Два респостика Нумер 1 отношение Настоящих Русских Людей до 1917 к царскому режиму
Вопреки распространенному сейчас мнению что царя ненавидят только совки, до 1917 те самые Настоящие Русские Люди из РКМП - активно не любили царский режим * Была ли ещё в нач. 20 в. в Европе страна, где бы такое количество "властителей дум" подверглось в тот или иной период жизни, в тех или иных формах, правительственным репрессиям? Аресты, ссылки, тюремные заключения - вполне обыденные явления в жизни русского литератора и интеллектуала. Навскидку: 1)Л.Н. Андреев (15 дней в тюрьме), 2)А.В. Амфитеатров (две ссылки), 3)К.Д. Бальмонт (ссылка), 4)Н.А. Бердяев (ссылка), 5)М. Горький (ссылка, тюремное заключение ок. месяца), 6)А.С. Грин (несколько арестов, ок. года тюремного заключения), 7)Е.И. Замятин (три ареста, две ссылки), 8)Р.В. Иванов-Разумник (ссылка), 9)Н.А. Клюев (несколько арестов, тюремное заключение), 10)Н.Д. Кондратьев (два ареста, месячное заключение), 11)В.Г. Короленко (несколько ссылок, тюрьмы), 12)В.В. Маяковский (два ареста, полгода в Бутырке), 13)П.Н. Милюков (ссылка, неск. мес. в тюрьме), 14)М.А. Осоргин (полгода в тюрьме), 15)М.М. Пришвин (ок. года тюремного заключения, в т.ч. полгода в одиночке), 16)А.М. Ремизов (ссылка), 17)П.А. Сорокин (три с половиной мес. тюрьмы), 18)П.Б. Струве (ссылка), 19)Л.А. Тихомиров (четыре года в Петропавловке), 20)П.А. Флоренский (неск. дней в тюрьме), 21)К.И. Чуковский (9-дневный арест), 22)А.И. Эртель (четыре месяца в Петропавловке, ссылка). Я вовсе не хочу сказать, что все они были невинные овечки, вовсе нет, многие принадлежали к революционным партиям. Или что наказания были всегда крайне суровыми. Но вот такая концентрация творческой и интеллектуальной элиты в рядах радикальной оппозиции ярко характеризует уникальную остроту кризиса, переживаемого РИ. * https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3744821475562513&id=100001040921427 https://marss2.livejournal.com/4462758.html
Нумер 2 Постоянная раздвоенность Розанова. "19.XII.1915 Каков бы ни был поп, пьяный или трезвый, -- а он меня крестил. Вот основание ко "всякой сущей власти" относиться все-таки с уважением. Не кричать на неё, не хулиганить с ней, не подкапываться под неё. Ибо она была до меня, в её гимназии я выучился, да... вероятно она меня и "похоронит". Мы слишком "промежуточные"."
Одна из типичных ошибок Розанова. Нередко он конформистски поддерживал царя и власть. Власть его не похоронила. Она его просто СДАЛА.
Тем, кто его вскоре похоронил. И уничтожил всю его семью. И одобрал всё накопленное им за жизнь. И оставил голодать - просто ГОЛОДАТЬ.
Ошибки Розанова я начал понимать давно. Но из любви к нему смотрел сквозь пальцы. Дури написал он очень много. Почему? Из-за денег или просто так?
Постоянная раздвоенность Розанова сказалась и в отношении к войне.
Хотя были в стране люди, которые, проанализировав положение в Европе, чувствовали опасность. В феврале 1914-го член Государственного совета Пётр Дурново написал на имя царя «Записку», предостерегая его об опасности столкновения с Германией и предсказывая угрозу революции в России при взаимном ослаблении двух великих держав.
Но к таким выводам пришёл обобщающий ум опытного государственного деятеля. Писатель же Розанов выражал эмоции, царившие в обществе. И, наверное, задачей своей он ставил поддержать народ в наступающие тяжёлые времена. А что ещё делать литератору? Воспламенять бойцов для битвы.
Розанов увидел в этой войне борьбу двух миров меж собой, двух исполинов - германского и славянского. Сразу же назвав её второй отечественной войной - защитой основ Отечества. Русский народ опять должен был встать грудью «за весь сонм славянских народов», измученных «тевтонским натиском, который длится уже века».
Но через четыре года в «Апокалипсисе нашего времени» Розанов горько признаёт: «Мы начинали войну самоупоённые: помните, этот август месяц, и встречу Царя с народом, где было всё притворно? И победы, - где самая замечательная была победа казака Крючкова, по обыкновению отрубившего семь голов у немцев. И это меньшиковское храброе - «Должны победить».
Эти книги лучше всего читать параллельно - «Война 1914 года и русское возрождение» и «Апокалипсис». Воевать идучи, всегда нужно помнить, что брань эта может стать апокалиптической.
«Победа создаётся не на войне, а в мирное время, - понял Розанов после неё. - А мы в мирное время ничего не делали, и уж если что мы знали хорошо, то это - то, что равно ничего не делаем. Но дальше - ещё лучше. Уж если чем мы упились восторженно, то это - революцией».
К войне ни государство, ни общество оказались не готовы. Чем занималась творческая интеллигенция тогда? «Мы, в сущности, играли в литературе, - горевал Розанов. - «Так хорошо написал». И всё дело было в том, что «хорошо написал», а что «написал» - до этого никому дела не было».
Дурново предупреждал, что Россия не готова к тяжёлой войне. Хотя после японской катастрофы было сделано многое для укрепления обороны, но и этого многого не хватало. «В этой недостаточности, - доказывал он, - в значительной мере виноваты наши молодые законодательные учреждения, дилетантски интересовавшиеся нашею обороною».
Другой журналист «Нового времени» Михаил Меньшиков, в начале войны будучи уверенным, что «Должны победить», позже написал в «Дневнике»: «Прав был я в 1915 г., когда упрекал союзников в предательстве. Как прав был, предостерегая, что вся война ведётся в расчёте на наши будто бы неисчерпаемые силы, которые должны укрепить за Англией её трезубец».
Увы, во всём у всех проявилось опоздавшее понимание. Если б литераторы, пусть не рацио, как Дурново, а просто почуяли по-писательски, что грядут страшнейшие беды для народа российского! ... «Потому что Россия не хочет, чтобы страдали, умирали, гибли, оплёвывались и опозоривались единоверные и единокровные нам славяне… - воодушевлялся Розанов. - Потому что России больно от боли славян… И она хочет переболеть сама, чтобы им не было больно».
Неужто Розанов забыл, что писал любимый им Достоевский?! Ведь предостерегал тот: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными! … всё точно так именно сбудется». ... Розанов далеко зашёл в одобрении войны - найдя в ней воспитательное значение: «Мы осязательно и зрительно ощутили воочию, что такое «Государство» и что такое «Отечество». Увы, в мирное время мы… мало-помалу вовсе утрачиваем в себе «гражданина»… Этим отчасти можно объяснить невероятную распущенность русской мысли и русского слова в отношении России, в отношении государства, в отношении именно «обязанностей гражданина, которые точно вымерли в нашей печати».
Если б война была короткой и победоносной, может, это и подняло бы гражданственный дух российских людей.
Однако когда война длится долго и становится малопонятной по целям, и полтора миллиона молодых мужчин погибли, да ещё три с половиной миллиона раненых и почти столько же томящихся в плену, какое уж тут воспитание «гражданина».
Граждане, которым стало на государство «наплевать, наплевать, надоело воевать», не стали защищать и монархию после государственного переворота, организованного генералами. И Розанов уже писал иначе в 18-м:
«Русь слиняла в два дня. Самое большее - в три. Даже «Новое Время» нельзя было закрыть так скоро, как закрылась Русь. Поразительно, что она разом рассыпалась вся, до подробностей, до частностей. И собственно, подобного потрясения никогда не бывало…»
Вот такое возникло у россиян ощущение воочию, что есть «Государство».
Книгу «Война 1914 года и русское возрождение» называют «удивительно чистой и свежей, цельной, подлинно русской». Оно, конечно, Василий Розанов - великий литератор, но зачем же здравый смысл ломать? Бесспорно, пропагандистский эффект она имела тогда, но вот насколько чиста и свежа?
Другое дело, что наконец-то в начале войны громко зазвучали славянофильские, русские идеи! Что дало основания философу Владимиру Эрну заявить: «Время славянофильствует» - «славянофильствует сама внезапно заговорившая жизнь, а не «серая теория» каких-нибудь отвлечённых построений и рассуждений».
Которая в конце концов уничтожила не только Российскую империю, а и его самого с семьёй. Будто в наказание за восхваление войны. В 1908 году он понимал:
«Что обеспечивает независимость государства? Сила, хорошая вооружённость, а внутри - патриотизм. Закованное в железо и с хорошо бьющимся сердцем - оно непобедимо».
Красиво написано. Но всё оказалось не так. И закованность непрочной, и сердечное биение недостаточным. Устали российские мужики от непонятной им войны и не захотели умирать за империю.
Русские не разглядели в монархии будущую предательницу. Хотя можно было это увидеть ещё в самом начале века. Лев Тихомиров видел никчёмность Николая, но веровал в МОНАРХИЮ. Вскоре ему показали, что такое монархия на самом деле. https://verybigfish.livejournal.com/3148153.html
Росиия 1814-1914 годов - это жизнь с головой, повернутой назад, = на блестящую эпоху 1700-1814 годов. Все нескладухи 19 века пояснялись как временные трудности, пыль мелкая на фоне _Великой_Славы_.