Некий человек поинтересовался организацией National
Endowment for Democracy. Единственный
способ хоть что-то толком понять про деятельность этой организации - прочитать отчет, библиографические данные
которого я указываю ниже. Кроме того, лет 8 назад я написал нижеследующий
комментарий, который здесь и воспроизвожу:
* * *
В США есть организация National Endowment for Democracy. Первоначально она
была создана (при Рейгане) для продвижения политики и интересов США в Латинской
Америке, а позднее действовала и действует в СССР, Восточной Европе и
послесоветских республиках. Это частная организация, финансируемая на 80% из
федерального бюджета, отчитывающаяся перед комиссией Сената по зарубежным
операциям (на отчетах стоит, в качестве имени автора, “Уильям Клинтон”, как и
принято на государственных документах). Впрочем, “отчитывающаяся” - выражение
неверное, ибо на что тратятся средства, NED даже в отчетах
конгрессу не раскрывает, а лишь сообщает количество проектов,
организованных и поддерживаемых ими в разных странах (без детального указания,
что это именно за проекты, а чаще - и безо всякого указания).
По закону (Freedom of Information Act)
организация с этим статусом обязана предоставлять информацию о своей
деятельности запрашивающим ее гражданам, на деле же политический
исследовательский центр Council on Hemispheric
Affairs направлявший такие запросы не получил на них ответа.
Когда они привлекли к этому запросу когрессмена, и он смог получить лишь отписку,
а подавляющая часть запрашиваемой информации ему сообщена не
была.
Тем не менее кое-что о деятельности NED известно.
В Латинской Америке они поддерживали крайне элитарные группы, ориентированные на
связь с США, экспорт ресурсов, компрадорскую политику,
с резким расслоением населения на 10% “живущих по-западному” и 90% нищих,
и подавление локального социального развития.
Поддерживались также откровенные головорезы, террористические организации
уничтожавшие политических оппонентов и терроризировавшие население.
О решительности действий NED можно судить по тому, что в 1986 г. во
Франции(!) они финансировали (через FTUI [*]), под соусом
борьбы с коммунистическим влиянием в профсоюзах, радикальную антимиттерановскую
студенческую группу, у который были связи с запрещенной подрывной организацией.
Это вызвало большой скандал, поскольку Франция хотя и не (была тогда) военный
член НАТО, но все же союзник.
[*] Free Trade Union Institution - “профсоюзная организация”, формально
часть АФТ-КПП, но занимающаяся весьма странной деятельностью.
Исследовательский отчет о NED
cм. [writer] Beth Sims, “National Endowment for Democracy (NED) : a foreign
policy branch gone awry : a policy report”, by the Council
on Hemispheric Affairs and the Inter-Hemispheric Education Resource
Center, Albuquerque, NM, 1990
приводит множество подобных сведений. Этот отчет также указывает на весьма
своеобразный личный состав управляющих в NED (высокопоставленные
отставники правительственных ведомств, спецслужб и ключевые фигуры в
консервативных think-tank’ах) и на связи
организации как с правительственными агентствами, так и с консервативными
организациями (причем как республиканцев, так и демократов, как
то National Democratic Institute for International Affairs;
впрочем, по части внешней политики различия между двумя
партиями второстепенны). Т.е. NED выполняет своего рода роль “государства в
государстве”, связки и координационного центра между правительственными
органами и неправительственными консервативными центрами. За рубежом,
как демонстрирует и заключает отчет, NED проводит ту
деятельность, которая иначе была бы в компетенции разведывательных организаций.
NED является (по статусу и по кадровому составу) организацией
с одной стороны связанной с государственным аппаратом и спецслужбами, а другой
стороной - с “общественными” организациями. Благодаря этому положению брокера и
координационного центра, он эффективно исполняет функцию передачи исполнения
подрывной деятельности от государственных органов - формально “общественным”, и
координации подрывной деятельности в иностранных государствах между госаппаратом
и спецслужбами, с одной стороны, и “общественными” организацями (фондами,
институтами) с другой.
С 1986 г. NED имел своих людей в СССР on the ground и проводил в СССР
какие-то проекты. На 1990 г. NED вел около 60-70 проектов
в Восточной Европе и СССР. Каковы были эти проекты в СССР - дело смутное
(в отчетах они не указаны). Известно однако, что
они поддерживали сепаратистские движения (в частности - в УССР), финансировали
издание Орвелла (книги “Скотный двор”) и тусовали Буковского и нескольких
подобных одиозных лиц; об остальных проектах не известно ничего.
Гораздо больше известно о деятельности NED (через NDIIA и NRIIA) в Восточной
Европе. Так, NRIIA (National Republican Institute for International Affairs) в
1990 г. занимался организацией выборов в Венгрии, выдачей грантов Венгерскому
Демократическому Форуму, поставкой оборудования для штаб-квартир оппозиционных
партий и т.д. В Болгарии оперативники NRIIA
занимались организацией Союза Демократических Сил
(“large-scale and intensive program”). В Чехословакии - вели
семинары по технике ведения избирательной кампании, организовывали
обучающие курсы (workshops) оппозиционных партий
и т.д. В Румынии NRIIA стал первой организацией, развернувшейся после
падения Чаушеску. Консультации для партий, “technical advice on party
organization and management, ..., grassroots membership recruitment” и т.д.
Проекты NDIIA очень похожи на NRIIA. Кроме Восточной Европы, NED активно
действует еще в дюжине стран - Никарагуа, Панаме, на Филлипинах, в Корее и т.д.
СССР в отчетах нигде не упоминается, кроме как вскользь в общих высказываниях
насчет “проектов в СССР”.
Текущие публикации NED сообщают, что и сейчас они ведут проекты в бывших
советских республиках, но без указания, какие именно.
Однако сведения, приводимые в указанном выше исследовательском отчете [Sims,
1990] о деятельности NED, не оставляют сомнения в общем характере деятельности
этой организации. Это, прежде всего, строительство в других странах элитных
группировок, воздействие или правление которых отвечало бы национальным
интересам США (в понимании этих интересов прежде всего неоконсервативными
кругами, но, как я сказал, демократы в этих вопросах
принципиально не расходятся с республиканцами), содействие усилению этих
группировок и усилению их влияния, в идеале - приходу их к власти.
При том расходы собственно на NED невелики (около 15-16 млн. долларов в год, из
них около 20% - накладные административные расходы) и идут на критические нужды
- формирование и консолидация группировок, критические моменты в продвижении их
влияния; роль действий NED в этом отношении подобна по
своему характеру роли финансирования со стороны германского императорского
правительства революционных организаций в России (из которых группа Ленина была
лишь одной) [*]. Нельзя сказать, что эти группы состоят на иностранном
содержании, они пользуются в основном туземными ресурсами. Но без иностранной
поддержки зародыши могли бы никогда не перерости в видное явление; могли бы
рассосаться; или могли принять весьма иной характер, будучи принуждены более
считаться с настроениями туземцев (известно, допустим, что большинство чехов не
поддерживает вступление в НАТО).
[*] NED, разумеется, образует каналы доступа в политическую элиту, к
которым, при нужде, могут подключаться более специализированные организации с
бóльшим, но уже совсем недетализируемым публично бюджетом. При
этом им даже необязательно действовать от своего имени, они могут
выступать через нескольких core grantees NED и созданных теми subgrantees.
Можно отметить, что построению и продвижению ко власти организаций, которые
могут быть потенциальными получателями помощи NED, соответствует
установление господства определенной идеологии. Мы это и наблюдаем сейчас в
России (а также прежде -
в Латинской Америке); это все описано в книгах Гайдара.