В галерее исторических личностей среди овеянных славой тружеников и созидателей найдется место и для портретов последователей Герострата, иногда совершавших свои подвиги исключительно из чувства долга перед Родиной. В отличие от скромных героев труда поджигателям, подрывникам, разрушителям и диверсантам гораздо чаще сопутствовал особый романтический ореол.
Адский Джек на лимузине
Сэр Джон Нортон-Гриффитс, баронет Уонхэмский, рыцарь ордена Бани и подполковник инженерных войск, был личностью поистине легендарной. Родился он в Англии 13 июля 1871 года. В 16 лет сбежал из школьного класса прямо на армейский вербовочный пункт, став рядовым полка королевских конных гвардейцев. Через год военная служба ему наскучила - и вместе со своим другом он отправился в Южную Африку. Там Джон провел 12 лет: пас овец, добывал золото в рудниках, управлял шахтой, участвовал в Англо-бурской войне в качестве адъютанта фельдмаршала лорда Робертса Кандагарского.
В 29 лет он вернулся в Англию, женился и создал собственную компанию по строительству тоннелей. У Нортона-Гриффитса был очевидный инженерный талант, и он являл собой один из лучших примеров предпринимателей своего времени. Сэр Джон реализовывал проекты по всему свету: на Берегу Слоновой Кости, в португальском Мозамбике, в Канаде, Австралии, Чили, в российском Баку. В 1910 году Нортон-Гриффитс был избран в палату общин британского парламента от партии тори.
Когда в Европе ощутимо запахло приближающейся войной, Нортон-Гриффитс в очередной раз круто изменил свою судьбу. За четыре дня до вступления Британии в Первую мировую войну он дал объявление в Pall Mall Gazette, призвав под знамена своего добровольческого отряда всех, кто знал его по Южной Африке. Волонтеров набралось много. Как член палаты общин, Нортон-Гриффитс добился официального признания своего отряда, ставшего 2-м конным полком короля Эдварда. Сам Джон получил звание майора.
Полк отправился в траншеи Западного фронта, где инженерному опыту майора Джона нашлось весьма неожиданное применение. Нортон-Гриффитс предложил сформировать подразделения «кротов» для рытья тоннелей под немецкими оборонительными линиями и их подрыва мощными зарядами. Вскоре майор Джон стал известен по всему фронту, причем благодаря не только славе подрывника (в войсках его стали называть Адским Джеком), но и своему Rolls-Royce с неизменным ящиком французского вина.
Звездный час созданных им подразделений настал 7 июня 1917 года, когда с одновременным подрывом 19 многотонных зарядов аммонала началось наступление англичан на высотах Мессине. Впрочем, самого Нортона-Гриффитса в тот момент на фронте уже давно не было: его таланты потребовались в Восточной Европе. Дело в том, что у Великобритании возникли проблемы с новым союзником - Румынией. Точнее, с ее нефтяной промышленностью.
Катастрофа в Карпатах
Румынской правящей династии Гогенцоллернов потребовалось целых два года, чтобы решить, на чьей стороне вступить в войну. Конечно, существовал союзнический договор с Австро-Венгрией, но шансы на победу стран Антанты казались румынам большими. Когда же послы союзников в Бухаресте пообещали Румынии территорию Трансильвании при послевоенном разделе Европы, последние сомнения отпали, и 27 августа 1916 года Королевство Румыния вступило в войну против Центральных держав.
Надо сказать, что стремительного броска в духе трансильванских походов князя Влада Цепеша (более известного как Дракула) у румынской армии не получилось. Полмиллиона плохо обученных солдат под командованием откровенно слабых офицеров смогли воспользоваться эффектом внезапности и занять часть Трансильвании, но удержать ее им не удалось. Под натиском немецких, австрийских, болгарских и турецких войск румынская армия начала отступление через карпатские перевалы. Русская армия, серьезно измотанная в боях, не смогла оказать своему новому союзнику значительной поддержки.
Однако останавливаться на линии довоенной границы Румынии Центральные державы не собирались. 10 ноября 1916 года немецкие альпийские стрелки сбросили с занимаемых позиций румынские части, оборонявшие перевалы в Карпатах. Отступление румынской армии быстро переросло в хаотичное бегство: потери убитыми, ранеными и пленными составили от 300 до 400 тыс. человек.
Немецкий генерал-квартирмейстер Эрих Людендорф так оценивал значимость ресурсов Румынии для своей страны: «…мы не сможем существовать… и выиграть войну без румынских хлеба и нефти». Германия и Австро-Венгрия, в результате морской блокады испытывавшие сильнейший нефтяной дефицит, могли рассчитывать лишь на поставки с румынских месторождений. Поэтому захват нефтепромыслов стал для Центральных держав вопросом жизни и смерти. Уже в начале сентября 1916 года болгарские войска заняли черноморский порт Констанцу, где находились значительные запасы нефти и нефтепродуктов, принадлежавших союзникам. Казалось, что вскоре и сам «большой приз» - румынские месторождения и нефтеперерабатывающие заводы - окажется в руках противника.
Гордость Британии, боль Румынии
Еще до начала разгрома румынской армии на карпатских перевалах военный комитет Кабинета министров Великобритании обсуждал ситуацию в Румынии. Было принято решение, что допустить захвата немцами румынских нефтепромыслов нельзя, и в случае необходимости запасы нефти и нефтяные скважины следовало уничтожить любой ценой.
Таким образом, Адский Джек отправился в Мурманск, проехал всю Россию с севера на юг и 18 ноября 1916 года прибыл в Бухарест. Инструкции, полученные им от канцлера казначейства Реджинальда Маккены, давали практически неограниченные полномочия по уничтожению румынских запасов нефти и принадлежащих британским акционерам объектов нефтяной промышленности. Справедливости ради стоит отметить, что правительство Великобритании взяло на себя обязательство после окончания войны в полном объеме выплатить стоимость восстановления всего, что будет разрушено и уничтожено.
Свою миссию Нортон-Гриффитс начал с нефтеперерабатывающего завода Romanian Consolidated Oil Company в Тырговиште. Появившийся в офисе компании подполковник английских инженерных войск был весьма краток относительно цели своего приезда: «Поднять в воздух это местечко». На все попытки объяснить сложность подрыва завода площадью 14 акров и мощностью по переработке 350 тонн сырой нефти в день последовал ответ, что гелигнитовых зарядов привезено в достаточном количестве.
В итоге Нортон-Гриффитс, прибывший в охваченную хаосом Румынию в сопровождении лишь одного ординарца, смог быстро и четко организовать работу. Адский Джек не знал румынского языка, не оканчивал курсов по управлению проектами и руководству персоналом, зато умел исполнять приказы и отдавать их: где-то уговорами, а где-то и под угрозой расстрела он мобилизовал инженеров и рабочих на уничтожение того, что создавалось в течение многих лет. Заводские мощности подрывались, буровые вышки разрушались, скважины наглухо «запечатывались» сброшенным в них буровым оборудованием и обрывками цепей. Нефть откачивалась из огромных резервуаров и поджигалась - она горела, застилая все вокруг удушливым черным дымом, и днем было темно как ночью.
Адский Джек находился в самой гуще событий, лично поджигая нефть и уничтожая оборудование кувалдой. Работа шла быстро (все-таки ломать - не строить). Первые скважины были преданы огню 26 ноября, а к 5 декабря все было кончено. Последними были уничтожены нефтепромыслы Плоешти: в пламени исчезло 800 тыс. тонн сырой нефти и около 70 нефтеперегонных установок. Нортон-Гриффитс покинул Плоешти вместе с последними отступающими румынскими частями.
Деятельность Адского Джека нанесла тяжелейший удар по планам Германии, которая смогла начать добычу на румынских месторождениях только через пять месяцев после захвата страны. В 1917 году нефтедобыча составила лишь треть от уровня 1914 года, в 1918-м - 80%. Сам Нортон-Гриффитс не любил вспоминать о своей миссии в Румынии. Упоения разрушением сэр Джон не испытывал, просто он был одним из тех джентльменов Викторианской эпохи, которым Британская империя всегда могла вручить свою судьбу. Одним из тех, кто вдохновлял окружающих своей энергией, кто мог взять на себя ответственность в сложнейшей ситуации и повести людей за собой.
Печальный эпилог
Усилия Нортона-Гриффитса в ходе войны получили высокую оценку со стороны Британской короны. В 1917 году он был награжден орденом Бани, а в 1922-м стал баронетом Уонхэмским. В 1924 году, после 14 лет пребывания в палате общин, сэр Джон покинул парламент и сосредоточился на работе своей компании.
Пятью годами позже, когда египетское правительство приняло решение увеличить высоту Асуанской плотины, контракт на работы был подписан с Norton-Griffiths & Co. Однако уже в 1930 году возникли непредвиденные сложности: компания заявляла, что правительственные инженеры-инспекторы малокомпетентны, а египтяне отвечали, что Нортон-Гриффитс не справляется с финансовыми обязательствами по контракту и работы идут с отставанием по графику.
21 сентября 1930 года реализация асуанского проекта была остановлена. Спустя неделю сэр Джон Нортон-Гриффитс покинул александрийский отель Casino и, взяв небольшую шлюпку, отправился на прогулку по морю. Через некоторое время шлюпка была обнаружена пустой. Вскоре после начала поисков было найдено и тело Нортона-Гриффитса. Осмотр показал, что смерть наступила в результате огнестрельного ранения в височную область. Судебное расследование пришло к выводу, что Адский Джек покончил жизнь самоубийством. Ему было 59 лет.
http://www.neftevedomosti.ru/press.asp?issue_id=148&material_id=1573