ударники производства

May 19, 2011 02:46

До капрала Брэдли Мэннинга абсолютным мировым рекордсменом по объему переданной развединформации (в индивидуальном зачёте) является видимо Айвор Грегори, инженер британской авиационной промышленности завербованный "линией Х" лондонской резидентуры КГБ в 1967 году (вышедший накануне вербовки на пенсию с должности chief maintenance engineer в British European Airways и бывший ранее президентом британского Society of Licensed Aircraft Engineers), благополучно доживший до смерти в 1982, имя которого было установлено только уже после краха СССР благодаря архиву Митрохина. Только основная часть (!) переданных Грегори материалов занимает в архивах КГБ около 300 томов, каждый примерно по 300 страниц. Эти 90 тысяч страниц содержат техническую документацию о новых самолётах, в том числе Конкорде, Супер VC-10 и Локхиде L-1011, об авиацоннных двигателях, включая Olympus-593 (применяемом на Конкорде), RB-211 (применяется на L-1011, Боинге-747, 757 и 767, а также теперь Ту-204) и SPEY-505 (применяется на триджете HS 121 Trident).

(Andrews & Mitrokhin, "Mitorkhin Archive", стр. 549; Christopher Andrew, "Defend the realm: the authorized history of MI5", стр. 582-3)

Вот этот самолёт -- не Ту-154, как некоторые могли подумать, а HS 121.
А вот этот -- не Ил-62, а VC-10.
Картинки Конкорда/Суперкаравеллы и Ту-144 приводить не стану (см. также ниже).

* * *

Второе место, из известного мне, вероятно держит входивший в сеть Розенберга Уильям Перл, в одном только 1945 году лично предоставивший МГБ 12 тыс. страниц чертежей первого американского реактивного истребителя P-80 и дополнительно 5 тыс. страниц документации по другим авиационным технологиям.

Перл располагал доступом к конструкторской документации по многочисленным военным самолётам, включая ранние реактивные самолёты, к разработкам по сверхзвуковой аэродинамике, конструкции аэродинамических труб и результатам продувок в аэродинамических трубах, включая первые сверхзвуковые трубы, технологии наводимых ракет, а также к предварительным разработкам самолёта на ядерной тяге.

Всего с конца 1943 по март 1946 года, сеть Розенбергов передала более 20 тыс. страниц технической документации, не считая 12 тыс. чертежей P-80. Хотя этот период вероятно был наиболее продуктивным по объёму переданных материалов, он составлял лишь около трети общего времени действия сети. В частности, Пёрл имел полный доступ к материалам по самолёту D-558-I Skystreaks -- одному из первых самолётов летавших со скоростью близкой к скорости звука. С 1947 по 1953 год Skystreaks устанавливал мировые рекорды скорости. Эти самолёты собрали критически важную аэродинамическую информацию в период, когда не имелось точных данных продувки в аэродинамических трубах для скоростей от 0.8 до 1.2 M. Пёрл также имел доступ к разработкам формы сверхзвукового крыла (airfoil 66-006).

Переданные группой Розенберга и в частности Перлом технологии сыграли ключевую роль в способности СССР сбить разведывательный самолёт У-2. Построенные на основе переданных группой Розенберга американских разработок советские радары обеспечили возможность отслеживания полётов У-2 и наведения на цель; установленный в советской ракете дистанционный взрыватель, являвшийся прямым потомком AN/CPQ-1, документацию на который Розенберг передал СССР, и образец которого Розенберг преподнёс Феклисову в подарок на новый 1944 год, сдетонировал 1 мая 1960 года вблизи У-2 над Свердловском и сбил самолёт. Сами идеи высотной ПВО основывались на материалах проекта Thumper, также переданных группой Розенберга.

* * *

Третье место или может быть наоборот второе, т.к. точная цифра объёма не публиковалась, вероятно занимает французский патриот (не может быть сомнений, что он лелеял желание, чтобы его ойчизна лишний раз украсила книгу рекордов Гиннесса), имя которого сейчас не припомню (см. напр. в мемуарах Peter Wright, "Spycatcher"), входивший во французскую сеть ГРУ и снявший на микроплёнку для советских поклонников авиации полный конструкторский (заводской) комплект чертежей прототипа Конкорда.
Previous post Next post
Up