Дмитрий Викторович Ливанов - новый министр науки и образования, сменивший Фурсенко. Ректор Московского института стали и сплавов, бывший зам. министра. После краткого знакомства с биографией и выступления на публике понятно, что он продолжит прежнюю линию на "инновацию, модернизацию, компетенционизацию" отечественного образования.
Ливанову всего 45 лет, однако карьеру сделал стремительную. Скороспелыш 90-х, сумевший быстро и основательно встроиться в новую реальность. Молодой физик сразу после получения диплома поступил в аспирантуру и уже через 2 года защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. Для фундаментальной науки невиданная быстрота, надо было успеть за отведенный срок сделать нужное количество публикаций, сдать минимум, пройти через предзащиты. В 33 года становится доктором наук. Жорес Алферов защитил докторскую диссертацию уже в 40. В 37 получает профессорское звание. Для своего вуза добился статуса национального исследовательского университета, т.е. повышенного финансирования.
Судя по интервью, новый министр является тайным поклонником небезызвестного сообщества pora_valit, произведенные им изменения в образовательном процессе МиСи всячески облегчают жизнь потенциальным эмигрантам. В словах бессознательно проскальзывает презрение к российским образовательным традициям и желание сделать "как у них".
Во-первых, "будем в качестве приложения к диплому выдавать документ европейского образца, формат которого установлен Болонским соглашением. Все курсы, которые он прослушал, будут пересчитаны в зачетные единицы. И это обеспечит сопоставимость нашего диплома с любым европейским или американским дипломом".
Во-вторых, "поставил задачу, чтобы на уровне бакалавриата каждый выпускник сдал там TOEFL на определенный уровень. Если он этого не сделает, то просто не получит диплом. На уровне магистратуры второй иностранный язык добавим". Только ТОЕFL, а почему сразу не IETLS? И открыть новую специальность "иммиграционный агент"?
Затем, "мы хотим, чтобы наши выпускники были успешными людьми. Чтобы они не только знали физику, химию, математику, но чтобы они умели действовать в практических ситуациях, знали иностранные языки, умели пользоваться информационными технологиями". "Сокращают людей неэффективных, которые не могут работать на том уровне, который сегодня требуется". "Это образование.... обеспечит после окончания университета быстрый карьерный рост".
Последнее суждение характерно для выпускника вуза, мечтающего о переезде в США или Европу, быстро только кошки родятся. Как видим из тезиса важен не профессионализм, а успешность. Неэффективной может быть работа, а не человек.
Естественно, технический вуз не может обойтись без "современных" специальностей "Лингвистики", "Менеджмента", а особенно "Торгового дела", связанного с рынком цветных и драгоценных металлов.
Как министр видит перспективу развития промышленности?
"Задача масштабной технологической модернизации может быть решена только за счёт заимствования и адаптации существующих технологий, При этом надо понимать, что в силу низкой технологической культуры, адаптированы могут быть далеко не самые передовые технологии".
"Говоря о тактике заимствования технологий, Дмитрий Ливанов подчеркнул, что адаптировать надо те технологии, которые могут быть освоены максимально быстро. В связи с этим, по его мнению, важно готовить специалистов, которые способны работать с заимствованными технологиями. Система профобразования никогда не решала такие задачи. Поэтому сейчас важно акцентировать на них внимание.«Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования, - заявил Ливанов. - Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России».
Нам нужны не творцы, а криэйторы. Едем в Китай и заимствуем технологию изготовления магнитиков на холодильник. У азиатов учимся изготовлять бусы. Тем более, что власти требуют от регионов развивать туризм.
1. Дмитрий Ливанов "Для грамотного инженера или управленца даже в кризис работа найдется". //Комсомольская правда, 20 апреля 2009.
2. Биография на сайте университета:
http://misis.ru/ru/593. Дмитрий Ливанов: «Россия утратила статус мировой научной державы».//
http://www.courier-edu.ru/cour0812/400.htm