1. К вопросу о добыче нефти и природного газа
в Сталинградском крае в период Великой Отечественной войны
http://peir.volsu.ru/library/books/stal_cht5/stalingr5.htm#_Л.С._АрутюнянВ 1942 г. удельный вес районов Урало-Поволжья в общесоюзной добыче нефти составил 8,1 % вместо 6 % в 1940 г. В то же время удельный вес районов Северного Кавказа в добыче нефти понизился за это время с 14,9 до 9,4 %.
22 сентября 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление, послужившее руководством для обкомов партии в развитии нефтяной промышленности. В нем говорилось о необходимости улучшить геологоразведочные работы, систематически заниматься исследованием скважин, установить для каждой скважины технологический режим ее работы, строго выполнять графики планово-предупредительного ремонта, применять обработку скважин соляной кислотой, практиковать торпедирование малодебитных скважин для увеличения отбора нефти и пополнять фонд действующих скважин.
Выполнение этих решений открыло большие возможности для развитие нефтяной промышленности в Поволжье и на Урале. К концу 1942 г. удельный вес восточных районов в общесоюзной добыче нефти повысился до 18,3%, из них удельный вес добычи нефти в районе Поволжья увеличился с 0,7 % в 1940 г. до 2,3 % в 1942 г. в районах Урала - с 5,2 до 5,8 % соответственно.
2. Начальные этапы промышленной разработки нефтяных месторождений Урало-Поволжья и подготовка инженерных и научных кадров для нефтяной промышленности в республике Башкортостан
http://www.ogbus.ru/authors/Salimov/Salimov_1.pdf 3.Бугуруслан в годы Великой Отечественной войны
http://kraeved.opck.org/towns/buguruslanskii_raion/wow.phpКак сообщал обком партии в Центральный Комитет ВКП(б) 10 июля 1941 года, «коллектив рабочих треста «Бугурусланнефть» после объявления войны значительно увеличил добычу нефти... На июнь план был установлен в 15600 тонн, добыто же 17 129 тонн, или 109,6 процента. В настоящее время добыча составляет 650 тонн в сутки, против 570 тонн средней добычи в июне».
Несмотря на нехватку квалифицированных специалистов, на всякого рода трудности, трест «Бугурусланнефть» увеличивал добычу жидкого топлива. В 1942 году здесь действовало 270 скважин. В первый же военный год, по сравнению с предыдущим, добыча нефти возросла более чем в четыре раза, объем бурения - в полтора, эксплуатационный фонд скважин - почти в три раза.
В 1942 году по сравнению с 1941-м бугурусланцы увеличили добычу нефти в два раза. Себестоимость добычи одной тонны снизили на одиннадцать процентов. Среднесуточная добыча возросла до 1650 тонн. Годовой план выполнили досрочно, еще 26 декабря.
Вступая в 1943 год, промысловики Бугуруслана дали слово вдвое увеличить добычу жидкого топлива по сравнению с 1942 годом. Фактически добыча возросла в 2,2 раза. Страна получила от бугурусланцев 240 300 тонн нефти. Годовой план был выполнен значительно раньше срока - 16 ноября. До конца года с промыслов Бугуруслана было отправлено 46 эшелонов сверхпланового жидкого топлива.
4. Война моторов
http://permneft.lukoil-perm.ru/print.php?idissue=69&idarticle=1539&В 1944 году был получен первый миллион тонн нефти на промыслах Пермской области. Благодаря быстрому внедрению новых способов повышения нефтеотдачи пластов на промыслах Башкирии и Урала добыча нефти к 1945 году, по сравнению с 1940-м, была увеличена в полтора раза. В 1941-1945 годах в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции было открыто 34 новых нефтяных и газовых месторождения. Страна получила дополнительные сотни тысяч тонн нефти, так необходимые для приближения победы над фашизмом.
Родина оценила труд нефтяников: дважды - в феврале 1942-го и в январе 1944 года - большая группа работников нефтяной промышленности была удостоена высоких правительственных наград.
5. Нефтяная промышленность
http://www.slovari.sosh.ru/slovo.asp?id=55759 Район 1920 1940 1960 1970 1973
Закавказье 2,9 22,3 17,9 20,2 18,3
Сев Кавказ 0,9 4,6 12,0 34,2 29,7
Поволжье и Урал - 1,8 104,3 208,4 219,8
Cp Азия и Казахстан - 1,5 9,0 29,1 38,5
Украина - - 2,2 13,5 14,1
Зап Сибирь - - - 31,4 87,7
Прочие р-ны - 0,9 2,5 15,7 20,8
СССР в целом 3,8 31,1 147,9 352,5 428,9
6. Нефть
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_1130_aId_49346.htmlВ дореволюционной России наибольшая добыча нефти приходилась на 1901 г. - 11,9 млн т. Это составляло более половины всей мировой добычи нефти. В канун Первой мировой войны (1913) в России было добыто 10,3 млн т нефти, а в конце войны (1917) - 8,8 млн т. Почти полностью разрушенная в годы мировой и гражданской войн нефтяная промышленность стала возрождаться с 1920 г. До Второй мировой войны основные нефтяные районы СССР располагались в Азербайджане и Предкавказье. В 1940 г. добыча нефти в СССР достигла 31,1 млн т нефти (из них 22,2 млн т в Азербайджане, 7,0 млн т в РСФСР). Но в годы войны она значительно уменьшилась (см. таблицу) и составила в 1945 г. 19,4 млн т (11,5 млн т в Азербайджане, 5,7 млн т в РСФСР). В военные и послевоенные годы в разработку последовательно вовлекались новые нефтяные месторождения. Так, в сентябре 1943 г. в Башкирии был получен мощный нефтяной фонтан из разведочной скважины у деревни Кинзебулатово. Это позволило резко поднять здесь добычу нефти в разгар Великой Отечественной войны. Спустя год был получен первый фонтан нефти на Туймазинском месторождении. В 1946 г. было открыто первое нефтяное - Бавлинское - месторождение в Татарии. А в 1946 г. здесь появилось знаменитое Ромашкинское месторождение нефти.
В 1950 г. добыча нефти в СССР (37,9 млн т) превзошла довоенный уровень. С 50-х гг. главным нефтедобывающим регионом страны стала обширная территория, расположенная между Волгой и Уралом, включающая богатые нефтяные месторождения Башкирии и Татарии и получившая название "Второе Баку".
К 1960 г. добыча нефти увеличилась почти в четыре раза по сравнению с 1950 г. С 1964 г. началась промышленная эксплуатация западносибирских месторождений нефти. Это позволило увеличить добычу нефти в стране в 1970 г. по сравнению с 1960 г. более чем вдвое (353,0 млн т) и наращивать годовые приросты добычи нефти до 25 - 30 млн т. В 1974 г. СССР занял первое место в мире по добыче нефти. Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция, ставшая с середины 70-х гг. главной базой по добыче нефти и газа, обеспечивала более половины всей добываемой в стране нефти. В первой половине 80-х гг. в СССР добывалось 603 - 616 млн т нефти (с конденсатом). Но в 1985 г. добыча резко упала до 595 млн т, хотя, согласно Основным направлениям экономического и социального развития народного хозяйства СССР, в 1985 г. планировалось добыть 628 млн т нефти. Максимум добычи нефти в стране - 624,3 млн т - был достигнут в 1988 г.
В Российской Федерации в 1940 г. добывалось 7 млн т нефти. В 1950 г. объем добычи нефти достиг уже 18,2 млн т. А в последующий период добыча нефти резко возросла - до 569 млн т в 1988 г. Затем начался спад добычи - до 305,6 млн т в 1997 г. В большинстве старых нефтедобывающих районов Северного Кавказа и в Урало-Поволжье снижение добычи нефти произошло задолго до 1988 г. Но оно компенсировалось ростом добычи в Тюменской области. Резкое падение добычи нефти в Тюменской области после 1988 г. (в среднем по 7,17% в год) вызвало столь же значительное ее падение в целом по СССР (по 7,38% в год) и по России.
7. Нефть Казахстана - оружие Победы
http://www.neftevedomosti.ru/press.asp?material_id=523&issue_id=65Предвоенные годы
В 1928 году добыча нефти в Казахстане выросла по сравнению с 1920 годом в восемь раз. За 1923-1927 годы общая глубина пробуренных разведочных скважин составила 23,9 тыс. метров.
В годы первой пятилетки (1929-1932) было пробурено уже более 160 тыс. метров разведочных скважин. В 1928-1929 годах только по линии геологического управления в республике работало более 50 изыскательских партий. При этом удельная доля рабочих-казахов составляла в нефтяной отрасли республики 73,8%.
До Великой Отечественной войны нефтяная промышленность Казахстана была представлена трестами «Эмбанефть» и «Актюбнефть». Совместно с трестами «Востокнефтедобыча» (Куйбышевская область) и «Сахалиннефть» казахстанские промыслы входили в группу так называемых восточных нефтяных трестов.
В 1936-1940 годах объемы бурения в Казахстане выросли до 421 тыс. метров, из которых 154 тыс. пришлись на разведочные скважины. В одном только 1940 году объемы бурения достигли 100 тыс. метров. В этот период были открыты и введены в эксплуатацию новые месторождения нефти: Байчунас, Косчагыл, Сагиз, Кульсары, Шубаркудук, Джаксымай. Часть из них до сих пор находятся в разработке.
По итогам третьей пятилетки (1938-1942) ежегодная добыча восточных трестов должна была составить 13,3 млн тонн нефти против 1,9 млн тонн в 1937 году. Таким образом, производство жидких углеводородов должно было вырасти в 7,2 раза. При этом доля восточных нефтяных трестов в общесоюзном производстве нефти должна была увеличиться с 6,5 до 27,7%. Для сравнения: в 1942 году добычу нефти на Кавказе планировалось довести до 35,4 млн тонн против 25,7 млн тонн в 1937 году (рост производства должен был составить 40%). Речь шла о суммарной добыче трестов «Азнефтедобыча», «Грознефтедобыча», «Майкопнефть» и «Дагнефть».
С целью вывоза добытой нефти в 1939 году в Казахстане были введены в эксплуатацию железнодорожная линия Кандагач - Гурьев (общая протяженность - 517 километров) и магистральный нефтепровод Гурьев - Кандагач - Орск (около 900 километров). Ранее доставка нефти в центральные районы СССР производилась по нефтепроводу Доссор - Большая Ракуша (протяженность около 60 километров), а затем на морском терминале нефть переваливалась на баржи и танкеры и перевозилась в Астрахань и Сталинград.
В 1939 году рост добычи нефти по сравнению с 1938 годом составил 21,3 процента. Затем последовало снижение темпов. Причиной, по мнению Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б), было слабое использование трестом «Эмбанефть» производственных мощностей, медленное строительство и освоение скважин, отставание в приросте запасов нефти, проблемы с производственно-технической и социальной базой на новых и уже эксплуатируемых месторождениях.
В 1940 году добыча нефти в Казахстане составила 700 тыс. тонн, что было на 40% больше, чем в 1937 году.
Нефть и война
В 1941 году добыча нефти в Казахстане составила 864,1 тыс. тонн, в 1942 году - 866 тыс., в 1943-м - 978,8 тыс. Проводив мужей на фронт (к примеру, в Гурьевской (ныне Атырауской) области было призвано 42,5 тыс. человек - каждый шестой житель), женщины занимали их места на промыслах. Уже к концу 1941 года различные профессии на месторождениях освоило 2,3 тыс. женщин.
Проблему кадров удалось решить и за счет эвакуированных специалистов. Так, в 1941-1942 годах геофизические экспедиции Западного Казахстана пополнились большим количеством опытных работников, что позволило резко увеличить объемы работ. В 1942 году было создано Казахстанское отделение Государственного союзного геофизического треста.
Важно отметить, что нефтяники приняли активное участие в сборе средств для армии, в частности для строительства танковой колонны «Трудящиеся Гурьева». К концу 1942 года было собрано более 413 тыс. рублей.
Особая роль нефтяников Казахстана стала очевидной в середине 1942 года, после того как активизировалось наступление немецко-фашистских войск в излучине Дона и Волги, а также на Северном Кавказе. Под удар были поставлены не только месторождения Средней Волги и Северного Кавказа, но даже нефтепромыслы Баку. Что же касается Казахстана, то его месторождения по-прежнему находились в глубоком тылу советских войск.
3 июня 1942 года был издан приказ Наркома нефтяной промышленности СССР о создании Бийско-Кокчетавской тематической партии «с задачами обобщения геологических материалов, оценки отдельных районов и структур, сложенных мезозойскими и палеозойскими отложениями, в отношении их нефтеносности и обоснования выбора районов для дальнейших работ на нефть». Сроком выполнения приказа было определено 15 декабря 1942 года.
22 сентября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны СССР «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти в Казахстаннефтекомбинате, Пермьнефтекомбинате и в трестах «Бугурусланнефть», «Сызраньнефть», «Ишимбайнефть», «Туймазынефть», «Калининнефть», «Ворошиловнефть». Документ требовал активизации работ по разведке и вводу в эксплуатацию новых нефтяных месторождений, а также повышения производительности труда на уже существующих промыслах.
Во второй половине 1942 года на Эмбинских промыслах был отмечен значительный рост добычи нефти. Более того, промысел Кульсары в том же году занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании.
Помимо добычи нефти, начиная с 1942 года Казахстан внес огромный вклад и как важная составная часть стратегического маршрута переброски нефти и нефтепродуктов из Бакинского нефтяного района в обход зоны боевых действий на фронты Великой Отечественной.
12 апреля 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве нефтепровода, который соединил бы остров Большой Пешной с магистральным трубопроводом Гурьев - Орск. Одновременно было принято решение о создании Гурьевского морского нефтяного порта.
Кстати, в годы войны германским командованием неоднократно планировались и осуществлялись выброски диверсионных групп для разрушения нефтепровода Орск - Кандагач - Гурьев. Однако все эти вылазки провалились: диверсанты были очень быстро выловлены чекистами при активном участии местных жителей.
Транзит нефтяных грузов проходил главным образом через Гурьев (морским путем), Актюбинск, Уральск и Кызылорду. Кроме того, были построены магистральные нефтепроводы Комсомольск - Макат и Кошкар - Сагаз. На промысле Комыскуль близ Кульсары построили паротурбинную электростанцию. В июле 1942 года всего за 15 дней протянули железнодорожную ветку от станции Гурьев до нефтебазы. Были также возведены две наливные эстакады с тупиком для паровозов. Пар от стоявших в тупике локомотивов подавался на нефтеперерабатывающую станцию. Только в ноябре 1942 года через Гурьев по железной дороге было отправлено около 5 тыс. тонн нефти, а по нефтепроводу Гурьев - Орск - 32,8 тыс. тонн (всего же за годы войны по нефтепроводу перекачали более 3 млн тонн). Для перевозки нефти была также построена железная дорога Кандагач - Гурьев длиной 517 километров.
В 1941-1945 годах в Казахстане было пробурено свыше 430 разведочных и добычных скважин. Началась эксплуатация месторождений Нормунданак (Комсомольск), Жолдыбай, Южный Кошкар и Тентяксор (здесь темпы проходки составили 800-975 метров в месяц на буровой станок при среднем плане на комбинат 350 метров). Были открыты перспективные месторождения Каратон и Мунайли.
В 1943 году на нефтепромысле Доссор, а в 1944 году на промысле Макат впервые в СССР для повышения пластового давления был применен метод заводнения соленой водой через отработанные скважины. При этом пластовое давление в среднем повысилось в полтора-два раза, а ежемесячные дебиты выросли в среднем почти в пять раз. Отметим, что эксперименты по пробной заливке воды в пласт были произведены еще в 1941 году и тоже в Казахстане - на месторождениях Байчунас и Касчагыл.
В сентябре 1943 года началось внедрение на нефтяных промыслах погружных электрических насосов. При этом на нефтяном промысле Макат прирост среднего дебита составил 6 тонн, а на промысле Байчунас - 20 тонн. Благодаря внедрению новой технологии прирост добычи по 1944 году составил 6,5 тыс. тонн нефти.
В 1944 году в республике было добыто около 800 тыс. тонн нефти, в 1945 году - 785 тыс. тонн.
Первенец казахстанской нефтепереработки
Великая Отечественная война дала повод для создания первого на территории Казахстана нефтеперерабатывающего завода в городе Гурьеве (ныне - Атырау). Строительство НПЗ было вызвано необходимостью компенсировать потерю ряда нефтеперерабатывающих заводов в западных районах СССР и создать резервную базу нефтепереработки.
Все работы в рамках строительства нового нефтеперерабатывающего предприятия (включая возведение нового благоустроенного городка для рабочих и служащих) проводились, как и было запланировано, 18 месяцев. При этом план первого года строительства был выполнен на 144%. В декабре 1944 года строительный коллектив получил переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны СССР и удерживал знамя до ввода нового предприятия в эксплуатацию.
Кадров, необходимых для строительства и нефтепереработки в Казахстане, на тот момент еще не было, поэтому в 1944 году 200 человек были обучены необходимым профессиям в Гурьеве, а 130 - были направлены на различные нефтеперерабатывающие заводы СССР.
На стройке использовались в основном местные строительные материалы. Очень остро стояла транспортная проблема: львиная доля местного автомобильного транспорта была отправлена на фронт. Транспортный «узел» удалось развязать благодаря властям Гурьевской области, выделившим 300 подвод из областных ресурсов.
Результаты усилий строителей не замедлили сказаться. 1 января 1945 года заработал первый турбогенератор заводской теплоэнергоцентрали. А к 1 сентября 1945 года, когда начались пусконаладочные работы, на заводе уже активно трудилось около 100 инженерно-технических работников и свыше 750 рабочих.
8. Нефтегазовая промышленность Коми АССР
http://www.rkomi.ru/kp/txt/09_675.htmlВ первые годы войны, а именно в 1941-1942 гг. коллективы нефтепромыслов Чибью и Яреги не справлялись с производственными заданиями. Положение улучшилось в 1943 г. К концу года нефтешахта № 1 достигла проектной мощности: она давала 363 тонны нефти в сутки против 343 тонн по плану. В последующие военные годы нефтедобытчики успешно выполняли государственные задания (в основном за счет добычи тяжелой нефти) и более 91% добытой нефти Коми АССР давали ярегские нефтяники (сведения за 1945 г.).
9. В период Великой Отечественной войны добыча нефти в основных нефтяных районах СССР - в Баку и на Северном Кавказе сократилась в 1945 г. по сравнению с 1940 г. примерно в 2 раза. Сравнительно небольшое увеличение добычи нефти в Урало-Волжских районах не компенсировало падение добычи нефти в районах Кавказа. Объем добычи нефти в стране упал с 31 млн. т в 1940 г. до 19 млн. т в 1945 г.
http://www.oglibrary.ru/data/demo/3328/33280010.html 10. Нефть - главная энергия войны
http://www.sultanov.azeriland.com/oil/part_04.html Авторы капитального труда "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945" П.Н.Поспелов, В.А.Андреев, И.Х.Баграмян, А.А.Гречко, А.А.Епишев , И.В.Захаров, В.Д.Соколовский и др. пишут: "В нефтедобывающей промышленности положение по-прежнему оставалось тяжелым. В 1943 г. народное хозяйство получило на 4 млн. тонн нефти меньше, чем в предыдущем. Объяснялось это тем, что нефтяные промыслы Северного Кавказа были сильно разрушены. Кроме того, резко сократилась добыча нефти и в районе Баку. Здесь многие скважины пришлось законсервировать, так как в период боев на Волге и Северном Кавказе вывоз нефтепродуктов был чрезвычайно затруднен. А когда стало возможным вновь использовать железную дорогу из Баку через Ростов в центральные районы, требовалось время, чтобы восстановить скважины.
В этих условиях продолжалось ускоренное развитие нефтепромыслов востока страны - прежде всего Второго Баку (Урало-Волжский нефтяной район) (в1943 г. здесь было добыто 1946 тыс. т- !? Авт.), а также Казахстана и Узбекистана (в 1943 г. здесь было добыто 1218 тыс. т- !? Авт.).