Анатолий Цыганок, "К какой войне готовилась Красная армия?"
http://www.polit.ru/analytics/2006/06/16/whichwar.htmlhttp://www.polit.ru/analytics/2006/06/19/whichwar2.html Анализ оперативного построения войск РККА показывает, что более половины наиболее мобильных войск были сосредоточены на так называемом Львовском выступе в полосе Киевского особого военного округа, где в первом наступательном эшелоне были сосредоточены 5, 6, 26, 12 армии, каждая из которых имела в своем втором эшелоне механизированные корпуса (22, 15, 8), в том числе на направлении главного удара Краков, Катовице - 6, 26 армии, 4, 15, 8 МК.
Во втором стратегическом эшелоне для развития успеха и концентрированного удара армий правого крыла фронта для окружения и уничтожения противника восточнее р. Висла в районе города Люблина - оперативно-маневренной группой фронта в составе 9, 19, 24 механизированных корпусов. Всего в полосе Киевского Военного округа (Юго-Западного фронта) были развернуты четыре армии, имевшие в своем составе 32 стрелковых дивизии, 16 танковых дивизий, 2 кавалерийские дивизии, 8 механизированных корпусов, 10 авиадивизий.
Исходя из исторической правды, следует признать, что лукавят коллеги, говоря, что Сталин якобы не знал, не поддержал товарища Жукова. Потому что стратегическое развертывание наступательных группировок войск - заблаговременно, в течение 1939-1941 годов - было проведено именно для нанесения упреждающего удара.
[...]
Мне пришлось перечислить группировку войск на западной границе накануне войны, чтобы показать, что наступательные группировки вооруженных сил создавались Советским Союзом не одномоментно с начала 1941, а были целиком подготовлены в течение двух лет, и они полностью совпадают с планом стратегического развертывания. И попытка объяснить построенные для наступательных операций группировки требованиями якобы совершенствования обороны страны вызывают у меня как у специалиста возмущение или, в лучшем случае, недоумение. Как можно явную подготовку к наступательной операции выдавать за оборонительную?
[...]
Совокупный анализ ставших известными документов ясно отражает поставленные цели - планомерная подготовка мощнейших наступательных операций.
Оперативное построение войск РККА к июню 1941 года четко показывает направление главного и другого удара, к нанесению которого развернуты войска Юго-Западного и Западного фронтов, перед войной - Киевского и Белорусского особых военных округов.
[...]
Только недавно стали известны новые факты, подтверждающие версию упреждающего удара Красной армии,
- в частности, по подготовке топографических карт всех масштабов в течение 1939-1941 годов в основном на зарубежную территорию.
[...]
Наиболее весомым фактом, подкрепляющим «упреждающую версию», является направленность подготовки тыла РККА и СССР. В крайне ограниченные сроки был построен и введен в эксплуатацию ряд весьма важных в оборонном и хозяйственном отношении железнодорожных линий и участков: на западном направлении - Тула - Рославль; Брянск - Вязьма; Ворожба - Унеча; Чернигов - Овруч; Орша - Лиепель; Бологое - Себеж; Новосокольники - Жлобин; Кенгисеп - Псков - Полоцк и другие; на юго-западном направлении - Фастов - Новоград-Волынский; Фастов - Пятихатка; Погребище - Константинов; на южном - Алят - Джульфа; Османлы - Астра; Термез - Сталинобад; на Дальнем Востоке - Манзовка - Турий Рог; Биробиджан - Ленинск; Бариновский - Краскино; Завитая - Поярково; Борзя - Баин - Тумэн [3]. Одновременно с этим была увеличена пропускная способность ряда военных дорог фронтального направления [4], подходящих к государственным границам: Бологое - Полоцк, Смоленск - Витебск, Москва - Киев - Жмеринка, Бахмач - Гомель - Минск. Кроме того, на всем протяжении Восточно-Сибирской магистрали, от станции Карымская до Владивостока, были уложены вторые пути. Пропускная способность железных дорог фронтального направления, из центральных районов страны к западной государственной границе 1939 года, значительно увеличилась.
[...]
По решению ЦК ВКП(б) и Советского правительства в 1940-1941 годах развернулось значительное строительство новых шоссейных дорог, имевших важное значение в западных приграничных районах (Орша - Лиепель, Львов - Переяславль, Белая Церковь - Казатин). [...] Помимо формирования дорожно-строительных частей перед ГУШОСДОРом НКВД стояла задача постройки наплавных мостов через Неман (двух), Западную Двину (двух), Днепр (четырех) и т.п. Для этого в приграничных округах создавались запасы необходимых материалов и оборудования.
[...]
Склады боеприпасов на Северо-Западном, Западном и Юго-Западном стратегических направлениях размещались на территории, удаленной от государственной границы на 50-700 км. Около четверти запасов боеприпасов находилось на удалении 50-200 км от государственной границы. Это объяснялось необходимостью обеспечить предполагаемые наступательные боевые действия войск с началом войны, для уменьшения плеча подвоза. [...] Кроме того, по директиве Генерального штаба РККА, изданной в августе 1940 года, к 1 октября 1940 года запасы боеприпасов в западных военных округах необходимо было довести до 1,25 боекомплекта в стрелковых дивизиях; в кавалерийских, танковых и моторизованных дивизиях/бригадах - до 3 боекомплектов, до 1,5 боекомплектов по остальным боеприпасам и в резерве Верховного командования - до 1,5 боекомплектов.
[...]
К 1 июня 1941 года в системе Народного комиссариата обороны было накоплено 96,8% установленных запасов горючего. Почти половина их размещалась на базах в глубине территории страны. Такое размещение не в полной мере отвечало замыслу действий, поэтому, по предложению Генерального штаба, в июне 1941 было начато перемещение запасов из внутренних районов страны в приграничные военные округа.
Наиболее весомым, убедительным и неопровержимым фактом подготовки именно к войне на чужой территории явилась переброска в течение двух лет (с 1939 года) стратегических запасов техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия, ГСМ, фуража, обмундирования и т.п. из районов Заволжья и Урала в тылы первого стратегического эшелона Киевского и Западного особых военных округов - и опять же на направлениях основных ударов, в районы Ровно, Проскуров, Винница, Бердичев, Житомир и Лида, Барановичи, Осиповичи, Борисов, Слуцк (рис. 3).
Те запасы, которые были захвачены немцами за первые три месяца боев начального периода войны, вся промышленность СССР сумела восстановить только к началу 1944 года. Из-за отсутствия железнодорожного и автомобильного транспорта запасы вывести не удалось, войска уничтожить их не успели. Еще бы - ведь вывозились они всем железнодорожным транспортом годы, а вывезти их потребовалось за дни и недели. Только топографических карт на армейских и окружных складах оставлено было более 200 вагонов (около 300 млн экземпляров). Большая часть карт нашей армией использована не была, а войска Центрального и Юго-Западного фронтов не имели карт мелкого масштаба вообще.
[...]
В первые дни боев особенно большие потери были в авиации. Основная причина потерь - сверхскученность боевой техники. По требованию устава на полевом аэродроме возможно размещение не более полка, но для скоростных самолетов необходимо было удлинять взлетно-посадочные полосы. Создавалась новая аэродромная сеть. Боевые самолеты размещались на полевых и гражданских аэродромах скученно, в два-три ряда. К июню 1941 года в связи с единовременной реконструкцией большей части аэродромной сети (со сроками окончания работ ко второй половине июля) на аэродромах сосредоточились до 1-1,5 авиадивизий. Все аэродромы располагались в приграничной полосе в досягаемости немецкой авиации (Каунас, южнее Гродно, западнее Белостока, западнее Луцка, южнее Львова, западнее Минска и т.д.).
Подготовку промышленности к войне можно рассмотреть на примере авиапромышленности. К 1937 году парк самолетов увеличился до 8139. В феврале 1939 года на совещании руководства страны было принято решение начать строительство и реконструкцию 9 действующих самолетостроительных и 6 новых авиамоторных заводов. Весь комплекс мероприятий планировалось завершить до мая-июня 1941 года.
[...]
к июню парк ВВС насчитывал 15990 самолетов, из которых 9917 (без авиации ПВО) находились на западном направлении. [...] Против 1820 боевых самолетов Германии [...] плюс 770 самолетов союзников, при общем парке самолетов Германских ВВС - 3836. Т.е. соотношение по общему парку 4,5:1 в пользу советской стороны.
[...]
Среди многих малоизвестных фактов хотелось бы отметить тот, что с мая 1940 года инженерными войсками снимались минные поля и узлы на старой границе, снятые орудия укрепленных районов поставлялись на усиление артиллерийских частей для увеличения плотности огня, стратегические оборонительные рубежи не готовились.
Несмотря на два года войны Германии в Европе советское командование оставалось в плену старых догм и ничуть не сомневалось в том, что крупному наступлению будет предшествовать 10-15 дневный период, в течение которого можно будет изменить положение.