Мортен Тилдум. Имитационная игра (2014)

Dec 21, 2014 15:00



Удачные исторические фильмы о великих людях во многом схожи с экранизациями классики, их главная задача - воссоздать атмосферу времени и напомнить основные факты. Собственно тексты и справочники они ни в коем случае не заменяют, а наоборот помогают их читать.

Как жe выглядел Тьюринг и его коллеги в реальной жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно воссоздать на экране британскую культуру конца 1930х - 1940х гг. Здесь сразу вспоминается, например, "Битва за Британию" 1969г. Конечно, Тьюринг воевал совсем по-другому чем герои этого среднего на шкале того времени фильма, но это вовсе не означает, что нужно изобретать велосипед и рассказывать о 2МВ с нуля, так, будто "Битвы за Британию" и песен Веры Линн никогда не было.

Увы, Тилдум и его команда решили сыграть в первооткрывателей и недвусмысленно сделали добитловской культуре ручкой. При всем их профессионализме, результаты не замедлили сказаться - у Тилдума великий Тьюринг превратился в своего рода гибрид Вербицкого и Перельмана. Тo ли волшебник, то ли фокусник и притом явный социофобный тролль плюется нелепостями и банальностями на потеху окружающему его тупому быдлу.

Первая проблема фильма - поное отсутствие актерского ансамбля, действительно заметна только игра Бенедикта Кьюмбербатча (Алан Тьюринг) и Киры Найтли (Джоан Кларк). Слава Богу, Дикаприо от участия в проекте отказался, он бы окончательно все угробил. При желании можно вспомнить и Чарльза Данса в роли босса Тьюринга командора Деннистона, полицейских, расследующих дело Тьюринга в 1950х гг, но их роли получились на уровне кушать подано, а криптоаналитики - коллеги Тьюринга оказались и совсем на нуле.

Вторая проблема - диалоги. Они написаны так, что Тьюринг и его коллеги явно не проходят известный тест и изъясняются как машины - либо презрительно и невнятно, либо тупо копипастят газетные заголовки про победу над нацистами.

Единственное спасение от карикатурных мужских персонажей - действительно обаятельная Кира Найтли. То, что талант криптоаналитика и компьютерного инженера со сверхзвездной внешностью не сочетается, вполне можно списать на условность жанра.

Из профессионально топорной актерской игры и сценария при 96.4% отсутствии обаяния у главного героя естественным образом следуют возмутительные искажения исторических фактов. В отличие от экранного, реальный Тьюринг с советскими шпионами никогда не сталкивался и они его гомосексуализмом никогда не шантажировали. Все это понадобилось исключительно для оживляжа.

Отношения Тьюринга с его коллегами и начальством наверняка были сложные, но в тупую карикатуру они превратились благодаря криворукости авторов картины. Если бы Тьюринг был совсем лишен обаяния и лидерских качеств, он был бы не Тьюрингом, а Бэббиджем, и огромный для того времени суперкомпьютерный комплекс никогда не был бы создан.

Из-за полного отсутствия самой идеи командной игры по фильму можно подумать, что Тьюринг был чуть ли не третьим человеком в британской армии после Черчилля и его злыдня-начальника, а замечательные машины были высосаны из пальцасозданы исключительно напряжением воли. Конечно, реальные системы так не делаются!

В общем, не то чтобы ужас-ужас-ужас, не солнечный удар хоббитов по Сталинграду, но все равно грустно и жалко, что долгожданная встреча с Тьюрингом не состоялось. Вместо него нам показали какого-то злого печального клоуна.

окино

Previous post Next post
Up