Каждое изделие, выполненное в технике ирландского кружева, обладает красотой, воздушностью и изяществом. Кружево вяжется исключительно вручную, и каждое изделие получается уникальным в своем роде.
Существует любопытная легенда о том, что первыми ирландским вязанием увлеклись моряки. Видимо вдали от дома, от суши - они частро вспоминали свои родные леса, луга и начали вязать небольшие узоры в виде листьев, цветов, веток.
Затем кто-то догадался соединить отдельные узоры в единое полотно, и получилсь кружево. Легенда гласит, что этими моряками были именно ирландцы, отсюда и появилось название техники.
Но легенда остается легендой, а официально принятая версия, как всегда, не столь сентиментальна. Техника вязания кружева была придумана в очень тяжелые для Ирландии годы. C 1845 по 1851 годы, в стране был картофельный голод, погибло около 1 миллиона человек, а 30 % населения эмигрировала в США. Страна была на грани вымирания.
Что бы как то спастись от голодной смерти, люди стали всеми возможными способами зарабатывать на хлеб насущный. Кружева в то время высоко ценились, но плести их могли не многие, тем более это занимало уйму времени. И тут как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло. Молодой девушке, рукодельнице и просто умнице Риего де Бланкардье, дочери франко-испанского дворянина и ирландки, пришло на ум как можно с помощью крючка ускорить процесс вязания кружева и получить превосходную вариацию модного и красивого венецианского кружева, которое плелось или на коклюшках или с помощью обыкновенной иглы.
Крючок на порядок ускорял процесс создания кружевных узоров - кусок кружева, который с помощью иглы изготавливался в среднем 200 часов, крючком мог быть связан всего за 20. Освоив новую технику досконально Риего де Бланкардье, решила облегчить труд всех рукодельниц Ирландии и в 1846 году выпустила книгу, в которой подробно описала технологию вязания ирландских кружевных узоров с помощью крючка.
Новый способ очень быстро внедрился в народ и многие семьи стали обеспечивать себя вязанием кружева. Такой способ давал возможность разделения труда - каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все - мужчины, женщины, дети, старики.
Секреты вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция!Готовые мотивы относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники, манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.Ирландское кружево охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до землетрясения 1906).
В 1900 году ирландское вязаное кружево проникает во Францию и начинает соперничать с наиболее красивыми современными кружевами. Ирландское вязание крючком стало событием в истории кружевоплетения. В эпоху модерна из него вручную вязались целые платья с объёмными элементами в виде цветов и стрекоз.
В середине XIX в. изготовлению настоящих кружев ручной работы был нанесен непоправимый удар изобретением машинного способа производства. Главное качество кружев ручной работы - свободная непосредственность орнамента, его своеобразная неповторимость - сменились сухим и безжизненным воспроизведением узора.
Дешёвые машинные кружева подражали старым образцам, но подражание это было чисто механическое, и они не имели ничего общего с полным творческой фантазии волшебным искусством старых кружевниц. Ставшие традиционными для отделки нижнего белья, из предмета роскоши кружева превратились в обычное украшение одежды.
И к 1920 году это ремесло пришло в упадок. Для этого была и другая причина. Если кружево было неотъемлемой частью утончённо-вычурной эстетики декаданса конца девятнадцатого века, то век двадцатый поспешил избавиться от интригующей многозначительности кружева и сменить её на откровенность открытой кожи.
Популярность кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал спрос на предметы роскоши.Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета “в простое платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев”.
Главная ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать вязаное кружево может только рука мастера.
Учебники, изданные несколько столетий назад, переиздаются всё новыми тиражами.
Современные модельеры не дали угаснуть интересу к кружеву, оно вновь возродилось в моделях одежды известных брендов. Ирландское кружево очень часто используется в коллекциях одежды, из него создают неповторимые по своей индивидуальности платья, костюмы, пиджаки.
Приятно знать, что современные рукодельницы, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность сами вяжут себе вещи по мотивам ирландского кружева. Ирландское кружево всемирно известно, оно часть истории Ирландии. Современные дизайнеры, интерпретируя старинные приемы вязания кружева и используя драгоценный опыт мастериц, активно используют эту технику в своих работах.
Существенная часть информации взята вот
отсюда, а часть картинок из замечательной книги “Irish Crochet Lace” японского автора Mayumi Kawai. Книга на японском, но если вам все равно интересно, скачать и посмотреть ее можно вот
тут. Там сканы в jpg.
Если пост понравился, можно понажимать кнопочки.)