Из-за "дела Мирзаева" пострадали 15 следователей.

Nov 28, 2012 17:52

Оригинал взят у reinhardt_f в Из-за "дела Мирзаева" пострадали 15 следователей.
Пятнадцать следователей Первого управления ГСУ СК РФ по Москве, которое вело расследование в отношении спортсмена, покидают данное подразделение. Занимавшийся этим делом следователь Виталий Ванин сейчас судится с СК РФ из-за незаконного увольнения. Причиной конфликта в одном из лучших управлений СК РФ стало несогласие сотрудников с позицией руководства, неожиданно ставшего настаивать на "утяжелении" обвинения чемпиону миру по боевому самбо.

Вынесенный 27 ноября приговор Расулу Мирзаеву, который был признан виновным в убийстве по неосторожности (статья 109 УК РФ) и получил два года ограничения свободы, подтвердил, что следователи изначально абсолютно правильно квалифицировали действия спортсмена. Однако это уже ничего поменять не может.
Желание сгладить страсти в обществе и, пусть на время, предъявить Мирзаеву обвинения по тяжкой статье УК РФ, привело к тому, что фактически "разгромленным" оказалось одно из лучших следственный подразделений России - Первое управление по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по Москве (так называемое "бандитское" управление). За последнее время из управления уволились три следователя, четверо перевелись в другие подразделения, еще восемь человек сейчас находятся в стадии перевода. Речь идет о следователях с колоссальным опытом работы, расследовавших теракты у станций метро "Павелецкая", "Автозаводская" и "Рижская", деятельность "ореховской" и "медведковской" преступных группировок, похищение Ивана Касперского, дела в отношении серийных маньяков (в том числе Пичушкина и Елистратова), деятельность группировок скинхедов, группировок, приезжих с Кавказа, нападавших на славян по националистическим соображениям и т.д. На смену им в управление пока пришли лишь три молодых следователя.
Массовый отток сотрудников из Первого управления напрямую связан с "делом Мирзаева". Причем изначально ничто не предвещало, что события будут развиваться подобным образом.
Когда после удара профессионального спортсмена Расула Мирзаева студент Иван Агафонов упал на асфальт, а потом скончался от полученной травмы, эта история вызвала, что называется, общественный резонанс. Поэтому расследовать дело, быстро ставшее "громким", поручили замруководителя Первого управления Виталию Ванину - на тот момент одному из лучших сотрудников ГСУ. Бывший сотрудник этого ведомства отметил "Росбалту", что изначально на Ванина никого давления не оказывалось, да и сделать это было бы невозможно. Руководство ГСУ знало, что в Первом управлении работают отличные профессионалы, которым лучше не мешать. Они разбирались в самых сложных преступлениях, по сравнению с которыми "дело Мирзавева" выглядит задачкой для первоклашек.
Ванин допросил десятки свидетелей, назначил три экспертизы и в результате пришел к однозначному выводу: Агафонов умер не от удара Мирзаева, а в результате травмы, полученной при падении с высоты собственного роста. Подобные случаи подпадают под нетяжкую статью УК РФ 109 (убийство по неосторожности). Соответствующие обвинения и были предъявлены спортсмену в окончательной редакции. Причем руководство ГСУ изначально поддержало подобную позицию следователя. Прокуратура тоже согласилась с доводами Ванина, утвердила обвинительное заключение и передала дело в суд.
На слушаниях 13 февраля 2012 год Замоскворецкий суд принимает решение изменить Мирзаеву меру пресечения (он находился под арестом) на освобождение под залог в 100 тыс. рублей. В обществе это вызвало крайне негативную реакцию: и обвинения предъявили необоснованно мягкие, и из-под стражи отпускают.
В результате уже 14 февраля Мосгорсуд отменил решение нижестоящей инстанции, Мирзаев остался в СИЗО. Коллегия судей Замоскворецкого суда, которая изучала дело, была полностью заменена. Новые служители Фемиды вернули дело следователям на исправление ошибок. Вот тут и встал вопрос, кто же займется этим расследованием. А точнее - предъявит Мирзаеву обвинения по более тяжкой статье УК РФ. Бывший сотрудник ГСУ рассказал "Росбалту", что Ванин прямо заявил главе ведомства Вадиму Яковенко: он изучил все нюансы этого дела и свою позицию не изменит. Если же руководство неожиданно стало придерживаться мнения, что спортсмен заслуживает другого обвинения, то лучше направить дело в иное подразделение, а не в Первое управление.
Вадим Яковенко так и поступил. Другие следователи инкриминировали Мирзаеву тяжкую статью УК РФ 111 УК РФ (смертельный вред здоровью). Однако в суде это обвинение не устояло. 15 ноября 2012 года прокурор попросил суд переквалифицировать его действия на более "легкую" статью 109 УК РФ, по которой спортсмен получил два года ограничения свободы. Правота Ванина была подтверждена. Только к этому времени сам он оказался уволен.
По словам бывшего сотрудника ГСУ, Вадим Яковенко воспринял позицию Ванина, отказавшего "утяжелять" обвинения, как "бунт на корабле". Вначале его отправили в "ссылку" - откомандировали в СО по СЗАО. А потом в Первом управлении провели организационно-штатные изменения, в результате которых должность Ванина попала под сокращение, а сам он оказался уволен. Следователь подал иск о незаконном увольнении и восстановлении на работе. Слушания по этому вопросу на днях должны были состояться в Пресненском суде Москвы, но их перенесли на начало декабря.
Когда у Ванина начались проблемы с руководством, за него решили заступиться 21 из 24 сотрудников Первого управления. Они подали рапорт Яковенко, в котором попросили оставить Ванина в прежней должности. Но никакой реакции не последовали. Тогда 19 сотрудников управление отправили обращение уже к главе СК РФ Александру Бастрыкину. Он тоже не отреагировал. "Взамен на управление "обрушилась" комплексная проверка, - рассказал бывший сотрудник ГСУ. - Все дела изучали, чуть ли не с "лупой" искали не то что нарушения, а даже малейшие недочеты, признаки "волокиты". Опытнейшим следователям, не имевшим никогда никаких нареканий, стали выносить дисциплинарные наказания. В частности, выговор получил следователь, которому оставалось пять месяцев до пенсии. В результате в управлении создали такие условия, что сотрудники сами стали из него уходить, один за другим". Итогом этого стало то, что Первое управление покидают пятнадцать следователей.
Примечательно, что опальных сотрудников ГСУ поддержали даже представители адвокатского сообщества. Они обратились к Владимиру Путину с письмом, в котором просят президента разобраться в ситуации, сложившейся в Первом управлении ГСУ СК РФ.
"Казалось бы, - отличный повод для ликования процессуальных оппонентов следствия - адвокатов, - заявил "Росбалту" один из авторов письма, управляющий партнер адвокатской компании "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры" Александр Забейда. - Но будучи профессиональными юристами, в сложившейся тенденции мы усматриваем опасность для всего правоприменительного процесса в целом. Именно следователи так называемого "бандитского управления", являясь элитным следственным подразделением столицы, всегда стояли на страже законности, давали отпор бандитизму, терактам, заказным и наиболее громким убийствам на территории Москвы".

Александр Шварев Росбалт.

Правду не скроешь, По следам недавних событий, Юридическая справка, Ликбез

Previous post Next post
Up