии Романовых... а это неправильно.
Переяславская рада и последующие события НЕ воссоединили Великороссию и Малороссию, - а, напротив, закрепили отделение народа Малой Руси (который как раз-таки стремился тогда именно к воссоединению; у Богдана Хмельницкого и его ближайших соратников на уме могло быть всё, что угодно, но стремление большинства «простых» участников освободительного движения к единой Руси сомнений не вызывает) от великорусского народа. НАСТОЯЩЕЕ же воссоединение России и Украины (а также Беларуси) произошло, - на очень короткое время, -
при Екатерине II, которая к династии Романовых не принадлежала ни «по крови», ни по воспитанию, пришла к власти благодаря личным способностям (по сути дела, революционным путём) и самозванцев особо не боялась (их во времена её правления появлялось много, так что одним больше, одним меньше, особого значения не имела).
Поскольку это воссоединение русских земель было связано с уничтожением Польского государства (Разделы Польши, подавление Восстания Костюшко) и тем, что императрица-немка «
тотчас прикрепила украинцев к земле», - уничтожила «Гетманщину» и ввела на территории Украины такой же порядок, что и в Великороссии, - оно никогда не пользовалось популярностью. Тут надо отметить, что среди российских интеллигентов со времён Пушкина было принято идеализировать порядок «Гетманщины», при котором политика делалась «
на шумной раде, в вольных спорах»; в «Гетманщине», как и в «Новгородской республике», видели древний образец для либерально-демократических преобразований в России. От русских интеллигентов такое идеализированное представление о «Казацкой державе» восприняли Шевченко и другие основоположники современной украинской национальной культуры.