Кукла для взрослых

May 25, 2016 06:00






Поверьте мне, я не стараюсь передавать печаль и горе. Просто не всегда хочется ходить с дежурной улыбкой на лице, как стараются навязать мне производители всегда улыбающихся кукол. Разве наш мир - это мир одних улыбок? Разве в нашей жизни нет грусти от несбывшихся надежд? Я стараюсь передавать реализм...





Фарфоровая кукла в понимании большинства людей - кукла статичная. Но художница Марина Бычкова (Marina Bychkova) своим творчеством смогла доказать обратное: ее шарнирные фарфоровые куклы Enchanted Dolls более подвижны и реалистичны, чем шарнирные полиуретановые, пластиковые и виниловые коллекционные куклы.





Муза Ар-Нуво

Марина вообще считает, что куклой логичнее всего называть подвижную фигуру, в которой возможность игры заложена "генетически".





Впрочем, кукол Марины Бычковой с их фантастической подвижностью и красотой не покупают детям - своей реалистичностью эти куклы смущают даже некоторых взрослых коллекционеров, а многие авторские концепции художницы никак не вяжутся с детскими играми...





Интересно, что куклы Марины Бычковой равно любимы поклонниками статуарной авторской куклы и коллекционерами модной куклы, что уже само по себе явление уникальное: эти две группы редко бывают единодушны в своих предпочтениях.



С одной стороны все куклы делаются Мариной вручную и каждая кукла создается как уникальный персонаж даже несмотря на определенный набор молдов лиц и тел; а с другой стороны, яркая индивидуальность каждой куклы ничуть не страдает из-за общего для всех кукол масштаба и неизменной узнаваемости. Каждая кукла Марины - драгоценное авторское произведение, с которым можно взаимодействовать в игре.



Марина Бычкова родилась и выросла на берегу одной из сибирских рек, в городе Новокузнецк, 16 марта 1982 года. С раннего детства она заинтересовалась и полюбила природу кукол. Интересно, что Марина никогда не делала кукол-детей и не мечтала о пупсах, которые во времена ее детства были желанным подарком для любой девочки. Но когда она увидела рекламу Барби по телевизору, то была поражена до глубины души: Марина вспоминает, что на тот момент Барби была самой прекрасной куклой, какую она видела в своей жизни.




Моя потребность работать с куклами стала очевидной когда мне исполнилось шесть лет. Еще ребёнком я была потрясена выдающейся посредственностью и не вдохновляющим тупоумием выпускаемых серийно кукол.





Это глубокое расстройство вместе с моей естественной чувствительностью вдохновило меня на создание своих собственных кукол, исходя из моих собственных идей женской красоты. Особенно интересное для меня была живая артикуляция тела, а также и красивый баланс между тонкой формой и экстраординарной функцией куклы.





Сначала, я только хотела иметь красивые игрушки, чтобы играть, но скоро, мое желание сделать куклы развитыми переросло из страсти ради самого себя, и к тому времени, когда мне исполнилось десять лет, я больше не заботилась об игре с тем, что я сделала, потому что проектирование и изготовление их стали самой стимулирующей, интригующей и интересной игрой из всех.



Когда Марине было 14 лет, она переехала с семьей в Канаду, в город Ванкувер. Новая культура, новые люди, новая языковая среда, новая жизнь... Она закончила Институт искусства и дизайна Эмили Карр. Марина всегда любила куклы, но в 2002-м её любовь к ним переросла в нечто большее. Любопытно, что Марина не помнит свою первую куклу: "Сколько их уже переделано!.."



Хотя я начала продавать свои первые ясно сформулированные бумажные куклы моим одноклассникам, я не принимала решения строить карьеру кукольника. На это решение повлияло мое концептуальное художественное обучение в Институте, именно там сформировались стилистические качества моей работы в ее существующей форме.





После долгих поисков и проб материала; перемены пространства жизни на канадские пейзажи и длинного пути становления профессионализма, Марина нашла идеальный для своих замыслов и идей материал - фарфор.



Мне необходимо постоянно расширять горизонты. Я верю, что секрет успеха - поиск вдохновения и новых знаний вне непосредственной сферы деятельности. Причина того, что в мире столько скучных и одинаковых работ, кроется именно в том, что их создатели равняются на чужих кукол: следовательно, одна и та же кукла перерождается в разных руках снова, и снова, и снова...





Её составные и очень детализированные куклы потрясают не только воображение, но и мир современного искусства.



Когда я должна была придумать фирменный знак, я решила назвать их после того, как прочитала рассказ Пола Галлико - “Очарованную Куклу”, где молодая женщина создает куклы с такой большой любовью, что они очаровывают людей с первого взгляда деликатной, как живой красотой.И это - тоже моя цель.



Мировая слава данного бренда по мнению критиков происходит от неповторимого стиля росписи кукол, который прозвали Васнецовский, или Врубелевский, создающего иллюзию живой куклы. Сама Марина относит себя к последователю германской художницы Суламит Вульфунга и русской классической живописи эпохи передвижников.



Марина не боится бросать вызов общественному вкусу, если это необходимо для осуществления ее творческой идеи. Куклами, которые вызвали самые оживленные и напряженные дискуссии среди коллекционеров и зрителей «со стороны», оказались «Некрофилия» (Necrophilia) (Спящая Красавица, которая слишком долго ждала своего принца, и на ее прекрасном теле проступили следы тления),



"Невеста Франкенштейна" (Bride of Frankenstein) с грубыми хирургическими швами на теле.



"Государственное Имущество" (State Property) с вытатуированными на животе трубами и барометрами - первая кукла в коллекции "Святая троица традиционной женственности", посвященной порабощению женщины социумом.




Но все-таки большинство кукол Марины Бычковой - нежные и трепетные девушки и (иногда) юноши с задумчивыми глазами, иногда c играющей в уголках губ улыбкой, и роскошными волосами (впрочем, редкие короткостриженые куклы поразительно трогательны). Марина с любовью воплощает в нежных фарфоровых куклах свои фантазии, любовь к мифам, сказкам и к праздничным национальным костюмам стран мира.



Все куклы а также одежду и все аксессуары Марина делает вручную, вообще деталям она уделяет очень большое внимание как анатомическим, так и визуальным, формируя неповторимый образ каждой куклы, и доводит свое детище до совершенства.



Меня бы не хватило на то, чтобы вести обычный дневник. У меня целые стопки блокнотов и альбомов, и они мне дороги не только как подборка идей на будущее, но и как документальная хроника моей жизни.



Эскизов, у Марины, конечно, куда больше, чем произведенных кукол, но гораздо меньше, чем идей. На основании эскиза она делает мастер-модель тела и головы куклы, стараясь добиться желаемых пропорций и анатомической верности, настроить шарниры. На этой основе уже создается вторая форма, которую хватит на отливку 30-40 кукол.



Отдельного внимания, по мнению специалистов, заслуживают шарнирные соединения частей ее фарфоровых кукол, которые она разработала сама путем проб и ошибок. Для крепления шарниров Марина использует миниатюрные стальные пружины, причем каждый шарнир имеет изолированное крепление со своей собственной силой напряжения пружинки.



Каждую куклу Марина расписывает специальными красками по фарфору, которые закрепляются обжигом в печи, благодаря чему, не стираются, - очень сложная и кропотливая работа. Пишут, что даже "татуированные куклы” Марины - действительно татуированные, а не расписанные под тату. Оно выполняется иглой, после чего обжигается.



Марине постоянно приходится бороться распространенным стереотипом о хрупкости фарфора: "Фарфор очень прочен и долговечнее любой пластмассы!". Никто не знает, что станет с куклами из полимерных пластиков, полиуретана и других синтетических материалов через десять (двадцать, тридцать, пятьдесят...) лет: даже лучшие образцы промышленных кукол из винила, пластмасс и полиуретана со временем начинают менять цвет и разрушаться, и здесь вопрос лишь в том, начнется этот процесс через три года или тридцать.



Фарфор же надежен и долговечен: антикварные куклы XIX-начала XX века до сих пор выглядят как новые, если за их "не-фарфоровыми" частями хорошо ухаживали. Многолетняя практика уже подтвердила то, что фарфоровые куклы  Марины Бычковой действительно ломаются очень редко (Марина рассказывает, что чаще это случается с их тонкими ручками), и художница безвозмездно чинит своих кукол: владельцу пострадавшей придется оплатить лишь необходимые материалы и пересылку куклы в Канаду и обратно.



Конечно, такой объем кропотливой работы (и то, что вся она делается лично автором с использованием только лучших материалов) приводит к тому, что фарфоровые куклы Марины очень дороги, а на рождение каждой из них требуется немалое время. На изготовление одной куклы уходит до 500 часов. Цена на её произведения колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов, что довольно необычно в мире современного искусства. Но выход был найден.



С 2008-го года, Марина начала работать с полиуретановыми куклами. В процессе поиска фабрики для их производства, Марина обратила внимание и на Россию. Но технический уровень нашего производства и манера ведения бизнеса наших предпринимателей привели к тому, что Марина сотрудничает с американской Dollfair.



Мы с моим ассистентом Катриной долго пытались добиться от полиуретана того, чтобы кожа моих кукол светилась, как у фарфоровых. Поэтому в полиуретан добавляется фарфоровый порошок, позволяющий достичь этого эффекта. Чем ближе сходство материалов, тем лучше. Фарфор более долговечен - но полиуретан, конечно, прочнее.



Да, мы используем новый состав, который при вмешивании в полиуретан отражает солнечные лучи и замедляет процесс пожелтения. Я поставила эксперимент над моими прототипами, высадив их на полке и наблюдая за цветом. Куклы просидели в комнате с естественным освещением целый год, и ни одна из них не пожелтела даже незначительно.



Естественно, пока нельзя утверждать, что пожелтение не начнется никогда - материал новый, и требуется время, чтобы он себя проявил. Но если цвет и изменится, то очень слабо. Надеюсь. (смеется) Вообще пластики непрерывно совершенствуются, формулы дорабатываются. Раньше BJD сильно желтели даже за несколько месяцев, а новые куклы из полиуретана уже иначе реагируют на свет, чем те, которым пять лет и больше.


Работа с полиуретаном занимает у меня очень много времени (лишь незначительно меньше, чем с фарфором) - в частности, сборка и роспись. Я ведь собираю своих кукол не на эластичный шнур, а на металлические пружины. Если же говорить о росписи, то когда я расписываю фарфоровую куклу, то чувствую краску и материал, кисть становится продолжением руки.



А в апреле прошлого года, была выпущена первая книга-альбом с работами Марины.





Мне понравилась фраза из Интернета о моих куклах: "Это люди, притворившиеся куклами”. А еще мне приятно, что их называют живыми. Я вкладываю в куклу все свое умение и никогда не гоню халтуру. Мой принцип - делать, так делать! Я не работаю под заказ, а создаю свои куклы такими, какими я их вижу. Я могу внести какие-то изменения по желанию покупателя, но это мелкие детали, которые касаются в основном украшений.



Конечно, поступают заказы на изготовление спецкукол, но я ценю свободу творчества и не берусь за их выполнение. Поймите, это не моя сказка. Я вполне счастлива и не одинокая художница-затворница, сошедшая с ума от тоски и печали. Всмотритесь внимательно в мои образы, и вы увидите счастье на их лицах. Может, тоска и одиночество вам только кажутся или, может, это ваши фантазии, идущие из детства, в котором у вас не было таких кукол...





Куклы для меня - это мечты, которые сбылись..



Мы проживали в городе Новокузнецке. Город довольно большой и знаменит своими шахтами и металлургическими заводами. Так сложились обстоятельства, что мы уехали в Канаду и поселились в Ванкувере, который стал для меня второй родиной. Как бы там ни было, но я люблю Россию, мой Новокузнецк, и я горжусь, что я русская. Скажу больше, по старинным преданиям нашего семейства, наш род Бычковых происходит от младшей ветви Великого князя Владимира Мономаха и, если это правда, тогда выходит, что я принцесса. Как вам такое? Вот и мне не верится..



Анна Каренина, выжившая под поездом.

Автор:


Источники: (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7)

Previous post Next post
Up