Традиционная Сучжоуская вышивка шелком

Jan 18, 2012 13:38


Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле"; иностранцы предпочитают другое название "Китайская Венеция" - из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом.


   






Сучжоу - один из самых старых городов в бассейне реки Янцзы; это название было известно еще в 600 годах нашей эры, когда Сучжоу являлся центром сооружения Великого Канала. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами "великий" и "благородный".







Изящные классические сады, старомодные здания и тонкие полукруглые мосты сделали Сучжоу известным историческим и культурным городом, полным поэтического очарования. Но наибольшую известность провинция Сучжоу получила благодаря зародившемуся здесь искусству ручной вышивки шелком по шелку.







Вышивка шелком по шелку - жемчужина восточных искусств. Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад): император Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”. Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайщих деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани.







В книге “Тайные сокровища Цинов” отмечается, что вышивальщицы Сунской династии (960-1279) использовали «иглы толщиной с волос. Цвета шелковых нитей так ярки,что ослепляют глаз. Пейзажи и здания располагаются в правильной перспективе, изображения людей яркие и осязаемые, цветы и птицы словно живые.»







Лучшие шелковые вышивки превосходят живописные творения. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: "переулок шелковой нити", "фабрика шелка", "улица вышивки цветов", и другие. Этот вид вышивки окончательно сформировался в период династии Сун (960-1279 гг.), а в период династии Цин (1644-1911 гг) она достигла наибольшей популярности. Пожилые мастера говорят, что раньше ради сохранения наследственности и передачи этого искусства, секреты мастерства вышивки передавались только мужчинам или же, например, жене сына, но не передавались дочерям.




Это очень скрупулезный труд. Этот вид искусства сочетает в себе живопись, графику и рукоделье. На одну картину у мастера уходит от 6 месяцев до года кропотливого труда. Но зато в результате получаются настоящие шедевры. Созданные таким образом картины выглядят как живые. На них можно рассмотреть самые мельчайшие детали изображаемого объекта.







Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже тогда вышивку использовали для украшения одежды. Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что и обеспечило развитие шелководства из промысла до стадии промышленного производства. Это стимулировало развитие здешней шелковой вышивки. Уже тогда вышевку использовали для украшения одежды. Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что и обеспечило развитие шелководства из промысла до стадии промышленного производства. Это стимулировало развитие здешней шелковой вышивки.







Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада. Появилась "Реалистичная вышивка" - именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.







В начале 30-х годов ХХ века появился новый стиль шёлковой вышивки, получивший название «произвольный стежок». Его создатель - Ян Шоуюй, декан факультета вышивки в профессиональной женской школе. Стиль был специально создан с целью использования стежков разной длины и направлений. Новая техника дала возможность произвольно накладывать вышитые слои для достижения нужного эффекта. Это, с одной стороны, усложнило работу, сделав её ещё более кропотливой, но с другой - придало большую реалистичность самим картинам, добавило глубины цветам. При помощи вышивки в различных направлениях достигается и эффект особой светотени: в небольшой картине можно найти до 80 оттенков разных цветов. А в монументальных полотнах - до тысячи. Нитки окрашиваются вручную специально под каждую картину.







В 1950 г. по распоряжению китайского правительства в Цзянсу был создан Государственный научно-исследовательский институт Сучжоуской вышивки, в городах открылись училища техники вышивания. В то время в Сучжоуской вышивке применяли только 18 видов стежков, а теперь их число увеличилось до 40.







В наши дни техника продолжает свое развитие. Современная сучжоуская вышивка делается на полупрозрачном шёлке, а узелки прячутся таким образом, что обе стороны вышивки кажутся лицевыми. Для вышивки используют только натуральные шёлковые нити. Форма каждой шёлковой нити - восьмигранник. За счёт этого свет, играя и преломляясь на его гранях, оживает вместе с изображением на картине. Именно форма и структура шёлковой нити позволяют окрасить её в более чем 1500 оттенков.




Славу шелковой вышивке принесли ее утонченность, элегантность и красота. Помимо традиционных односторонних и двусторонних вышивок, шелковая вышивка включает и многие другие виды работы иглой, такие, как парчовая вышивка, вышивки волосом, узлом и др. Произведения участвуют в выставках по всему миру и ценители искусства могут восхищаться красотой и изысканностью, создаваемой искусными мастерами и гордиться приобретенными шедеврами.




Процесс изготовления Сучжоуской вышивки:

1. Подбирают сюжет для вышивки. Мастера обычно пользуются специально нарисованными для вышивки картинами (нередко и бумажными вырезками) или готовыми произведениями масляной живописи, а также фотоработами известных художников.

2. Определяют стиль вышивки, подбирают иглы и ткани.

3. Подбирают нитки необходимых цветов и оттенков. В обычной вышивке можно обнаружить более 10 оттенков разного цвета. Толщина ниток в 12 раз меньше, чем у тех, что идут на обычную вышивку.

4. Выполняя работу, мастерицы вышивают на шелке цветными нитками разнообразные узоры, фигуры и иероглифы.

отсюда, отсюда и отсюда.

Ткань, Этника, Вышивка

Previous post Next post
Up