Изделия из его мастерской есть у Джорджа Буша, американского миллиардера Джорджа Сороса, Штефана Фюле. Он объездил со своими работами полмира...
Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу, голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.
На протяжении многих веков Крым населяли различные племена и народы и каждый внес неповторимый вклад в развитие керамики Крыма. История гончарного дела в Крыму так своеобразна и необычна, что вызывает интерес многих исследователей.
Многое повидала и испытала крымская земля: Немало прошло по её дорогам народов, культур, религий. И все они оставляли здесь частичку своих традиций и обычаев, становившихся неотъемлемым целым общей крымской культуры.
Народные развлечения крымских татар. Христиан Гейслер. 1804. Из альбома «Живописные описания обычаев, нравов и развлечений русских, татаров, монголов и других народов в Российской Империи»
В многонациональном Крыму, где испокон веков мирно уживались различные культуры и конфессии, одним из главных факторов этого добрососедского сосуществования выступала сама крымская природа. Её неиссякаемые горные источники одинаково утоляли жажду путника любой национальности, на вершинах и склонах её вечных гор совместно вели хозяйство греки и татары, армяне и русские, караимы и болгары, а таврические леса дарили пищу, тепло и красоту как христианину, так и мусульманину.
Соответственным было и отношение человека к своей благодетельнице - природе. Более того, что необходимо у нее старались не брать, а за то, что брали, многое отдавали взамен: горные источники забирались в искусные каптажи-фонтаны, на безлесных участках гор сажали деревья, в суровую зиму в лесах подкармливали диких животных и птиц. Чувствовал предок современного крымчанина и пейзажную ценность окружающей его природы: за необычную красоту многие местности объявлялись заповедными и неприкосновенными - "святыми".
Природа объединяла крымские народы в прошлом, может она объединять их и сейчас. Для этого необходимо лишь более глубоко и уважительно относится к Природе и помнить, что все мы - общие её дети, а значит, кровные братья и сестры между собой.
Необходимо помнить и ещё одну вещь. Судьба нашей земли зависит только от нас: будь ты русский или татарин, украинец или еврей - будущее Крыма в твоих руках. В наше смутное время голос каждого человека имеет силу, голос в кровавой и бессмысленной вражде, которой никогда не будет конца.
На Крымском полуострове производилась почти вся нужная населению керамика. В Крыму было несколько гончарных центров - в урочище Чобан-Куле и Канакской балке недалеко от села Морского, над Мисхором, у села Трудолюбовка вблизи Бахчисарая.
Фрагменты средневековых амфор и фляга из Чобан-Куле.
В Чабан-Куле раскопано более двадцати двухярусных гончарных печей, представляющих собой сложные технические комплексы из обожженных кирпичей размерами до четырех метров в ширину и до пяти в высоту. Произведенные посуда и черепица продавались не только по всему Крыму, но и по всему Северному Причерноморью.
План одной из гончарных печей Чобан-Куле.
В курганах Крыма, в ямах и каменных сооружениях, встречаются скорченные погребения на боку с руками перед лицом, сопровождающиеся острореберными сосудами с выраженной шейкой и банками, часто украшенными врезным орнаментом. Такие погребения характерны как для срубной, так и для культуры многоваликовой керамики.
Однако в том случае, когда сосуды богато украшены рельефным орнаментом, следует вести речь о многоваликовой культуре, для которой в равной степени характерны сосуды с декором и без него (орнамент преимущественно рельефный).
Такие сосуды, острореберные с двумя горизонтальными гладкими валиками (на венчике и ребре), найдены в погребениях кургана у Филатовки и в кургане на горе Клементьева у Коктебеля; в первом случае умерший был помещен в грунтовой могиле, а во втором - в гробнице со стенами, выложенными из каменных плит. Сходная керамика найдена в катакомбных грунтовых захоронениях, окруженных кромлехами, могильника Штурмовое на территории Севастополя.
Гораздо лучше, чем курганами, многоваликовая культура представлена поселениями на побережье Восточного Крыма. Это Алчак-Кая, Деляметовское, Щебетовка, Планерское, Кирово, Слюсарево, Киммерик, Маяк, Каменка и пр. По-видимому, здесь создатели многоваликовой керамики перешли к прочной оседлости. В Каменке выявлены остатки 20 наземных жилищ овальной и прямоугольной формы, укрепленных по основанию каменными кладками.
На поселениях найдены кремневые орудия (вкладыши серпов, наконечники копий и стрел, в частности, с черешком и выемкой в основании, скребки), вещи из других пород камня (зернотерки и терочники, грузила, абразивы с желобком), глиняная бусина и просверленные кружки из стенок сосудов (по-видимому, для разглаживания стыков у глиняных лент при формовке горшков), разнообразные рогово-костяные изделия (псалий, т.е. принадлежность конской узды, круглые пряжки, аналогичные курганным, проколки, острия, шпатель, лощина, лопатки животных с зубцами для обработки шкур, сверленые астрагалы, молоточковидные булавки, подвеска из зуба, скульптуры), а также металлические четырехгранные шилья.
Многочисленны аналоги кизилкобинской керамики на Северном Кавказе. Это находки из верхнего слоя Алхастинского поселения в Ассинском ущелье, из Айвазовского поселения на реке Сушке и в особенности из Змеиного поселения. Сходная керамика и в северокавказских могильниках. Следовательно, кизилкобинская культура не представляет собой изолированного явления, она имеет в ряде элементов близкие аналоги и на Северном Кавказе, и на юге материковой Украины.
Крымские татары разделили участь депортированных народов, лишённых возможности жить и творить на своей земле. С изгнанием крымских татар из Крыма исчезли материальные и художественные ценности народа, создаваемые веками, прервались традиции и навыки старинных ремесел. Крымскотатарская керамика не достигла таких высот совершенства, как металл, но она широко использовалась в быту, была незаменима в некоторых отраслях сельского хозяйства.
Пряжки женских поясов. Крымские татары.
На сегодняшний день, взглянуть на подлинные образцы крымскотатарского керамического искусства прошлого мы можем только в музеях и редких частных коллекциях.
Хотя нет, не совсем. Познакомьтесь с современными работами
Рустема Скибина. Мастер посвятил себя возрождению забытого ремесла крымских татар.
На основе крымскотатарских орнаментов, собранных и расшифрованных художником и искусствоведом Мамутом Чурлу, Рустем создал свой стиль полихромной росписи керамических изделий, несущий в себе лучшие черты традиционной культуры крымских татар.
Изделия из его гончарной мастерской есть у Джорджа Буша, американского миллиардера Джорджа Сороса, еврокомиссара Штефана Фюле. Рустем Скибин объездил со своими работами полмира: Оман, Турция, Россия, Польша…
Рустем Скибин родился в 1976 году в городе Самарканд, Узбекистан. После окончания в 1996 г. Самаркандского училища искусств по специальности «художник-педагог» вернулся в Крым, где по 2000 год работал главным художником на керамическом предприятии «Таврика» в Симферополе.
Мастер в совершенстве овладел методом создания вариантов древних орнаментальных структур. Узоры его произведений несут мощную положительную энергетику, заложенную в основной программе бытия - продолжение жизни на земле. Рустем создал серию уникальных блюд с изысканными каллиграфическими композициями.
Художник активно собирает, анализирует, восстанавливает технологии изготовления разнообразных форм традиционной бытовой гончарной керамики, изучает и восстанавливает старинную ремесленную терминологию.
Мастер постоянно находит пути применения своего ремесла для расширения ассортимента изделий. Кроме основного продукта орнаментированных блюд и тарелок производит керамические светильники, фонтаны, музыкальные инструменты, декоративные панно.
Его работы популярны далеко за пределами Крыма. Преподаёт в Бахчисарайской детской керамической студии «Чёльмекчилер» (в переводе с крымскотатарского языка «гончары»). В посёлке Акрополис, Симферопольский район, создал творческую мастерскую «Эль-Чебер» (в переводе с крымскотатарского языка «страна мастеров»), в которой воспитал таких мастеров, как Айдер Абибулаев и Асие Мушурова.
Скибин является активным участником региональных, всеукраинских и международных выставок. Рустем неизменный участник семинаров и выставок проекта «Крымский стиль». Член творческого объединения «Чатыр -Даг» (по названию горы в Крыму). Кандидат в члены Национального союза мастеров народного искусства Украины. Член Ассоциации крымскотатарских художников.
Я с детства что-то мастерил: вырезал из дерева, лепил из глины, гипса, собирал, прикручивал. Еще в Самарканде, до возвращения в Крым, посещал ремесленные мастерские, часами мог смотреть, как люди что-то делают своими руками. Пробовал, учился. А вообще, по образованию я художник-педагог и всерьез заниматься керамикой начал уже в Крыму.
Сейчас крымскотатарское гончарство только начинают возрождать. Это очень сложно, потому что образцы гончарных изделий почти не сохранились. За 10 лет удалось найти лишь 15 керамических элементов. Вышивка и ценные украшения сохранились. Но керамика - очень хрупкий для времени материал.
Вообще, от обжига зависит очень многое. Я работаю с печью на дровах. Есть у меня и электрическая, но с ней неинтересно. Когда горит настоящий огонь, это добавляет изделию эмоций.
Прежде чем что-то наносить на изделие, настраиваюсь на хорошее. Твое душевное состояние видно в рисунке, в работе. Любой человек может посмотреть на рисунок - и на уровне подсознания понять, в каком настроении мастер делал эту вещь.
Я четыре года проработал на предприятии, которое занималось керамикой. Там я научился делать то, что требуется, вне зависимости от того, хочется этого сейчас или нет. Этот опыт дал мне возможность в любой момент очень быстро настраиваться на рабочий лад и не ждать вдохновения.
Семья и родные люди не должны зависеть от того, пришла или не пришла к тебе муза. Всегда говорю об этом ученикам. Творчество - это хорошо, оно должно быть на первом месте, но и материальное вознаграждение - обязательно! И это правило, я считаю, должно быть в любом деле: вместе с уровнем мастерства должен расти уровень благосостояния. Если этого не происходит, надо искать что-то новое.
Как многие татары, мы приехали сюда, вернулись на родину, и прямо в голом поле начали копать траншею под фундамент. Из всех достижений цивилизации было только электричество - и то мы сами подвели к дому провод на деревянных подпорках. К 1996 году построили часть дома, воды не было, зимой ходили с саночками к роднику за несколько километров - прямо по грязюке, дорог ведь не было. Летом на участке выращивали помидоры на продажу.
Вот тогда были моменты, когда я думал, что надо бросить гончарное дело и заниматься коммерцией. Купил, продал - получил живые деньги. Меня поддержал мой покойный дядя Эмир, сказал, что надо заниматься своим делом. По выходным я лепил из глины на кухне, подстелив кусок целлофана, чтобы стол не пачкать. Ни о какой мастерской и речи не было. Позже Всевышний послал мне лучшего учителя и наставника Мамута Чурлу.
Первый секрет успеха - терпение. Если берешься за что-то, доведи до конца. Второй - это умение почувствовать, что сейчас актуально и востребовано людьми, в этом ключе работать, делать открытия и находки. Ведь все, что я создаю, я создаю для людей, им должен нравиться мой товар, в конце концов, они должны его купить. И третий - нужна та работа, где материальное вознаграждение будет расти с уровнем твоего мастерства.
Все это - древнейшие знаки и символы, которыми наши предки передавали информацию. Возьмем, например, эту тарелку. Рыба в данном случае - это наш полуостров, вокруг - море. На рыбе веточки и цветы - это пресная вода, то есть реки. Крым населен многими народами, это отображают дома на спине рыбы. Много садов - это знак добрососедства и, одновременно, пожелание благополучия…
А что может быть важнее?
Видео об авторе:
Click to view
Автор:
Источники: (
1), (
2), (
3), (
4), (
5), (
6)
Блог Оченьдаже
Поделиться постом с друзьями в контакте можно
вот тут, а в фейсбуке
вот там, спасибо!