Оригинал взят у
morozovsb в
Верните педагогику!Любой человек, мало-мальски погруженный в нынешнюю рутину образования, не лишенный наблюдательности и способности анализировать скажет - едва ли не главная проблема всей образовательной системы состоит в полном изгнании из нее педагогики, в разнаучивании всего процесса обучения. А потому, поглядевши на происходящее, он так или иначе, невольно скажет: "Верните педагогику!"
Нынешний образовательный процесс построен на чем угодно, только не на педагогике. Как обоснование многочисленных нововведений в ход идет все: бытовые суждения, идеология, прагматика и узкий экономизм.
Педагогика отвергается последовательно и практически на всех уровнях сферы образования. Это дает свои плоды в виде примитивизации методики преподавания, обеднении содержания, в неадекватности содержания образования возрастным особенностям в отсутствии системности, продуманности всей системы образования (от расписания уроков до учебного плана и целей воспитания и обучения). Нет ни логики, ни смысла как в построении отдельного учебного курса, так и в построении всей образовательной системы. Всяк городит кто во что горазд и на что его подвигают собственная псевдопедагогическая фантазия.
Педагогика принципиально отвергается как наука, как умение преподнести и преподать знание. В основе этого безусловно общее падение культуры мышления, крушение былого пиетета перед наукой как таковой. Ныне всяк сам себе академия наук, в том числе и педагогических. Теперь уже не до деталей, не до различения между актом познания и актом обучения, ситуацией научного поиска и ситуацией быстрого и эффективного освоения учебного материала, не до понимания разницы между процессом развития личности и процессом производства нового знания. Где до таких тонкостей? Всяк ставит себя этакой госпожой Простаковой и мнит, что обучение и воспитание - дело нехитрое и особой премудрости не требующее.
Меж тем, это не так. Беда нашего образования прочно завязана с бедой нашего педагогического образования, проблемами развития педагогического знания. В сложившейся ситуации нужно не сворачивание педагогики и как науки и как учебного предмета, а ее реформирование. И не по западным стандартам, а в соответствии с требованием реальности и здравого смысла.
Проблема нашего педагогического образования, дающего не вполне, а может и вовсе не вполне учителя в том, что оно недостаточно педагогично.
Чего не хватает? Прежде всего того, что нужно учителю в обязательном порядке: общепедагогических знаний и знания методики преподавания. Эти два краеугольных камня педагогического образования отчего-то были всегда в загоне, при том по причинам совершенно противоположным: общая педагогика казалась туманной, неопределенной и бесполезной, методика неконкретной и водянистой, лишенной общих правил, не дающей уверенности, твердой методы, позволяющей легко проталкивать учебный материал зазевавшемуся ученику в мозгушку подобно тому как мамаша проталкивает кашку ложка за ложкой своему младенцу. Могут сказать, что таких прочных метод нет, и будут совершенно правы. Но констатация этого факта не отменяет повторяющегося и регулярного в человеческом поведении, не отменяет того, что знание об этом регулярном и повторяющемся может быть дано пусть не в виде строгих законов наподобие тех, что мы встречаем в точных науках, но в виде так называемых эмпирических обобщений, статистических закономерностей. Однако ожидать чего-то подобного от современных педагогических поветрий вряд ли возможно, оторванные от науки, они все растворяют в понятии индивидуального, отрицают всякую возможность обобщения, а потому ставят крест на педагогике как таковой. В результате закономерный итог - отказ от педагогики, признание того, что раз педагогика не может обобщать и фиксировать общее, закономерности, в ней нет никакой надобности, равно как и в педагогическом образовании из нее вытекающем. Становись у доски и действуй по обстоятельствам, ввяжись в бой, а там увидишь. Методологический плюрализм, своеобразный фаллибилизм возведенные в абсолют и аксиому.
Меж тем, эта капитуляция перед сложностью предмета педагогики и сложностью педагогического образования, а оно и в самом деле сложно в силу этой же самой индивидуальности, определяющая движения в сторону отказа от их развития, должна быть признана поспешной.
Требуется реорганизация педагогического образования в соответствии со сложностью задач воспитания и обучения, требуется осознание того, что владение педагогическими знаниями и умениями требует более основательной подготовки не только в плане упомянутых выше педагогических дисциплин, в плане хрестоматийной психологии, но и в плане философской, культурологической, социологической подготовки. Педагог это не просто специалист по применению методик, это не просто технический специалист, как мнится ныне какой-нибудь ГУ ВШЭ, это гончар человеческих душ. Звучит высокопарно, но все также близко к реальному положению дел, как и много лет назад. Функция, значение учителя не меняется, меняется, усложняется представление о тонкости этой работы.
Таким образом другая беда нашего преподавания педагогики в том, что она берется как дрессура, как чисто техническое мастерство. Это снижение, это огрубление, непонимание глубинных основ дает в итоге неизбежный итог в виде нынешнего уродливого учительства, уродливой организации всего дела образования как процедуры, как чего-то бездушного и лишенного сердца, живой эмоции.
И вот таким образом стоит задача проплыть между этими двумя крайностями, между отрицанием педагогики как таковой и сведением ее к технологии и процедуре. На мой взгляд, это можно будет сделать только через возвращение к классической формуле Гессена, определявшего педагогику как прикладную философию, то есть как всеобъемлющее такое учение о процессе обучения и воспитания. Это и будет залогом возвращения к ней как к науке.