Неизвестный Пикассо

Apr 24, 2013 15:00





О том, что Пабло Пикассо успел поработать еще и в этом направлении искусства вспоминают не так уж часто. Может быть, потому что на фоне остальных работ, эти выглядят недостаточно яркими. А может, просто потому что их цена никогда не доходила до тех скандальных цифр.








Le Grand Faune brooch of 23k gold, 20/20 edition François Hugo after Pablo Picasso, 1973 (private collection of Diane Venet)

Несколько ювелирных работ великого художника предстали перед публикой только в 1998 году. Хотя эти изделия много лет пролежали  дома у Доры Маар, возлюбленной художника - мало кто знал о их существовании. Украшения попали на аукцион лишь спустя год после ее смерти.






Ink and color pencil drawing by Picasso set in frame-shaped pendant for Dora Maar, c. 1936-1939

Марк Блондо - основатель аукциона Sotheby's помогал каталогизировать украшения в начале 1998-го года в квартире Доры Маар на Rue de Savoie в Париже, где она жила с 1936-го по 1945-й годы, во время своей любовной связи с Пикассо.






Ady, Marie Cuttoli, her husband, Man Ray, Picasso and Dora Maar, photographed by Man Ray in the South of France, 1937 (photo by Man Ray)

"Ювелирные изделия были повсюду: под кроватью, в старых обувных коробках…" - рассказывает Блондо. "Она хранила их бережно, с ревностью, как память о Пабло".






Portrait of Dora Maar engraved on brass plate of Juvénia watch inserted in chromium-plated metal ring, c. 1936-1939

Даже эксперты в ювелирных работах модернистов не представляли до этой находки, что Пикассо занимался украшениями задолго до своего коммерческого сотрудничества с ювелиром Франсуа Гюго в конце 1950-х и 1960-х.











Среди изделий были брошь, четыре подвески, часы и кольца, готовые оправы, в которые художник вставлял миниаютюрные портреты, в основном самой Доры Маар.






"Dora Maar au foulard" pencil drawing on board by Pablo Picasso, set in large open-worked steel brooch with simulated marcasite border, c. 1936-1939

Шесть гравюр были сделаны на обычной гальке, которую Пикассо подобрал на пляже. Рисунок нанесен карманным ножом. Два лета подряд влюбленная пара провела в Жуан-Ле-Пен на юге Франции. Почти все гравюры из терракота, некоторые с отверстиями в верхней части, так что Маар могла носить их как амулеты.






Tête de Faune pendant amulet of engraved soft stone and Femme Qui Pleure engraved terra cotta amulet made by Pablo Picasso for Dora Maar, c. 1937

"Многие художники - даже кое-кто из великих - делали украшения для своих близких. И эти изделия были абсолютно неинтересны, с точки зрения ювелирного искусства - только как часть истории" - говорит Тони Гринбаум, историк искусства в Нью-Йорке, специализирующийся на ювелирах-модернистах. "Сам по себе факт, что Пикассо сделал эти украшения и сделал их для Доры Маар невероятно интересен, независимо от того, что они собой представляют в плане стиля и эстетики. Безусловно, подобная находка - это эпохальное событие".

Основная часть украшений сделана с 1936-го по 1939-й, в первые три года романа Пикассо и Маар. Единственное письменное упоминание об этих изделиях, которое парижские исследователи смогли найти, появляется в биографии Пикассо и Одры, написанной Джеймсом Лордом, который жил в Париже после ВОВ и дружил с обоими участниками истории.






Portrait of Dora Maar in ink and color pencil by Picasso set in carved yellow gold ring and polychrome enamel band, c. 1936-1939

По словам Лорда, первое украшение Пикассо сделал для Маар, чтобы утешить ее после потери кольца с рубином. Золотого кольца, полученного в обмен на одну из его акварелей.

"Во время прогулки, переходя мост, между влюбленными завязался спор. Пикассо упрекал Дору в том, что она уговорила его отдать произведение своего искусства в обмен на безделушку.

В какой-то момент Дора решительно сняла с пальца кольцо и бросила его в Сену, заставляя Пикассо замолчать. Позже она расстроилась, что поступила так импульсивно."






Pablo Picasso - "Trefle (Clover)", 1971, Jewelry, 23 Carat Gold Pendant

"Через несколько месяцев в этом месте реки проводили работы по углублению русла. И в течении нескольких дней Дора дежурила на мосту, в надежде найти кольцо. Но оно было потеряно навсегда. И все по вине Пикассо."

"Дора не могла забыть эту историю до тех пор, пока Пикассо не сделал кольцо собственного дизайна для нее. Оно было слишком драгоценным и слишком хрупким, чтобы его носить Конечно, к какой-то степени это была его месть."






23kt Gold Pendant, Pablo Picasso, "Visage géométrique aux traits"

Очевидно, Лорд не знал о других украшениях, которые Пикассо сделал для Маар. Однажды она показала Лорду серебряную зажигалку со своим выгравированным портретом, в манере типичной для Пикассо в конце 1930-х:

- Одна из самых дорогих мне вещей…
- Она действительно очень красива…
- Ее ценность не только в этом.






Vivianna Torun Bülow-Hübe-and-Pablo Picasso

Лорд описывает шкаф из красного дерева, который Маар называла "частным музеем". В нем были предметы изготовленные Пикассо, в том числе бронзовые руки и бюст Маар, спичечные коробки с рисунками на них, несколько больших книг, проиллюстрированных Пикассо, и зверинец, и птичник, из дерева, бумаги, гипса, металла…






Тарелки. Роспись Пабло Пикассо.

"Он не знает, как прекратить создавать вещи," - объяснила Маар Лорду, когда он впервые увидел эту коллекцию в 1953-м году. "Это, должно быть, невыносимо для него. Конечно, это становится невыносимо и для нас".

Хотя Пикассо и Маар никогда не были женаты, и даже не жили вместе, их связь вдохновила художника на многие работы во время войны. Маар была потрясена, когда Пикассо ушел от нее к Франсуазе Жило (которая родила ему двоих детей, в том числе Палому) и провела некоторое время в психиатрической больнице. Однако некоторые из ювелирных изделий, обнаруженные в ее квартире доказывают, что они оставались связаны еще долгое время после этого



"Плачущая женщина" Пабло Пикассо, 1937 год. Модель Дора Маар.

Лорд вспоминает, как в 1950-м году, указывая мундштуком на картину, Дора Маар спросила его:

- Как ты думаешь, Пикассо на моей стене, сколько он стоит?
- Полмиллиона долларов. Может чуть больше..
- Гораздо больше! И я объясню почему. На стенах галереи, может быть, она стоит всего полмиллиона. На стенах любовницы Пикассо эта картина заслуживает существенной премии. Премии истории...

Блог Оченьдаже






Ювелирные украшения

Previous post Next post
Up